Старт миссии Polaris Dawn, над которой работала компания Илона Маска SpaceX, запланирован на 27 августа. Четыре непрофессиональных астронавта проведут на борту корабля Crew Dragon 5 дней, а двое из них — впервые в истории — выйдут в открытый космос.
Миссия Polaris Dawn: первый коммерческий выход в открытый космос
27 августа состоится запуск миссии Polaris Dawn, которую компания Илона Маска SpaceX анонсировала еще в 2022 году. Это первая в истории исследовательская частная миссия, в рамках которой в открытый космос выйдут непрофессиональные астронавты. Возглавил и профинансировал Polaris Dawn миллиардер и филантроп Джаред Айзекман. Вместе с ним в состав экипажа вошли бывший пилот ВВС США Скотт Потит, а также два инженера SpaceX Анна Менон и Сара Джиллис. Запуск запланирован на 10:38 по московскому времени, стартовое окно — четыре часа. Полет будут показывать в прямом эфире — для этого на борту корабля Crew Dragon установили видеокамеры, которые связаны со спутниками Starlink.
Экипаж проведет в космосе 5 дней. Ракета-носитель Falcon 9 стартует из Космического центра во Флориде и доставит Crew Dragon на эллиптическую орбиту. Корабль удалится на 1,4 тыс. км от Земли — на такую высоту не выходила ни одна пилотируемая миссия с 1972 года(экспедиция «Аполлон-17»). Crew Dragon соберет данные о радиационной обстановке на орбите, а затем спустится до высоты в 700 км над Землей, чтобы совершить выход в открытый космос. Главная задача экипажа — проверить функциональность новых скафандров SpaceX.
Как выглядит скафандр SpaceX
Из-за длительного процесса разработки и испытания новых скафандров (в общей сложности два с половиной года) запуск миссии Polaris Dawn несколько раз откладывался. Первые скафандры компания SpaceX показала только 4 мая 2024 года. Они получили название EVA (Extravehicular Activity Suit, «костюм для внекорабельной деятельности»). Над дизайном работал Хосе Фернандес, известный фанатам киновселенных DC и Marvel: он создавал костюмы Железного человека, Бэтмена и других супергероев.
The Washington Post пишет, что для астронавтов по сути создали «персональные космические корабли»: скафандры защищают от радиации и экстремальных температур, при этом обеспечивают свободу передвижения и общения с диспетчерами на Земле. В новую версию скафандров от SpaceX добавили шарниры для улучшения подвижности, в шлем встроили камеру и внутренний дисплей — на нем отображается информация о состоянии костюма. При этом скафандры не оборудованы ранцами с системой жизнеобеспечения: костюмы напрямую «привязаны» к кораблю и подключены к баллонам с кислородом, которые находятся на борту Crew Dragon.
Стью Кич вице-президент SpaceX по проектированию Dragon Мы собираемся расширить границы возможного и понять, как человеку безопасно подниматься выше, дальше, быстрее. У скафандра EVA есть конечная цель: нам нужно ответить на вопрос, так ли он эффективен, чтобы построить тысячи, а затем и миллионы скафандров для полетов на Луну и Марс? Это мотивация, стоящая за миссией.
Crew Dragon тоже модернизировали: установили люк для выхода в космос и поручни для проведения работ снаружи корабля. При этом у Crew Dragon нет шлюзовой камеры, как, например, на борту Международной космической станции (МКС). Поэтому во время выхода в открытый космос Crew Dragon будет полностью разгерметизирован. Чтобы подготовить экипаж к таким условиям и избежать развития декомпрессионной болезни, в салоне будут постепенно снижать давление и повышать концентрацию кислорода.
Что известно о Джареде Айзекмане и других членах экипажа
Это первый полет в космос для всех членов экипажа кроме Джареда Айзекмана — 41-летнего миллиардера, основателя и владельца платежного сервиса для ресторанов и гостиниц Shift4. К 2020-му компания Айзекмана ежегодно обрабатывала платежи на сумму более $200 млрд, обслуживая треть американских ресторанов и отелей, в том числе Hilton, Four Seasons и KFC. В 2020 году Айзекман вывел Shift4 на биржу и на данный момент владеет 38% акций компании. Согласно рейтингу Forbes Real-Time, его состояние оценивается в $1,9 млрд.
Айзекман давно увлекается космосом и авиацией: в 2009 году он получил квалификацию пилота реактивных самолетов, а затем — истребителей. У него есть лицензия на управление 20 гражданскими и военными самолетами. Кроме того, он получил степень бакалавра в области аэрокосмических исследований. В интервью The Wall Street Journal он рассказывал, что хочет помочь миру «открыть космос».
Первым полетом Айзекмана в космос стала миссия Inspiration4 2021 года. Тогда SpaceX впервые отправила на орбиту четверых туристов. Миллиардер возглавил экипаж и оплатил все «билеты»: по данным Time, стоимость каждого из них составляла примерно $50 млн. Деньги пошли на благотворительность — помощь детской больнице в Мемфисе, которая занимается лечением онкозаболеваний. Netflix даже снял документальный сериал о миссии Inspiration4.
По словам Айзекмана, новая миссия Polaris Dawn призвана продолжить работу NASA, «помочь людям достичь Луны и Марса и исследовать Солнечную систему». Стоимость миссии миллиардер не раскрывает. Известно, что экипаж собирали обе стороны: миллиардер «занял место» для себя и Скотта Потита, а от SpaceX решили отправить в космос Сару Джиллис и Анну Менон.
- Скотт Потит — пилот корабля Crew Dragon. Он отставной подполковник ВВС США, который прослужил 20 лет на различных должностях. CNN называет Потита «давним другом и коллегой» Айзекмана: завершив службу в ВВС, он ушел в бизнес и занимал пост вице-президента по основным направлениям деятельности компании Shift4.
- Сара Джиллис — специалист миссии. Ей, как и Айзекману, предстоит на 20 минут выйти в открытый космос (остальные члены экипажа останутся на борту). Она работает в компании SpaceX с 2015 года и курирует программу подготовки астронавтов. В частности, Джиллис готовила к полету экипаж Inspiration4.
- Анна Менон — медик и специалист миссии. Она 7 лет проработала в Центре управления полетами NASA и участвовала в медико-биологическом обеспечении полетов по программе МКС. В SpaceX она руководит полетами кораблей Crew Dragon.
Команда Polaris Dawn тренировалась в штаб-квартире SpaceX: там оборудовали специальное пространство, в котором имитировали условия невесомости. Экипаж летал на реактивных истребителях, чтобы привыкнуть к перегрузке организма во время полета. Кроме того, они занимались альпинизмом, дайвингом и отрабатывали выход из корабля в новых скафандрах.
Сара Джиллис член миссии Polaris Dawn Мы провели массу тренировок, чтобы физически подготовиться к выходу в открытый космос. И мы проделали огромную работу как команда, чтобы быть готовыми к любым непредвиденным обстоятельствам, которые могут возникнуть во время полета.
Какая цель у миссии Polaris Dawn
Экипаж тестирует оборудование, обновленный Crew Dragon и скафандры SpaceX, чтобы проверить их функциональность для будущих совместных с NASA миссий — в том числе по обслуживанию космических аппаратов. Речь в первую очередь про телескоп «Хаббл», который работает с 1990 года. Его орбита постепенно снижается, и к 2034 году «Хаббл» может просто сгореть в атмосфере.
Илон Маск еще в 2022 году предложил подключить команду SpaceX к решению этого вопроса: поднять орбиту телескопа, отремонтировать его и обеспечить еще 15–20 лет работы. CNN отмечает, что это сэкономит NASA «десятки миллионов долларов». При этом ряд сотрудников агентства опасаются, что непрофессиональные астронавты могут, наоборот, безвозвратно повредить телескоп и подвергнуть свои жизни опасности. Айзекман заявил, что успешный выход в открытый космос в рамках миссии Polaris Dawn докажет: команда «может справиться с такой сложной и опасной задачей», как спасение «Хаббла».
Кроме того, команда Polaris Dawn за 5 дней должна провести 38 медицинских экспериментов. У миссии есть и еще одна — более символическая — задача: в космос вместе с астронавтами слетает слиток серебра, из которого потом изготовят медали для Олимпиады 2028 года в Лос-Анджелесе.