Конкурс по созданию архитектурной концепции музея морской медицины «Анатомический театр», организованный Фондом «Люди моря» и компанией «Фертоинг», достиг экватора. Участники дорабатывают проекты и готовятся к презентации, которая состоится в октябре.
Команда Фонда «Люди моря» пообщалась с настоятелем Храма святителя Николая Чудотворца при военно-морском госпитале иереем Алексеем о роли духовенства при формировании морально-нравственных ценностей молодого поколения, а также важности проведения творческих конкурсов, мотивирующих молодежь на всестороннее развитие.
Расскажите немного об истории Храма святого Николая Чудотворца. Как церковь связана с Морским военным госпиталем?
Наши предки заботились не только о материальной стороне бытия, не только о врачевании телес, но заботились и о душе. Поэтому в военно-морском госпитале был домовый храм, потом построили отдельно Храм Николая Чудотворца. Домовый храм Александра Невского функционировал для тех, кто врачевался в госпитале, а Храм Николая Чудотворца – для тех, кто, к сожалению, вылечиться не мог. Здесь происходило прощанием с душами, которые отдали жизнь за Отечество на военной службе. В Храме могли достойно попрощаться командиры, родственники, близкие люди, совершить торжественное отпевание, чтобы все могли помолиться о душе воина.
Непосредственно ансамбль военно-морского госпиталя сложился еще в XIX веке. В тот период госпиталь считался одним из лучших медицинских учреждений Российской империи. Храм построили в начале XX века. При строительстве архитекторы решили, что храм никуда не помещается, поэтому его пристроили вплотную к анатомическому театру. Сейчас здания неразделимы. У них общая стена, и поэтому это цельный комплекс.
Какие события происходили в храме в начале XX века, после 1917 года?
К сожалению, как мы знаем, одним из первых декретов советской власти стал декрет об отделении церкви от государства. Казалось бы, разделили и разделили, но для нашего храма это была катастрофа. Почему? Дело в том, что храм остался на территории государственного учреждения, то есть военно-морского госпиталя, и, соответственно, церковь лишилась возможности здесь вообще присутствовать.
После Кронштадтского мятежа храм был ликвидирован, имущество перенесли в ближайшую церковь. Местные историки рассказывали, что сохранился документ, в котором сказано, как священник пришел и не смог попасть в здание, то есть церковь была фактически закрыта. Спустя некоторое время храм был превращен в прощальный зал городского морга. Так было до 2002 года.
На сегодняшний день, на Ваш взгляд, в чём заключается историческое и культурное значение храмового комплекса?
Анатомический театр – уникальный музей, который должен демонстрировать достижения отечественной российской медицины. Поскольку рядом находится храм, мы бы хотели сказать и о том, что говорит нам наша вера, о таком явлении, как смерть и так далее. То есть попытаться дать объяснения понятиям жизнь, смерть, медицина, врачевание телес и врачевание душ. Церковь стоит на твердой и непоколебимой позиции. Мы говорим, что человек – это и душа, и тело.
Как Вы считаете, каким образом подобные проекты могут повлиять на духовное воспитание подрастающего поколения?
Мы живём в такое сложное время, в которое нам необходимо совершенно точно показать, что наша страна – великое государства с богатой историей. Она полна великих свершений, достижений в области архитектуры, медицины, технологий и в том числе веры, потому что у нас великие святые и подвижники. Молодое поколение должно знать о достижениях во всех областях общественной жизни.
Хотелось бы особенно отметить, что благодаря Архитектурному конкурсу удается пролить свет на забытые исторические события, судьбы легендарных личностей. Сегодня у любого молодого человека есть возможность попробовать свои силы и получить бесценный опыт, познакомиться с важными страницами истории. И что особенно важно – самим создавать будущее!