Как известно в результате борьбы между Тверью, и Москвой, центром объединения русских земель стала Москва. Почему именно Москва стала неожиданно центром, каковы были этапы возвышение Москвы? Произошло это случайно или закономерно?
Данные вопросы много лет привлекали специалистов историков. Среди факторов, которые помогли Москве стать центром указывается её географическое положение, поддержка Орды, перенос в Москву резиденции митрополита, активная колонизационная политика московский монастырей, а также формирование сильного военно-служилого войска. [1] Вопрос об выгодности географического положения подверг критике историк А.А. Зимин он считал, что в Москве не существовало не каких удобных путей, и не было соответственно хорошего географического положения. Зимин утверждал, что вместо Москвы более “удобное” географическое положение имели города Галич, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород. Это объяснялось тем, что данные города стояли на реке Волга, по сравнению с ней река Москва была бедной золушкой. [2]
Борьба между Тверью, и Москвой началась в начале четырнадцатого века, именно с этого времени в этих городах были самые сильные князья. Однако нельзя упускать тот факт, и Московские, и Тверские князья были родственниками, и довольно близкими. История этой борьбы, это история отношении, двоюродных братьев, все они были потомками Александра Невского, который был князем Владимирским в 1252-1263 годах соответственно уже после монгольского завоевания. После Александра Невского, его потомки правели в основных княжествах Северо-Восточной Руси. В те временна силой на Руси была Орда, это значило , что не один князь не мог стать полноправным правителем, не получив ярлык на княжение от Орды. Именно согласие великого хана орды, давало претенденту возможность стать полноценным правителем на своей земле, для получения ярлыка, князья были обязаны ездить в Орду, клониться хану, и его поддержка позволяла претенденту получить преимущества в борьба за трон. В Орду ездили и тверские, и Московские князья.
В начале четырнадцатого века, в Москве правил князь Юрий внук Александра Невского, а в Твери его дядя князь Михаил. Ярлыком на княжение до 1318 года был у Михаила, но в конце 1317 года вовремя нашествия князя Юрия на Тверь в Бортеневской битве, в плен к тверичанам попала жена Юрия, сестра монгольского хана Узбека Канчака, в православии ей дали имя Агафья, вскоре в плену она умерла. Хан Узбек вызвал в Орду князя Михаила, и казнил его, по обвинению в отравлении сестры, после смерти Михаила ярлык переместился в Москву к князю Юрию. Юрий был великим князем в 1318-1322 годах, этот период можно отнести к первому возвышению Москвы.
По мнению историка Николая Борисова, окончательная победа Москвы в этой борьбе, это следствие того, что Московские князья Юрий Данилович, а затем его сын Иван Данилович, были реалистами это значит, они умели правильно оценивать ситуацию, а тверские князья были храбрыми авантюристами. [3] Также в качестве аргумента к в пользу победы Москвы, Борисов приводит определение Карамзина о “умной политической системе”.
Самодержавие, и есть умная политическая система, она согласно Карамзину является “творением московских князей” такая система имела объективность, то есть слабо зависела от личных качеств отдельного правящего князя, потому что не была продуктом личной власти, а, была довольно сложной конструкцией, опирающейся на определенные традиции и государственные и общественные институты[4]
. Исходя из этого Борисов считает, что у московских князей такая система была, а у тверских нет. И поэтому Москва победила в борьбе с Тверью, и стала центром Руси[3]
Юрий Данилович в 1322 году утратил ярлык на княжение, и уже новый тверской князь Дмитрии Михайлович грозные очи во время поездки в Сарай обвинил своего соперника в утайке ордынской дани, и других плохих делах московского князя. Хан Узбек в ярости вызвал московского князя к себе, и отобрал ярлык. Ярлык на княжение был возвращен в Тверь. Тогда князь Юрий оставил владимирское княжество, а Москву отдал на попечение своему брату Ивану, и отправился в Новгородские земли, где к тому времени скончался его младший брат Афанасий.
Здесь следует обратить внимание на то почему хан Узбек отнял ярлык у Юрия Даниловича? По мнению кандидата исторических наук М. П. Дудкиной, хан Узбек сделал это потому что Юрий не проявлял достаточной почтительности к послам Орды, а также из-за недоимок по ордынскому выходу. Орда опасалась и еще одного, это опасное усиление Тверского дома , к этому времени Дмитрий Грозные очи заключил брачный союз с дочерью литовского князя Гедемина Марией, этот союз давал возможность коалиции Твери , и Литвы, ситуация была очень опасная , и для того чтобы её избежать хан Узбек вручил Дмитрию ярлык на великое Княжение Владимирское. [5]
1325-1326 годах наступила развязка давнего конфликта Юрия Даниловича с тверскими князьями, после того, как хан Узбек узнал от Дмитрия грозные очи о плохих делах, который совершает князь Юрий, оба они были вызваны, а Орду, где в припадке безумия Дмитрий Михайлович вопреки ханской воле зарубил Юрия Даниловича, и спустя немного времени сам был казнён в Орде за этот поступок.
Следует также отметить, в отечественной историографии в работах Карамзина, Юрганова , Лурье, Юрий Данилович представлен , как пособник Орды, а князь Михаил Тверской изображается , как мученик , и первый борец с ордынским игом. [6] Такой вывод историки делают на основании летописной повести о Михаиле Тверском. Однако в своих трудах историки Кузьмин, и Горский подвергают сомнению данный источник, поскольку Михаил Тверской во время своего великого княжения в 1304-1317 годах был исполнителем ханской воли, и некогда этой воле не противился. А московский князь Юрий Данилович с 1322года постоянно нарушал ханские повеления, а до этого в 1317-1322 годах пользовался поддержкой хана, и властных кругов Орды, собственно в тот период, когда, и был великим князем.
Следующем этапом борьбы Москвы и Твери становиться период с 1325-1340 годов, время, когда в Москве правил князь Иван Калита.
После гибели Юрия Даниловича, власть в Москве перешла к его брату Ивану Даниловичу. Начать, однако, нужно не с этого, а с того, что в августе 1327 года в Твери вспыхнуло мощное городское восстание, которое было спровоцировано ордынским баскаком Щелканом, который получил указание хана Узбека подчинить Русь, и обратить её жителей в веру мусульманскую, которая к тому времени была официальной религией в самой Орде. Из летописных источников: << С ордынским отрядом, большим прииде на Тверь, и прогна князя великого с двора его, а сам ста на князя великого дворе с многою гордостию; и въздвиже гонение велико над христианы, насилством, и граблением, и биением и, поруганием>>. [7] Ряд историков в их числе профессора Кузьмин, Носонов , Кучкин разделяли эту версию , но их оппоненты британский историк Феннел Джон, профессор Анатолий Горский, утверждали, что приезд Щелкана в Тверь случился по официальному поводу, это и представление нового князя, и сбором дани за ханский ярлык на великое княжение. [8] Причиной Тверского восстания, стало в действительности непристойное поведения Щелкана, и людей, сопровождавших его. Когда беспредел, и насилие татар перешел все разумные границы, в Твери поднялись все люди, они собрались на вече: <<и кликнуша тверичи, и начаша избывати татар, где кого застронив, дондеже и самого Шевкала убиша и всех поряду>>. [9]
Здесь необходимо поднять вопрос об участии в восстании великого князя Владимирского, и Тверского, Александра Михайловича до сих пор доподлинно не установлен, потому что в разных летописях, летописных сводах отражены разные трактовки его роли в этих событиях. В тверских летописях говорится , что Александр Михайлович примкнул к восставшим после утраты контроля , и Тверичи начали избивать татар, а в Новгородских летописях говорится , что татар начали избивать именно по приказу князя Александра Михайловича: <<Увидив же сип, князь великий Александр Михайлович, внук Ярославль, и созва тверичь, и, вооружився, поиде на него; а Щелкан Дюденевич с татары противу его изыде, и соступишася обои восходяще солнцу, и бишася весь день, и едва к вечеру одоле Александр, и бежаша Щелкан Дюденевич на сени, и изгоша под ним сени и двор весь княже Михайлов, отца
Александрова, и ту сгоре Щелкан и с прочими татары. А гостей ордынских старых и новопришедших, иже с Щелканом Дюденевичем пришли, аще и не бишася,фо всех изъсекоша, а иных изстопиша, а иных в костры дров склодаше, сожгоша>>. [10]
Узнав о происходящем в Твери, хан послал на Русь отряд карателей темника Федорчука, т.н. Федорчукову рать. На пути карательного отряда встал рязанский князь Иван Ярославович, но каратели сразу расправились с ним, так, как еще в Орде этот князь был заподозрен в связи с восставшими. После этого каратели двинулись на пограничную территорию к Коломне, где к ним присоединились московская, и суздальская рать. Позже весь объединённый русско-ордынский отряд двинулся к Твери, и учинил там погром. Об этом можно судить по летописным источникам, которые гласят: «бысть вельма тягость, и томление, и кровопролитие от татар по всей русской земле». [11]
Тверской князь Александр Михайлович, успел убежать в Псков, а великокняжеский ярлык был отдан двум князьям, Московский князь Иван Данилович получил в управление Новгород, и Кострому, а суздальский князь Александр Васильевич Нижний Новгород, Владимир, Городец.
Итогом этого восстания, стал конец политической карьеры Александра Михайловича, и снижение позиции Твери в борьбе за великое княжение.
Иван Калита благодаря восстанию 1327 года, и при поддержке хана Орды упрочил позиции Москвы в этом противостоянии. Еще одним итогом восстания, и событий после него стало то, что хан Узбек понял, безраздельное обладание ханским ярлыком, может привести, и приводило к усилению позиции его обладателя, и как следствие неповиновение ханской воле.
В 1332 году, после смерти суздальского князя Александра Васильевича, Иван Калита отправился в Орду с подарками, и дарами, и там получил ярлык на великое княжение, но и еще ему было дано впервые право, собирать ордынскую дань. Это произошло из-за того, что после восстания в Твери в Орде решили полностью отказаться от института баскачества. Князь Иван Калита, получив такие права сумел в дальнейшим утаивать часть дани от Орды, и прятать его в Москве, этот факт способствовал росту экономического положения, военного могущества Московского княжества.
Также нужно сказать о том , что именно при Иване Калите закончились татарские рати на Руси, и один из летописцев так описывает это время: «бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на многие лета и престаша татарове воевати Русскую землю». [12]
В то же время на Руси произошёл еще ряд важных событии, которые возвысили авторитет Москвы. При князе Иване Калите Москва становится центром религиозным, во всей Северо-Восточной Руси. В 1305 году умирает владыка Максим, который при своей жизни перенёс из Брянска во Владимир митрополичий кафедру, возник вопрос о выборе главы русской православной церкви. На пост головы церкви было два претендента один из них Галицко-Волынский игумен Пётр, а другой был сторонником тверского князя игумен Терентий. Константинопольский патриарх Афанасий утвердил в должности игумена Петра, который в 1309 году после нахождения в Киеве , приехал во Владимир, и законно занял престол патриарха , но через некоторое время тверской епископ Андрей, обвинил Петра в семонии , в том что он давал церковные должности людям за деньги. Епископ Андрей был сторонником Тверского князя Михаила. Но вскоре по этому поводу, был собран собор, где оклеветанный патриарх был оправдан. Некоторые историки такие, как Кучкин, и Горский, считают , что это произошло при активной поддержке князя Юрия, а потом, и Ивана, этих двух московских князей. [13]
Когда князья занимали великокняжеский престол, то Пётр всегда приезжал в Москву, где в последствии, и скончался в Декабре 1326 года. Пётр был погребён в недостроенной церкви Московского дубового Кремля. В 1328 году из Константинополя, прибыл митрополит Феогност, своё правление он начал с переноса престола патриарха из Владимира в Москву. Почему так произошли историки довольно долго спорили, и спорят до сих пор.
По мнению Историка Аполлона Кузьмина, выбор в пользу Москвы, как места нахождения престола патриарха Феогност сделал потому что Москва в то время была столицей удельного княжества, где не было кафедры. [14]
Именно поэтому Феогност сделал такой выбор, нахождение престола в Москве, позволяло избежать конфликтов местного епископа, и патриарха. Подобную точку зрения Кузьмина, поддерживает его ученик историк Евгении Спицын. [15]
Правление Ивана Калиты в Москве, это период, когда в Москву усилился поток служилых людей из других княжеств, этот факт установлен многими историками, в частности об этом пишут академики Черепнин, и Веселовский. Это позволило, или даже можно сказать привело к росту, и экономическому, и политическому усилению московского боярства. Московское боярство при Иване Калите стало самым крупным в Северо-Восточной Руси военно-служилом объединением.
Московские бояре, пользуясь поддержкой Ивана Калиты, быстро разбогатели, и получили от князя большие земельные территории. Эти территории боярам давались в родовое владение. В благодарность вся знать всячески поддерживала не только великого самого князя Владимирского, и Московского, но и его права на великокняжеский престол.
Необходимо отметить еще один факт, что за время правления Ивана Калиты Московское княжество приобрело новые территории, города Дмитров, Углич, Галич-Мерский, и часть Ростова. В исторической науке ведётся дискуссия, а каким образом вышеперечисленные города вошли в состав Московского Княжества? По мнению историков в частности с точки зрения Преснякова в отличии от отца князя Даниила Александровича, Иван Калита не действовал мечом, а земли присоединял к Московскому княжеству, путём купли, причём что именно представляли из себя купли до сих пор не установлено[16]
Одни историки Любавский, Горский, Соловьев полагали, что купля — это есть процесс, при котором Московский князь Иван Данилович скупал части земель у других удельных князей, а именно права на эти земли и присоединял их к Москве. [17]
Другие историки, Кучкин, Борисов считают, что купля не покупалась у удельных князей, а покупалась в самой Орде. [18]
Историк Аверьянов в своей монографии “Купли Ивана Калиты” предположил, что купли были получены Иваном Калитой, и его братьями в качестве преданного. [19]
В 1337 году, Иван Калита, находясь уже в конце своего правления, столкнулся с проблемой, а именно возвращением из Псковского изгнания князя Александра Михайловича, который в этом же году был прощен Ордынским ханом, и после возвращения из Пскова занял Тверской престол. Иван Калита стал чего-то опасаться, по видимому конкуренции, и после возвращение Тверского князя, Калита отъехал в Орду, где на встрече с ханом Узбеком, что-то ему рассказал. Речь шла скорее всего о том, что князь Тверской заключил тайный союз с литовским князем. Итог данной поездки таков. Иван Калита возвращается на Русь “пожалован Богом, и царём”. В 1339 году Тверской князь Александр Михайлович, и его сын Федор, были вызваны в Орду, и казнены там по подозрению в связи с Литвой.
Зимой 1339/1340 годов, состоялся поход московских войск вместе с ордынским темником Тублубеем против Смоленского князя Ивана Александровича, и Брянского князя Глеба Святославовича, которые тогда признали правителем Литовского князя Гедеминаса, и отказались платить дань Орде. Этот поход закончился не удачно, и эти земли отошли к Литве.
В историографии главным образом отечественной идёт дискуссия о правлении Ивана Калиты, его взаимоотношении с Ордой. Большинство историков сходится в одном, что Иван Калита был вассалом хана Золотой Орды Узбека. Одни историки академики Ключевский, Черепнин, профессор Юрганов осуждают такой курс Ивана Калиты. Но их оппоненты Горский Кузьмин говорят о том, что Иван Калита не мог править иначе в тех исторических реалиях. Что же касается общих итогов правления Ивана Калиты, здесь также существуют две противоположные точки зрения. Одни историки Кузьмин, Борисов говорят, что Иван Калита крупный государственный деятель, целью которого было собирание русских земель вокруг Москвы. Другие историки Черепнин, Ключевский, говорят, что Иван Калита имел только корыстные цели, укреплял свою личную власть.
В 1339 году незадолго до смерти Иван Калита составляет свои духовные грамоты, то есть завещание в первом и втором экземпляре: Вo имя Отца и Сына и Святаго Духа, се яз, грешный худый раб Божий Иван Иванович, пишу душевную грамоту, ничим же не нужен, целым своим умом, во своемь здоровье. Аже что Бог розмыслить о моемь животе, даю ряд своим сыном, князю Дмитрею и князю Ивану, и своему братаничу, князю Володимеру, и свои княгини. [20]. По которой все земли Московского княжества он делят между своими сыновьями Семеном, Иваном, и Андреем, а также женой Ульяной.
Следующий исторический отрезок, это период с 1340-1353 годов, когда на московском престоле находился старший сын Ивана Калиты Семён Гордый.
Семён получил ярлык от хана Орды, и сразу стал великим Владимирским князем. Семён Гордый, как историческая фигура, достаточно спорная. Историк Пресняков считал, что этот князь был таким же слугой Орды, как и его покойный отец Иван Калита. [21] Однако историк Греков, утверждает совершенно противоположные вещи, а именно, что князь Семён первый из князей, который решился на открытое противостояние с Ордой, однако в разгаре подготовки к этому событию, он умирает от поразившей Русь в те временна эпидемии чумы. [22] О Семёне Гордом можно сказать одно, это был князь, который продолжил политику своего отца по собиранию русских земель. Многие историки установили, что Семен Гордый смог укрепить позиции Москвы, как центра Руси, но и расширить границы Московского, и Владимирского княжеств. Именно при его правлении в состав Московского княжества вошел Боровск, а в состав Владимирского княжества, территория Юрьевского княжества. Не обходимо отметить, что в 1352 году, князь Семён после успешной войны с Литвой, смог вернуть под свой контроль Брянское, и Смоленское княжества. Об отношении князя Семёна с Ордой, тоже можно сказать мало, после междоусобной войны в Орде там на престол взошел третий сын хана Узбека Джаныбек , и Семёну Гордому на период своего правления удалось уберечь русскую землю от татарских ратей.
Как уже выше говорилось в 1353 году русские земли поразила чума в результате бедствия князь Семен Гордый его жена Мария, их дети Иван, и Семён, митрополит Феогност, а также брат Семёна князь Андрей Серпуховской. В результате этих трагических событии на престол взошел его брат князь Иван Красный, который правил в 1353-1359 годах. Иван Красный
стал единоличным правителем московского княжества, а вскоре после поездки в Орду получил там и ярлык на великое княжение.
Несмотря на своё не долгое правление, он продолжил курс отца, и брата в отношениях с Ордой. В его правления произошли важные политические события, сначало под контроль перешло Муромскре княжество, которое некогда до этого не было в системе, владимирского княжества, а Московское княжество увеличило свои границы, в его состав вошла Кострама. Однако в 1356 году, Иван Красный из-за своего нежелания ввязываться в конфликт с Литвой утратил контроль над Брянским княжеством. В самой Москве князь Иван, сместил с должности голову московского боярства Вельяминова, и поставил на этот пост боярина Алексея Петровича Хвоста, однако через год Алексей Петрович был убит в заговоре московских бояр. «Убиение же сего Алексея Петровича бе дивно никако и незнаемо, токмо един обретяся на площади лежаще. Мнимся от своей братии от бояр за правду пострадал, общею их думою убиен бысть»[23]
В 1354 году митрополитом Киевским стал знаменитый деятель церкви епископ Алексей, который запомнился тем, что при Иване Калите ездил три раза в Орду и излечил от слепоты царицу Тайдулу. В 1359 году в Орде началась борьба за власть, закончилась её распадом на многие маленькие территории, эти территории имели своих правителей. Еще одно обстоятельство истории Московского княжества, которое отраженно в труде академика Веселовского, “Исследования по истории класса служилых землевладельцев” [24] написал, и установил с 1325-1359 годах сформировалась группа московских бояр, которые следующие 300 лет сыграет важною роль в истории Руси, и поможет московскому княжеству в окончательном утверждении, как центра Руси.
Следующий период борьбы Москвы, и Твери, период правления князя Дмитрия Ивановича Донского.
После смерти в 1359 году Ивана Красного престол унаследовал его сын Дмитрий Иванович, которому было девять лет. Но из-за своего возраста Дмитрий Иванович великокняжеский ярлык утратил. Монгольский хан Навруз передал ярлык Андрею Константиновичу, князю Суздальско-Новгородскому, а он в свою очередь своему младшему брату Дмитрию Константиновичу. Это решение ордынского хана, не приняли в Москве, московские бояре, которые уже долгое время играли значительную роль в политике, привыкли, что Москва уже давно является центром русских земель, так, как именно здесь собирали всю ордынскую дань. Московские бояре, решили начать борьбу за возвращение великокняжеского ярлыка в Москву, однако разные историки, имеют противоположные взгляды на эту ситуацию, профессора Кузьмин, Черепнин, говорят, что борьбу возглавил митрополит Алексий, другие историки, Скрынников, Горский считают, что главным в этой борьбе, был московский тысяцкий Василий Вельяминов.
В1362 году Дмитрий Иванович, и Дмитрий Константинович, поехали в Орду, и там из рук нового хана Мурата, Дмитрии Иванович получил великокняжеский ярлык. Это событие отраженно в летописных источниках:
И принисоша ярлык княжение великое по отчине, и по дедина князю великому Дмитрию Ивановичу московскому [25].
Но борьба за великокняжеский, еще не была закончена, а только усилилась, к тому времени в самой Орде из-за её распада было много правителей, и вот один из них Абдулла правитель западной Орды, вмешался в борьбу. Однако московские бояре решили перестраховаться, и по мнению историка Горского бояре получили второй ярлык у хана Абдулы, что вызвало гнев Мурата, который передал ярлык Дмитрию Константиновичу князю Нижегородскому. Однако историк Николай Борисов, считает, что Дмитрии Константинович сразу получил ярлык от хана Абдулы.
В 1363 году московские полки во главе с князем Дмитрием Ивановичем, вынудили нижегородцев уйти из Владимира, и отправится обратно в Суздаль. В 1366 году по инициативе московских бояр, князь Дмитрии Донской, женился на дочери Нижегородского князя Евдокии Дмитриевне. Таким образом была поставлена точка в борьбе за великокняжеский ярлык между Москвой, и Новгородом. Борьба между Москвой и Тверью продолжалась вплоть до 1382 года, а в этом году великое княжество Владимирское окончательно стало принадлежать Московским князьям.