Найти тему
Системы безопасности

Инженерные средства безопасности для охраны периметра объектов транспорта

Рубрика "Популярные статьи проекта "Системы безопасности"

Обеспечение безопасности объектов транспорта достигается не только путем установки технических средств охраны, таких как стационарные и ручные металлодетекторы, лучевые досмотровые установки, системы видеонаблюдения и сигнализации и т.д. Охрана периметра невозможна без размещения инженерных средств безопасности. Для этого требуется прежде всего внимательное изучение особенностей защищаемого объекта.

Иван Тушко
Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции

Транспорт является одной из важнейших составляющих экономики любого государства. Вместе с другими отраслями он находится в постоянном развитии и совершенствовании. При этом не только научно-технический прогресс, но и внешние факторы оказывают влияние на безопасность транспортного комплекса и пассажиров.

В большинстве стран мира транспорт – одна из самых динамично развивающихся отраслей. Опережающее развитие отрасли – объективная закономерность рыночного хозяйства, требующего адекватного транспортного обеспечения. Роль транспорта в социально-производственной инфраструктуре также важна, ведь без стабильно работающей транспортной системы трудно представить функционирование рынков товаров и услуг, развитие городов и регионов, расширение международных связей [1].

В России существует множество объектов, относящихся к категории режимных. Наиболее важные из них – государственные учреждения с ограниченным доступом, объекты силовых структур, охраняющих государственную тайну, опасные промышленные объекты, в том числе объекты транспорта, топливно-энергетического комплекса и атомной энергетики [2, 3]. Обеспечение защиты таких объектов является важным приоритетом общественной и национальной безопасности.

Уровни безопасности объектов

Предметом защиты является жизнь или здоровье работников предприятий, граждан, сохранность имущества, находящегося на объекте (в том числе информации), а также сохранение нормального режима функционирования объекта, особенно в случае, если он выполняет важные социальные функции или может оказаться источником опасности техногенного или экологического характера. Уровень безопасности, соответственно, определяется вероятностью предотвращения максимального числа угроз при различных сценариях террористического или криминального воздействия [4].

Определение степени защищенности любого объекта (транспортной или иной инфраструктуры) целесообразно основывать на анализе "привлекательности" совершения на нем противоправных актов, оценки возможной, но недопустимой совокупной опасности и последствий.

При установлении необходимого уровня защищенности объекта необходимо исходить из противостояния наиболее опасным угрозам с наиболее тяжелыми последствиями. Атакующая сторона (нарушитель) всегда имеет преимущество за счет инициативы, выбирая время, место и способ проникновения. Преследуя свои цели, нарушитель старается обойти возможности сопротивления своим действиям в соответствии с собственными представлениями об уязвимостях объекта.

Периметр объекта транспорта

Проблема обеспечения сохранности имущества и ценностей на объектах, где возможно нахождение персонала и особенно посторонних лиц, всегда была и остается актуальной. Для противодействия хищениям обычно организуется специальная охрана – в простейшем случае это ночной сторож (или сторожа). Для охраны объектов создаются охранные системы, опирающиеся на современные достижения в сфере охранного обеспечения, включая системы видеонаблюдения, охранной сигнализации с подключением к пультам полиции и вневедомственной охраны, спутниковые средства контроля положения и состояния отдельных объектов с использованием систем ГЛОНАСС/GPS.

Однако даже столь эффективные средства защиты не дают полных гарантий сохранности имущества, так как злоумышленники постоянно находят новые пути и возможности для проникновения в контролируемые зоны и области. Кроме того, упомянутые выше технические средства весьма дорогие и затратные в содержании, что создает достаточно много дополнительных проблем владельцам имущества. Таким образом, встает задача минимизации издержек на содержание систем контроля доступа и обеспечение сохранности ценностей, имеющихся на объекте защиты, выбора наиболее приемлемой структуры и конфигурации охранной системы. Это предполагает оценку всех потенциальных издержек, связанных с затратами на охрану, и потерь, связанных с потенциальным хищением [5].

Попытка нападения на режимный объект может быть выполнена в разной форме, скрытной или явной. Соответственно, инженерно-технические средства охраны должны предусматривать возможность противодействию несанкционированному проникновению на объект вне зависимости от тактики нарушителей [6].

Периметр охраняемой зоны – граница охраняемой зоны, оборудованная физическими барьерами и контрольно-пропускными пунктами (РД 25.03.001 2002). Системы защиты периметра – комплекс средств и мероприятий, предназначенных для предотвращения несанкционированного проникновения на территорию объекта нарушителя. Состав и масштаб системы может различаться, в зависимости от типа охраняемого объекта и условий окружающей среды. Соответственно будет выбираться и физический принцип действия.

Организация охраны больших по площади территорий значительно отличается от защиты маленьких объектов. Такие меры, как установка камер видеонаблюдения, которые покрыли бы всю площадь, оборудование полноценных постов охраны на каждом участке, для больших территорий очень дороги и не особенно эффективны. Бывают ситуации, что не всегда можно даже полностью огородить периметр.

Инженерные средства защиты

Особую и вполне реальную опасность для крупных объектов транспорта представляют злоумышленные несанкционированные действия физических лиц (нарушителей): террористов, диверсантов, преступников, экстремистов. Последствия их действий непредсказуемы, от потери имущества до создания чрезвычайной ситуации на объекте (пожар, разрушение, затопление, авария и т. п.).

Одной из эффективных мер по обеспечению безопасности является создание автоматизированной системы охраны и противодействия от несанкционированного проникновения физических лиц – системы физической защиты с применением инженерных средств. Инженерные средства физической защиты предназначены в основном для решения следующих задач:

  1. Обеспечение условий для задержания нарушителей при вторжении на охраняемый объект на время, необходимое для организации обороны объекта.
  2. Задержание нарушителя при проникновении на охраняемый объект на время, необходимое для его нейтрализации силами охраны.
  3. Обеспечение условий для санкционированного прохода на охраняемый объект и выхода за его пределы без дополнительных затрат на преодоление рубежей охраны.
  4. Обеспечение условий для предотвращения несанкционированного вывоза (ввоза) имущества.
  5. Предотвращение (усложнение) наблюдения нарушителем за охраняемым объектом.

В нормативно-правовой литературе в сфере транспортной безопасности достаточно мало упоминаний об инженерных системах и устройствах физической защиты периметра объекта.

Данный фактор, с одной стороны, предоставляет субъекту транспортной инфраструктуры возможность самостоятельно принимать решения о видах применяемых устройств и способах защиты, в зависимости от своего финансово-экономического состояния и архитектурно природных особенностей самого объекта. С другой стороны, слабая урегулированность данного вопроса и низкий уровень государственного надзора в сфере транспортной безопасности за инженерным оснащением объектов транспорта создает предпосылки для подготовки актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного предприятия.

Из обязательных требований законодательства в сфере транспортной безопасности по различным видам транспорта (автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской и речной) можно выделить лишь норму, в соответствии с которой субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать перечень и порядок эксплуатации (функционирования) технических средств обеспечения транспортной безопасности, в том числе заграждений, противотаранных устройств, решеток, усиленных дверей, заборов, шлюзовых камер, досмотровых эстакад, запорных устройств, иных сооружений и устройств, предназначенных для принятия мер по недопущению несанкционированного проникновения и совершения актов незаконного вмешательства.

Речь не идет об обязательном применении вышеуказанных заграждений в полном объеме, здесь лишь перечисляются конкретные типы инженерных устройств, которые может применять предприятие, и, в случае применения, разработать пошаговый порядок их эксплуатации (функционирования).

Оснащение объекта транспорта техническими средствами защиты

Современные средства физической защиты (СФЗ) в корне изменили тактику охраны объектов. В таких системах нет необходимости в организации постовой службы на периметре объекта, вместо этого создаются дежурные тревожные группы или группы быстрого реагирования, которые начинают немедленные действия по нейтрализации нарушителей после получения сигнала тревоги на центральном пульте управления СФЗ. В них сведено до минимума влияние человеческого фактора и достигается высокая эффективность защиты объекта при минимальном количестве личного состава службы безопасности объекта.

Задача создания грамотной и эффективной системы защиты является достаточно трудной. Основные ошибки появляются при проектировании системы, поэтому ставится задача автоматического проектирования СФЗ, а для этого необходимо рассмотреть основные требования на данном этапе. Однако на практике такой подход встречается редко. Для создания эффективной системы желательно соблюдать основные нормативные требования на всех стадиях жизненного цикла системы физической защиты [7].

Однако мы прекрасно понимаем, что большинство объектов социальной инфраструктуры (транспортной или любой иной) были построены несколько десятков лет назад, до повышения мер безопасности, а значит, в них не учтены современные требования и современные угрозы.

Во времена, когда технические средства обнаружения, наблюдения и оповещения были еще большой редкостью, системы охраны периметра уже существовали: чем раньше будет обнаружен нарушитель, тем больше времени и возможностей его обезвредить до того, как он нанесет вред имуществу предприятия. Раньше для защиты периметра применялись такие инженерные системы, как заборы, проволока, специальные дорожки у забора, а также кабель с электрическим напряжением и др. Последние годы рынок систем охраны периметра значительно развился и расширился, технологии усовершенствовались, а стоимость оборудования снизилась.

При оснащении периметра необходимо учитывать:

  • целесообразность системы (уровень безопасности системы, материальные и временные затраты должны соответствовать для предприятия потребностям в безопасности);
  • требуемый уровень безопасности объекта;
  • вид и структуру используемого ограждения;
  • возможность выделения полосы отчуждения (запретной зоны) для размещения технических средств охраны;
  • особенности рельефа местности и прилегающей территории;
  • климатические условия;
  • топографию объекта и режим его работы;
  • виды растительности на объекте и на прилегающей территории;
  • инфраструктуру прилегающей территории, наличие железнодорожных и автомагистралей, ЛЭП, трубопроводов, кабельных линий, водных путей и др.;
  • потребности пользователей системы в комфорте;
  • индивидуальные особенности объекта и такие требования предприятия, как необходимость интеграции с другими системами, бюджет и др.

В зависимости от типа транспортного объекта, архитектурных и планировочных решений, требований заказчика и монтажных организаций состав проектной документации может изменяться и дополняться.

Защита периметра на современном этапе

Система охраны периметра объекта представляет собой сложную организационно-техническую систему, поэтому оценка эффективности ее функционирования представляет весьма сложную задачу.

В последние годы технические средства охраны периметра получают все большее распространение, что обусловлено их возрастающей эффективностью защиты от несанкционированного доступа злоумышленников к охраняемым объектам. Высокая конкуренция производителей подобных средств привела к появлению множества технических решений средств обнаружения, работающих на разных физических принципах и предназначенных для решения специфических задач.

Важно понимать, что оснащение объектов транспорта инженерными средствами безопасности не гарантирует полной защиты от несанкционированного проникновения подготовленного нарушителя. Их основное назначение – обеспечить обнаружение фактов проникновения нарушителей через охраняемое препятствие. Учитывая, что способы проникновения нарушителей разнообразны (разрушение ограждений, перелаз через ограждение, подкоп под ограждение и т.д.), создание эффективной системы охраны с использованием только одного типа инженерного ограждения является проблемной задачей. В то же время автономное использование множества типов инженерных средств безопасности приводит к тому, что в пункте управления будет находиться большое количество технических средств, которые увеличивают не только временные и финансовые затраты на их обслуживание, но и повышают требования к компетенции дежурного персонала.

Стоит подчеркнуть, что технологии охраны внешнего периметра объекта защиты и его внутренней территории, несмотря на их общее сходство, имеют некоторые существенные различия как по характеру угроз и выполняемых действий, так и по составу технических средств охраны. В связи с этим выделяются два важнейших аспекта охранных действий – организационные меры защиты (инструкция о пропускном режиме объекта, регламент использования установленных средств физической защиты объекта, порядок обслуживания и ремонта установленного оборудования) и оснащение объекта инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Основным назначением систем охраны периметра является раннее обнаружение факта проникновения на объект для последующего предупреждения охраны и принятия адекватных или превентивных мер.

С точки зрения экономии финансовых средств необходимо помнить, что системы охраны периметра предназначены для многолетней эксплуатации (в среднем 8–10 лет). Необходимо осуществить оценку совокупных затрат стоимости аппаратуры, монтажа, пусконаладочных работ и последующих эксплуатационных расходов (профилактическое обслуживание, возможный ремонт и т.д.).

Применение инженерных средств безопасности – комплексный трудоемкий процесс, начинающийся с детального анализа инфраструктуры защищаемого объекта, его сильных и слабых сторон, продолжающийся изучением возможностей рынка, изысканием финансовых ресурсов предприятия и завершающийся установкой инженерных устройств и разработкой порядка их применения.

Современный этап человеческого развития является одним из самых напряженных в истории. Защита периметра объектов разного уровня значимости, в том числе объектов транспорта, претерпевает постоянные изменения с связи с развитием технологий и появлением новых угроз.

Список литературы:

  1. Антюшеня Ю.Д., Кисель Т.Р. Тенденции развития автомобильного транспорта // Наука и техника. 2008. № 4. С. 83–86.
  2. Пивоваров А.Н. Транспортная безопасность объектов, средства укрепленности объектов и инженерно-технические системы охраны: учебное пособие. 2014. С. 262.
  3. Михайлин А.И., Сильников М.В. Средства физической защиты АЭС // Вопросы оборонной техники. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму. 2014. № 1–2. С. 3–5.
  4. Лазоркин В.И., Михайлин А.И., Сильников М.В. Оптимизация мероприятий по обеспечению живучести объектов // Вопросы оборонной техники. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму. 2015. № 3–4. С. 3–10.
  5. Магомедов Ш.Г. Математическое моделирование охранных действий на объекте защиты // Вестник АГТУ. Серия Управление, вычислительная техника и информатика. 2016. С. 70–80.
  6. Панков А.С., Чернышов М.В. Актуальные проблемы защиты режимных объектов // Военный инженер. 2017. С. 25–30.
  7. Лукоянов С.В., Белов С.В. Основные требования к системам физической защиты на этапе их проектирования // Компьютерное обеспечение и вычислительная техника. 2010. С. 163–171.

Оригинал публикации >>

Изображение от freepik