Гипноз, вербовка, дрессировка это техники, которые существовали с давних времен. Они сами бессознательно вырабатывались в человеке его природой или психикой, когда она принимала разрушительный окрас. Как только человек сознательно переходит черту нравственности, теряет совесть или подчиняет себя материальным благам, то этот пласт приёмов и алгоритмов автоматически и в совершенстве начинает пронизывать поведение и поступки своего носителя. Это то, что управляет человеком из сферы бессознательного, то есть за пределами личности самого человека.
Подсознание формируется на протяжении всей жизни и у некоторых людей оно в определенный момент «уходит» в хищную версию. Такой психикой обладают все отрицательные персонажи в классических произведениях и антагонисты в кинематографе. Эти люди всегда действует под напором своего разрушительного подсознания. И процесс этот запускается постепенно, шаг за шагом, с одного укоренившегося дурного поступка, который начинает медленно выхолащивать человеческое естество, заменяя его животной. Так и происходит постепенный захват человеческого разума силой его психики, начиная своё медленное управление дальнейшими поступками человека.
Когда звериная порода в человеке берет верх, то такие методы как дрессировка, вербовка, манипуляции и гипноз становятся теми инструментами, которые человек начинает использовать в своей повседневной жизни и даже может не замечать этого. Этот тот набор техник, который помогает людям продвигаться по карьерной лестнице, помогает пускать пыль в глаза, очаровывать, захватывать под своё управление весь доступный человеческий ресурс, но все они направлены на угнетение воли человека.
Задача гипнотического воздействия в том, чтобы максимально перегрузить органы чувств. Если взять в гротеске, то уместно вспомнить цыганский гипноз, магия которого кроется в том, чтобы одномоментно устроить галдёж, движение, пестроту, прикосновения со всех сторон. Иными словами, все спектры чувств получают сильнейшие стимулы, перегружаются и временно выходят из строя. Но такое явное воздействие невозможно отыгрывать с одним и тем же человеком длительное время, поэтому в повседневной жизни используется тонкий гипноз, который часто оказывается незамеченным. Как правило, именно в результате таких техник и многоходовок человек начинает чувствовать сильную страсть, влюбленность, доверие, очарование. Достаточно вспомнить какой подкупающий эффект производит обладатель красивого голоса, искусно управляющий своей интонацией, мимикой, грацией, а если он к тому же еще красноречив от природы и безукоризненно одет, то все глядящие на него будут бессознательно слегка подвисать. Этого конечно для полного гипнотического эффекта недостаточно, но шансов оказать влияние у этих людей намного больше при прочих равных. Именно особенности тонкого воздействия будем разбирать по пунктам:
1. Воздействие на обоняние. Как только человек улавливает резкий запах, у него сразу слабеет критическое мышление. Люди этой масти бессознательно пользуются хорошо улавливаемым парфюмом, либо при решении своих манипуляционных задач, начинают инстинктивно закуривать и дымить возле своего собеседника. Магазины, например, используют ароматерапию, чтобы максимально расслабить покупателя и разбалансировать его критическое мышление при покупке. Поэтому, как только нос начинает улавливать запахи, то самое время зафиксировать в голове этот процесс и включить двойную дозу личной осмотрительности.
2. Воздействие на слух. Даже скрипучий стул способен заставить сидящего на нём человека конфузиться и смущаться, а цокающий звук шпилек приводит мужчин в позицию «ушки на макушке» и это природа, которая зачастую управляет человеком. Манипулятор для достижения своих целей всегда будет использовать пространство себе на пользу. И всё это происходит бессознательно. Он даже не задумывается над этим, а делает это автоматически, точно также как человек не задумывается над тем, правильно ли он перемещает язык во рту при пережевывании пищи. Чтобы отключить критическое мышление иногда бывает достаточно вывести другого человека в локацию, которая насыщена различными звуковыми волнами: шум автострады, щебетание птиц, музыка. Всё это, так или иначе, то, что может отвлечь от сути. Если решается важный вопрос, то этот фактор сильно рассредоточит, а если это знакомство с кем-то противоположного пола, то поможет закрыть глаза на явные недостатки. Однако, когда посторонних слуховых воздействий нет, то в ход пойдет вкрадчивый убаюкивающий голос, где захочется вслушиваться в тембр, а не в суть темы. Иными словами, под чарующими воздействиями на слуховой фактор, можно легко сойтись с человеком, с которым это стало бы невозможным при других обстоятельствах. Например, на шумной вечеринке легче сблизиться с человеком, который и вовсе не соответствует критериям желаемого партнера. Потом считается, что это любовь нагрянула и ничего с этим не поделать. Но это не всегда любовь, а кому-то просто удалось проникнуть в область чувств через специально созданные внешние условия.
3. Воздействие на глаза. Вспомните, какое сильное завораживающее действие способна оказывать красота. Все силы души так и цепляются и отправляются к источнику великолепия. И в этом нет ничего плохого. Сама природа создала человека таким образом. Человеческий глаз устроен так, что он против воли будет фиксировать себя на самых удивительных и волнительных объектах, которые потом «западают в душу». Поэтому если идет соприкосновение с сильными зрительными впечатлениями, например выдающиеся черты лица, оригинальный нос, крупная родинка, глубокое декольте, какой-либо сильный акцент в образе, то это всегда повод затормозить себя и подключить дополнительное критическое мышление. Как бы человек не старался совладать собой, его глаз неумолимо будет заставлять смотреть на источник впечатления, упуская суть. Так устроена человеческая психика, и она слегка сама по себе. Эту особенность используют фокусники, прибегая к услугам красивой ассистентки, чтобы та отвлекла на себя внимание публики.
4. Тактильные ощущения. Манипулятор от природы старается задействовать и этот арсенал инструментов. Он может по-дружески похлопать по плечу, взять нежно за руку, приобнять, погладить. Это медленное вторжение в личные границы и делается это для того, чтобы человек бессознательно поставил его на одну планку со своим близкими и вписал в свою жизнь как значимое лицо. Прикосновения – это прямое воздействие на психику. Кроме того, при помощи тактильных маневров легко регрессировать человека до уровня ребенка или даже животного. Например, если ударить человека, то он сразу звереет, а если без запроса поправить ему волосы, убрать соринку, поправить элемент одежды, то он и свои 50 лет почувствует себя малышом. Доверчивый человек на подобные акты заботы может отреагировать с чувством и теплотой, но ментально зрелый человек на это всегда задастся вопросом «А что это за ролевая игра такая? И кто в ней я?». Но это не что иное, как погружение человека в изменённое состояние, а именно детское и наивное. Любая вербовка, приманивание, привязка начинаются именно с таких тонких, еле заметных действий по нарастающей.
5. Совместный приём пищи. Психика человека автоматически начинает доверять тому, с кем он делил трапезу. Совместный приём пищи всегда сближает людей и именно для этого влюбленные устраивают романтические вечера, чтобы продвинуться в своих отношениях. Деловых партнёров также часто приглашают провести встречу в ресторане, чтобы добиться лояльности и устранить все барьеры. Это древний ритуал. После него сближение неизбежно. В давние времена не было принято делить трапезу с чужаками. Угощать угощали, но сами не присоединялись. Поэтому, когда человек настаивает на совместном приёме пищи, да еще с распитием крепких напитков, то это повод задаться вопросом, а есть ли готовность подпускать близко к себе именно этого человека? Если подключенное критическое мышление даёт зеленый свет, то всё в порядке. Если доверия нет, то лучше верить себе и не вестись на провокацию.
6. Постепенное угнетение психики.
- Вопросы. Ответы подряд на два-три вопроса без перехвата разговора, то есть без встречного вопроса уже подразумевает погружение в более низкую позицию, нежели чем тот, кто ведет разговор. Поэтому, кто задаёт вопросы – тот и главный. И зачастую этому главному и не важны ответы на свои вопросы, ему важна именно его доминанта в этом общении.
- Команды. Начало дрессировки с безобидных на первый взгляд побуждений к действиям в духе «Посмотри на…» и человек уже выполняет команду и поворачивает голову, «подержи это» и человек уже что-то берет и держит, «который час» и человек смотрит на часы. Любое выполнение команд при этом подкрепляется обворожительной благодарной улыбкой, а невыполнение укоризненным взглядом, ухмылкой, поджатыми губами или фырканьем.
- Акты психологического насилия. Звонки посреди ночи, искусственная суета, стресс, страх, тревога, напряжение – всё это вышибает психику и выводит её из строя, отправляя человека в полную прострацию, а иногда и область психических расстройств. Будучи в такой позиции длительное время, человек становится более сговорчивым, глупым и наивным, то есть именно таким, чтобы была возможность подчинить себе волю другого. Кроме того, именно от подобных психологических атак берут свои корни различного рода выгорания, депрессии и помешательства, в простонародье порчи.
Как только воздействие на органы чувств, а, следовательно, на центральную нервную систему оказано, то далее начинается плавное разрушение личных границ и слияние. Объект воздействий становится значимым, так как в прямом смысле становится частью другого. Один отдаёт ему свои чувства, а это освободившееся место занимает новый человек, так как «свято место пусто не бывает». Когда чувства искренни и обоюдны, то люди могут вести общий бизнес в полном доверии, закладывать фундамент настоящей дружбы, создавать крепкую семью. Но если это в одностороннем порядке, то косвенные удары по психике другого неизбежны. Если за душой была пустота, то есть отсутствие чувств и наполнения, то вписывать другого просто некуда и не во что. Поэтому такие люди просто сволакивают чужую душу и выходят из отношений. Именно поэтому разрыв таких отношений становится болезненным именно для того, кто чувствовал, а не для того, кто вызывал чувства и исчез. Эдакое демоническое или призрачное проявление. И тот опустошенный потом живёт на пониженных оборотах и тоскует по своей душе, пребывая в иллюзии, что любит этого человека.
Противостояние:
- замечая все выше описанные приёмы и включая критическое мышление.
- демистифицировать человека, то есть намеренно его приземлять в своих глазах и не пытаться проваливаться в тот образ, который другой пытается разыграть.
- Не отвечать на более двух вопросов без встречного вопроса через перехват разговора под своё управление.
- По возможности не следовать командам, а если это неуместно, то задать после этого открытый вопрос, чтобы другой развернуто на него ответил. Допустимо также редактировать просьбу на своё усмотрение, тогда это инициатива, а не послушное выполнение команды.
- Не позволять погружать себя в стресс, бессонницу, тревогу.
- Выходить из коммуникации как только преставится такая возможность.
Наиболее хорошо эти методы продемонстрированы следующими персонажами: Кира «Дождь в чужом городе», Вера "Поздние свидания", Бланш Дюбуа «Трамвай желание», Джен Грей «Девять с половиной недель». Это явление также хорошо раскрыто Чеховым в рассказе «Тина».