Семья Паламарчук многим в Новошахтинске хорошо известна. Глава семейства Иван Данилович работал на шахтах «Коминтерновская» и «Соколовская» горнорабочим очистного забоя, звеньевым, бригадиром добычной бригады, имеет 46 лет подземного стажа, за свой труд отмечен знаком «Шахтерская слава» всех трех степеней. Вместе с женой Людмилой Николаевной вырастил трех сыновей. Все они - Иван, Владимир, Андрей – работают в Ростовской областной поисково-спасательной службе. Сегодняшний наш материал посвящен старшему из сыновей, Ивану Ивановичу.
Чтобы посвятить свою жизнь спасению людей, одного желания мало, необходимо обладать определенными качествами: хорошая физическая подготовка, высокий уровень дисциплины и самоорганизации, стрессоустойчивость, способность быстро принимать решения и умение работать в команде.
Иван Паламарчук окончил школу № 28, по примеру отца семнадцатилетним мальчишкой пришел на шахту, из-за возраста в лаву его не взяли, начинал работать на поверхности в стройцехе, параллельно учился в Новошахтинском горном техникуме. Потом была служба в армии, попал в автороту. Вернулся - опять на шахту, но уже под землю, на участок отца, начинал с подсобного рабочего, потом был мастером - взрывником, бригадиром монтажников лав. В общей сложности в шахте отработал девять лет.
Первая награда спасателя
В 2000-х годах по всей стране стали формироваться подразделения МЧС. На службу приглашали крепких спортивных ребят. Иван всегда был в хорошей физической форме, занимался боевым самбо. Его путь спасателя Ростовской областной поисково-спасательной службы начался в 2003 году.
Именно тогда он был среди участников ликвидации аварии на шахте «Западная», и впервые увидел, как важна в чрезвычайной ситуации слаженность действий всех служб.
Первую награду Иван Иванович получил в 2007 году, это был нагрудный знак МЧС России «Участнику ликвидации последствий ЧС» - за операцию в горных выработках неглубокой шахты с выходом на поверхность. Этот случай спасатель помнит в мельчайших подробностях.
- Это было в Зверево. Семья - отец, два сына и племянник - решили добыть в заброшенном шурфе шахты оставшийся металл. Спустившись вниз по наклонному штреку, трое участников тут же умерли от скопившегося мертвого газа, четвертый, не дождавшись своих родственников, вызвал помощь, а затем спустился за ними.
Я и Владимир Сологуб оделись в спецкостюмы и пошли на разведку. Спасли только племянника, транспортировали его в три захода, малейшая задержка – и он мог умереть. Позже, когда в больнице мы его навестили, он ничего не помнил. Меня тогда поразило, как работает инстинкт самосохранения: в полной темноте он пытался ползти в нужном направлении. Умерших тоже подняли наверх.
Каждый случай по-своему сложен
Одна из особенностей профессии спасателя в том, что он должен быть постоянно готов к выезду. И каждый раз не знаешь, что ждет на месте.
2013 год. Белая Калитва, там произошел сход с рельсов железнодорожного состава со взрывом газа. В грузовом составе находились две цистерны с пропаном, одна взорвалась, вторую спасатели нашли и остудили. Но самым тяжелым в этом случае было то, что кабину локомотива от удара смяло и машинист оказался зажатым искореженным металлом. ЧП произошло ночью, и к моменту прибытия спасателей пострадавший более трех часов находился в беспомощном положении. Обследование показало, что вытащить машиниста не позволял болт, пробивший ногу. Человек находился в сознании, но не очень верил в свое спасение. Кроме ноги, у него была повреждена грудная клетка, а еще черепно-мозговая травма и перелом руки. Когда снимали с ноги болт, Иван отвлекал машиниста разговорами, и в какой-то момент сделал рывок. Затем вырезали железо, которое мешало деблокированию, и через 20 минут пострадавший был передан медикам. За спасение человека И.И. Паламарчук был награжден медалью «За отличие в ликвидации последствий ЧС».
Иван Иванович неоднократно отмечен руководством за добросовестное выполнение должностных обязанностей. Он награжден медалью «За возвращение Крыма», нагрудным знаком МЧС России «За заслуги», памятной медалью МЧС России «Маршал Василий Чуйков». Также он обладатель нескольких юбилейных медалей, золотого значка ГТО 8-й ступени, знака губернатора Ростовской области «За ратную службу».
Коллеги ценят за решительность
Те, кто работает с Иваном Ивановичем бок о бок не один год, отмечают, что он не боится брать ответственность на себя. Мне рассказали такой случай: из Москвы на утилизацию в нашу область везли опасное вещество. Но завод в Белой Калитве отказался принимать подобный груз. Вещество везли в бочках, на машинах, крытых тентом, одна из бочек оказалась поврежденной, дала течь и начала разъедать автомобиль.
Опасный груз готовы были принять на утилизацию в Ростове, требовалось дать разрешение на вывоз. Паламарчук был старшим группы, изучил документы и определил, что это кислота, лабораторный анализ подтвердил его выводы. После этого именно он дал разрешение на транспортировку, определил порядок перевозки – в сопровождении ГАИ и пожарных, так как кислота нейтрализуется водой.
Сейчас Паламарчук занимает должность начальника центрального поисково-спасательного отряда. В его подчинении четыре поисково-спасательные группы и 25 спасателей. Все владеют несколькими специальностями - водолазы, кинологи, альпинисты, в то же время все они универсалы, при необходимости выполнят любую работу. Сам Иван Иванович имеет квалификации по 11 специальностям из предусмотренных в МЧС.
Ежедневно он проводит занятия со своим составом, 3-4 раза в год - учения по заданной ситуации: ЧС в лесном массиве, на скальном рельефе, в условиях техногенной катастрофы. В сентябре его отряд будет проводить для всех областных отрядов ПСС соревнования по ориентированию.
Самые тяжелые случаи – с участием детей
И.И. Паламарчук сам отец двоих детей, поэтому болезненно переживает, когда не удается спасти маленькую жизнь. Но эмоции приходится отключать. Иван является руководителем водолазной группы, ему нередко приходится проводить операции на водных объектах. Он вспомнил такой случай:
- Семья отдыхала, родители не досмотрели, куда делся ребенок 7 лет. Начали с выяснения обстоятельств: где, когда его видели последний раз. В итоге нашли мальчика под пирсом. Операция заняла всего 5-10 минут, а цена трагедии – жизнь ребенка.
- Вообще спасатель не может пройти мимо чужой беды даже в нерабочее время. Как-то мы отдыхали с коллегой, стала тонуть женщина, дочь пыталась ее спасти. Мы помогли вытащить и откачать пострадавшую, я делал непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
Я часто выступаю в школах и детских садах с лекциями и обучаю детей первичным навыкам безопасности. Они спрашивают, сколько раз мне пришлось делать искусственное дыхание? Отвечаю, что за 20 лет службы три раза, и все успешно – люди были спасены, но так повезти может не всегда.
За плечами И.И. Паламарчука огромный опыт действий в различных ситуациях. И хочется пожелать ему только одного: чтобы чрезвычайных ситуаций было меньше, а спасенных жизней больше.