До укрепления буддизма в Японии была распространена только примитивная тотемная живопись, украшавшая стены гробниц. Однако вместе с новой религией в страну восходящего солнца проникли и новые представления об искусстве. В отличие от незамысловатых синтоистских святилищ буддийские храмы были торжественны: они заполнялись затейливой резьбой, разнообразной скульптурой и даже изысканными, но хрупкими фресками.
Чудесным образом до наших дней дошли потрясаюшие росписи VII века из древнейшего монастыря Японии Хорю-дзи.
Фрески Хорю-дзи, чудом сохраненные и трагически поврежденные
Храм процветающей дхармы, или Хорю-дзи, является старейшим деревянным памятником архитектуры не только в Японии, но и во всем мире. Каждый элемент построек ансамбля, будь то резьба, скульптура или роспись, служил идее отражения красоты мироздания и выражения буддийских представлений о его устройстве. Именно поэтому наиболее значительными фресками в кондо Хорю-дзи являются изображения восседающего Будды Амиды, окруженного двумя бодхисатвами, и принца Сётоку-Тайси, основателя храма и распространителя буддизма, в окружении своей семьи – брата и сына.
Композиция, состоящая из трех фигур, строго симметрична, образы предельно обобщены, но исполнены достоинства и величия. Будда Амида восседает на нежно-розовом бутоне лотоса, а бодхисатв окружают побеги этого священного цветка. Подобная иконография была характерна для буддийского искусства и встречается в скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и живописи. Три фигуры объединены единым ритмом, рожденным в тонких, ясных и эффектных линиях контура и подчеркнутым выразительными позами и жестами и динамичными складками одежды. Язык фрески предельно декоративен и орнаментален.
О высоком мастерстве автора говорит и безупречное сочетание тончайших оттенков зеленого, розового, красного и золотого цветов. Нюансированность росписи позволяет изучить мельчайшие детали одеяний и богатых украшений Будды и бодхисатв.
Что же известно из истории создания самых древних фресок Японии? Не так много. Долгое время господствовало мнение, что они были выполнены в начале VII века живописцем государства Когурё Там Чином. В том, что росписи мог создать иностранный мастер, не было ничего удивительного. На первых порах, когда буддизм только начал укрепляться в Японии, архитекторы, скульпторы, резчики, живописцы и другие умельцы приглашались из зарубежных стран. Они распространяли не только знания о техниках создания тех или иных предметов культа, но также и собственные стилистические и иконографические вкусы.
О том, что Там Чин действительно прибыл в Японию и, более того, передавал свои знания о живописи местным художникам, известно из старых летописей, например, из записей «О храме Хорю-дзи».
Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите 👇
Кроме того, если сравнить фрески из гробниц государства Когурё, то можно заметить наличие иконографических сходств с росписями Хорю-дзи. Ярким примером является, например изображения восседающих фигур с предстоящими – Будды и умершего чиновника Янь Дон Шоу. Кроме того, некоторые исследователи отмечают также их стилистическую и техническую общность. Фрески, созданные в королевстве Когурё и найденные в Хорю-дзи, обладают четким контуром, который затем заполнялся красочными слоями, благодаря чему создается эффект утонченности и декоративности изображения.
Однако до сих пор между учеными так и не было достигнуто единогласия в этом вопросе. Так, ряд ученых считает, что стиль росписей скорее схож с живописью китайской династии Тан, оказывающей еще большее влияние на искусство Японии в этот период. Кроме того, современные исследования позволили установить, что более вероятной датой создания фресок является не начало, а конец VII века. В связи с изменением хронологической атрибуции для востоковедов снова встал вопрос авторства картин, так как Там Чину должно было быть около 90 лет тогда, когда они были созданы.
Так или иначе, то, что росписи сохранялись в течение 12 столетий до нашей дней – это настоящее чудо! Катастрофа чуть не произошло в 1949 году, когда огонь значительно повредил и едва не стер их с лица земли. Спустя десятилетия исследователи и реставраторы, имеющие в арсенале лишь несколько фото, практически все из которых были черно-белыми, смогли воссоздать их облик. Однако для безопасности фресок деревянный кондо сейчас украшен высококачественными репродукциями.
Маленькие храмики как память о древних интерьерах
Суждение о том, что стены буддийских построек были преимущественно заполнены фресками, связано с сохранившимися реликварием Тамамуси-но-Дзуси и алтарем госпожи Татибана, находящимися в кондо Хорю-дзи. Хотя они не были созданы как часть интерьеров упомянутого монастыря, в этих памятниках отражены характерные детали, позволяющие нам представить, как могли выглядеть храмы Японии VII века.
Так, архитектура реликвария Тамамуси-но-Дзуси практически полностью повторяет кондо Хорю-дзи. Макет храма также имеет одну центральную и две боковые двери, а окна в нем отсутствуют. Когда створки ковчега открываются, посетители видят бронзовые скульптурки будд или других почитаемых существ, за которыми располагаются внутренние панели с рельефными изображениями учителя. Внешние же экраны украшены изысканными лаковыми росписями с утонченными фигурами и изящными растительными мотивами. В этом памятнике декоративно-прикладного искусства выражаются синтез архитектуры, скульптуры и живописи и их стилистическое единство, свойственное для Японии VII века.
Ещё более точное представление об интерьере буддийского храма дает алтарь Татибана-но-дзуси. В отличие от реликвария Тамауси-но-Дзуси, он не напоминает законченное сооружение. Однако задний экран скинии украшен рельефом на распространенную в искусстве того времени иконографию восседающего Будды в окружении бодхисатв.
❤️ Телеграмм-канал терапевта-психолога. Помогает. Рассказывает об интересных случаях: ❤️ 👇Подписывайтесь 👇
Аналогичное изображение мы встречаем в росписях кондо Хорю-дзи. За бронзовыми скульптурками скинии скрываются изображения переродившихся в раю людей, покоящихся на лотосах. Верхняя часть панели заполнена горельефами будд, также сидящих на цветках. Свободное пространство экрана украшено растительным орнаментом и языками пламени.
Исследование обоих памятников даёт нам понятие о том, как выглядели интерьеры ранних буддийских кондо и что они были богато украшены стенными росписями. Схожесть иконографий с храмовой живописью позволяет нам представить, какими прекрасными могли быть эти уничтоженные в связи с неумолимым ходом времени и трагическими случайностями фрески.
О других шедеврах японского искусства читайте в статье «Как древняя японская техника укиё повлияла на современное искусство».
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?
Это может быть вам интересно:
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260824/61207/