Предисловие – во время многолетней жизни на Фиджи как-то раз заехал на один из островов на архипелаге Ясава, где провел несколько дней. Практически на каждом курорте Фиджи туристам предлагают посетить какую-нибудь близлежащую деревню. Обычно это бесплатно, либо входит в программу составной экскурсии, как один из элементов. Программа визита почти везде одинакова: посещение местной школы, кава церемония с вождем деревни, народные танцы и песни, покупка сувениров. Долгое время я избегал подобных визитов, но как-то решил сходить. Здесь короткий фоторепортаж и мои правдивые записки.
Итак, экскурсия бесплатная. Перед началом курортный гид провел короткий инструктаж о правилах этикета в общении с местными. Их немного. В деревне находиться только с непокрытой головой, и… Да пожалуй, и все. Фотографировать можно, разговаривать можно. Сам гид – житель этой же деревни. Курорт находится на одной стороне острова, деревня на другой, за небольшим перевалом.
И вот мы пошли. Поднялись на перевал, за которым тропа раздваивалось: один рукав падал круто вниз к кладбищу, через которое я попал на остров (об этом, может быть, напишу завтра), гид же повел по другому пути, поднимающемуся выше.
Пришли мимо свинарников, спрятанных в лесу, (свиньи, впрочем, бродят совершенно свободно)
Прошли еще десять минут и вот мы уже спускаемся в деревню.
Первое что бросается в глаза: никаких заборов, огородов, сараев для животных. Простые дома, стоящие без определенного порядка, и между ними свободно бродят свиньи, собаки, курицы, играют дети.
Жители сидят под навесами, приветливо здороваются. Мне неудобно было прямо фотографировать людей, хотя они были не против, многие экскурсанты просили их позировать, они охотно соглашались, денег за это не просили. Центр деревни – площадь перед церковью, на которой также стоит большая телевизионная антенна и солнечная панель.
Дома раскрыты настежь по случаю дневного времени и жары, даже не особенно приглядываясь, можно оценить обстановку. Мебели почти нет, есть матрасы в качестве постелей и современные плоские телевизоры на стенах. Где-то был виден стеллаж с книгами.
Как я уже упомянул, никаких огородов в деревне нет, как и построек для животных, все вынесено за пределы. Мы проходили мимо посадок бананов и касавы, их нельзя назвать полями и плантациями, так насажено что-то. Кокосы и папайя вообще не являются культивируемыми растениями, они саморастущие и беспроблемные, если нужно, то иди и срывай, количество плодов неограниченно.
Гид привел нас в конец деревни, за церковь
Рядом с ней, на задворках есть какая-то могила. Возможно, что похоронен кто-то очень уважаемый.
Совсем уже на самом-самом краю деревни, за околицей стоит деревенская школа, точнее детский сад в нашем понимании. Эта деревня - одна из самых маленьких на острове, поэтому в их школе обучаются дети только самого младшего возраста. Более старших школьников возят в соседнюю деревню на катере, старшие классы отправляют еще дальше, куда-то вроде интерната, откуда они приезжают только на выходные.
Наш гид сказал, что после окончания школы он говорит на трех языках: английском, китайском, хинди. Это он еще скромно умолчал про фиджийский и свой родной местный диалект. Вообще, детский сад на берегу безбрежного океана, в котором пятилетних детей учат английскому языку – это плохо укладывается у меня в голове. После рассказа предложил делать донаты на школу, бросить какие-нибудь купюры в банку. Это добровольное пожертвование - одно из целей экскурсии. "Нет денег - нет танцев", - мягко намекнул гид.
Социальное устройство деревни – наследственная монархия. Всем заправляет вождь деревни, получивший свою власть по наследству. Кроме него есть еще советник по безопасности. Гид сказал, что вождь является потомком первого жителя. После нынешнего вождя власть будет наследовать его брат. После школы нас повели в общественный центр, что-то вроде клуба, на каву-церемонию с самыми важными людьми деревни. Про неё подробно рассказывать не буду, тут нужен или обстоятельный экскурс, про важность и традиции, или стоит вообще пропустить. Если коротко, то три раза пустили чашу из кокоса по кругу, пока знакомились и травили байки. Иностранцев не принуждали, хочешь пей из общей чаши, хочешь нет.
Как нам рассказали вождь с гидом и советником, каву в деревне пьют каждый день, кроме субботы. В субботу пить запрещено, иначе по случаю выходного дня все перепьются, и воскресную службу в церкви пропустят, а это нельзя, ведь они очень верующие христиане.
Зато привозной алкоголь в деревне запрещен полностью. После кавы для гостей устроили песни и танцы. Собралось довольно много местных, они специально для нас переоделись. Пели и танцевали довольно хорошо, с душой. Экскурсия в деревню проходит два раза в неделю, с одной стороны, есть возможность отточить мастерство, с другой стороны, не надоедает же им? Куча детей сидели, и с удовольствием на родителей смотрели.
После танцев жители быстро развернули сувенирный рынок на площади. Похоже для них торговля - это основной профит от туристов. Сувениры они покупают на большом острове, а не производят сами. Их, конечно, лучше не спрашивать об этом, чтобы им не пришлось лицемерить. Разве что гигантские ракушки могут быть своего вылова. Но, кстати, их вывоз из страны запрещен.
После кавы, танцев и личного знакомства, так и хочется купить что-нибудь ненужное. Почти все жители работают на курорте. До появления курорта они были рыбаками, теперь рыбачат только для удовольствия.
А после торговли можно и в обратный путь. Осталось бросить только прощальный взгляд на деревню от перевала