К северу от Штрбске Плесо есть Попрадске Плесо. Плесо по-словацки - озеро. Это мое секретное место для перезарядки, для восхищения горами и походных путей. Путей отсюда, правда, всего три, а я тут всего полтора дня. Я решила, что в таком случае медлить не стоит, и сразу вечером отправилась на ближайшую гору и ох как не зря.
С каждым шагом озеро все дальше и зеленее, а из-за холма вырастают пики, самый видный из которых - Рысы, самая высокая гора Польши. Путь ведет на Седло под Острву, тропинка каменистая, в какой-то момент проходит через каменное плато. Это, пожалуй, самый быстрый и легкий путь с Попрадске Плесо, а для меня еще и новый. На верхушке открываются просторы на деревни под Татрами и хребет, через который можно идти часами по долинам до следующего горного домика. Надо будет в другой раз отправиться сюда рано утром и так и сделать. В хостеле я познакомилась с парнями, которые оттуда как-раз и пришли. Они учились вместе в Парижском университете, один из Германии, другой из Голландии, сдружились и вот вместе путешествуют. Один из них всегда лохматый и с таким выражением, будто только-что проснулся и надо еще разобраться что происходит. Но он на удивление самый деятельный, и на Монт Бланк поднимался, и всюду был, и даже в домике под горами нашел сауну с джакузи. Я четвертый раз на этом озере, первый раз слышу про сауну, не говоря уже о джакузи. А друг его очень философский тип, мы часами болтали о том и о сем с ним и еще с девушкой из Британии. Болтали о жизни, о мечтах, о приключениях, об отношениях. Вот они, золотые моменты из горных хостелей между походами - новые люди, интересные и вдохновляющие на подумать по-новому.
На седло под Острву есть смысл забраться даже на самую малость, чтобы увидеть озеро с домиком с высоты, а то снизу забываешь, сколько вокруг тебя величественных пиков. А тут идешь, а они растут, и свет с закатом их по-разному освещает с каждым шагом, то они зеленые, то серые. Вскоре солнце зашло за пики и свет стал рассеянный и приглушенный, сверху было видно как туристы разошлись, и остались только те, кто тут ночует за высокими пиками. На пути вниз женщина лет пятидесяти попросила у меня воды. Ей явно было нужно больше, чем она выпила, но видимо из вежливости постеснялась допить. Как только мы спустились к ручью, она с вздохами облегчения побежала к нему. Рассказала, что залезла уже на два пика и 3 часа после этого идет через долину, на поясе у нее побитая каска для скалолазания. Я ей подтвердила, что она герой и заслужила пиво. Она расплылась в улыбке и сказала, что любит пиво Кофола. Я пошла пробовать - действительно после похода заходит.
Завтрак в домике под скалами богаты и отменный, там даже шампанское искриться, но все, как и я перекусывают на раз-два и бегут как можно раньше в горы. Вот и я уже ступаю по тропинкам. Здесь есть путь, который ведет сначала через благоухающий лес, потом через сверкающую реку, которая спадает с горы небольшим водопадом, а потом расходится на две ветви: одна идет на самую популярную гору Рысы, а второй на Капровски Штит. Штит по-словацки - пик. Будучи четвертый раз на озере, до Рысы я так и не добралась, так-как там всегда очередь из людей. Вот и сейчас свернула на Копровский пик. Путь ведет через две реки, которые нужно переходить по камушкам, у меня в таких местах сразу просыпается дух Индианы Джонс. Затем тропа ведет вверх, затем на момент упирается в камень. Вскоре после него выходишь на прекрасную Менгусовскую долину, с озерами, почему-то всегда рыжими пиками и бесконечным простором в любую сторону. Тут видно и ближаший пик, на который все ползут, и тропу, которая привела сюда, так-что можно наблюдать за людьми со всех сторон. Когда вы ползете гузьском на гору, то этого не замечаешь, но тут невольно видно, какие маленькие люди в сравнении с величественными горами. Я смотрела какое-то время на спокойную воду и на отражение рыжих гор в ней, вспоминала и хорошее и плохое, тут ведь есть простор для всего. Хочется иногда быть как горы, честными, настоящими, стоящими сквозь солнце, ветер, дождь и снег, и по-скромному себе все время немножко растущими. И фотогеничности бы у них еще научиться.
Отсюда резко вверх идет тропа с песком и небольшими камушками, это я не очень люблю. Противный такой этот песок, крошится и осыпается из под ног, и слишком уж легко с ним вместе скатиться, особенно на пути вниз. Но об этом подумаю через несколько часов, а сейчас путь лежит вверх, а туда идти всегда так приятно - с каждый шагом видно больше и что-то новое. Порой создается иллюзия, будто можно идти бесконечно, и все время будет видно больше и дальше. Поднимаясь ввысь открывается вид на второе озеро, потом тропа разворачивается ступеньками, и вскоре ты уже стоишь на Копровске Седло на высоте 2180 метров. Отсюда виден хребет, а за ним серия рваных верхушек.
Красиво, аж дух захватывает. Последний раз, когда я видела этот хребет, в него бил молния, а за ним гремел гром, от чего все тело дрожало, а горы так и стояли себе не преступно. Они лишь отражали звук грома и он разносился по долине свирепым грохотом. Отсюда еще недолго продолжается тропинка, на которой камни растут все больше и больше. Когда впереди большие булыжники, стоит отложить трости и надеть перчатки для лазания. Вскоре выходишь на величественные виды, они и мотивируют и обескураживают одновременно. Не знаю, как горы так умеют - но шквал эмоций, противоречащих и захватывающих с горами всегда обеспечен. Я подумала, что это лучшее место, где я могу сейчас быть. Невольно вспомнилось, как я бежала отсюда последний раз спасаясь от молнии.Тогда казалось, что это - все, что тут я и останусь. Но вот прошли годы и я опять тут, на этот раз светит солнце, небо голубое, а облака совсем не грозные. Какой разный опыт может быть в одном и том же месте, в зависимости от погоды и обстоятельств. И будто до конца не знаешь, когда собираешься, как оно будет на этот раз. Тогда было страшно и совсем не было время на красиво. А сейчас есть. Фред Бекки как-то сказал: в горах ты иногда приглашен, иногда терпим, а иногда отправлен домой. Как приятно быть на этот раз приглашенной.