Едва лишь человек криком извещает мир о своём рождении, начинаются его поступки, начинается его поведение.
Человек постепенно открывает мир, познает его разумом и сердцем. Он видит мать, улыбается ей, и его первая мысль, что все существует для его радости. Мама и папа радуются, когда сын радуется: первые шаги, эмоции ребёнка.
Чем дальше, тем больше вступает в действие закономерность: если поведение и поступки маленького человека продолжают диктоваться только его потребностями - человек уродуется. У него развиваются ненормальные, повышенные требования к жизни и почти всякое отсутствие требований к себе.
Вот отсюда и берет начало: лень, безделье, бессердечность, равнодушие к тому, что для меня трудятся другие люди.
С годами развивается духовная пустота, а потом зарождается и разочарование, которое испытывают с первых же шагов самостоятельной трудовой жизни те молодые люди, чьё детство было бездумным удовлетворением их потребностей.
Нормальное гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям присоединяется долг.
Человеческая жизнь начинается с того времени, когда человек делает не то, что хочется, а то, что надо.
Чем раньше входит в человеческую жизнь понятие долга, формируя другие потребности, тем благороднее, духовно богаче, морально чище будет расти ребёнок.
Чтобы воспитать зрелость, взрослость мысли, чтобы чувствование долга стало основой жизни, нужно заботиться о развитии у детей ответственности за материальные ценности.
Создавая в труде материальные и духовные ценности, человек создаёт и сам себя.
Если мы хотим, чтобы наши дети вырастали настоящими людьми, мы должны забыть о лёгком, беззаботном детстве для них. Жизнь в годы отрочества и ранней юности немыслима без труда, без физического и духовного напряжения.
Способность относиться определённым образом к самому себе, ставить перед собой требования, властвовать над своей совестью - все это находится в прямой зависимости от того, каковы источники радости и счастья маленького человека.