Найти тему
Мосгорнаследие

Деревянные скульптуры и резной барельеф: как проходит реставрация павильона «Советская печать» на ВДНХ

Фото Ю. Иванко. Mos.ru
Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Специалисты восстановят декоративную композицию на фасаде здания: устранят повреждения, укрепят дерево и покроют его защитными составами.

На ВДНХ начался новый этап реставрации деревянной композиции, которая украшает павильон № 67 «Советская печать» — объект культурного наследия федерального значения. Это единственное здание с деревянными скульптурами на территории комплекса.

На фасаде установлены фигуры крестьянки с книгой и рабочего с разводным ключом, рядом находятся две сосны с пушистой хвоей и чайки. Позади них барельеф, на котором изображено пять сцен из жизни тружеников села на фоне карельской природы. Вместе они символизировали главные отрасли экономики Карело-Финской ССР: лесную промышленность, земледелие, животноводство и рыболовство.

«Скульптурная композиция — главное украшение павильона. Ее изготовили 70 лет назад. Эксперты уже закончили обследование, выбрали подходящую методику реставрации и приступили к основным работам. Чтобы сохранить изначальный стиль, при воссоздании недостающих фрагментов будет использована техника резьбы 1950-х годов», — рассказала Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы.

Специалисты устранят повреждения, укрепят дерево и покроют его защитными составами. Работы будут проводить под контролем столичного Департамента культурного наследия.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru
Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Кроме того, продолжается реставрация самого здания. Мастера демонтировали поздние перегородки, расчистили стены и привели в порядок кровлю. Сейчас они восстанавливают деревянный барельеф, резные двери, декор фасада и гранитную облицовку колонн. В планах — воссоздать гипсовые барельефы, лепной декор портала главной двери, потолочную розетку, а также привести в порядок напольное покрытие в вестибюле и на площадках между этажами, паркет в холле, светильники и лестницу.

Здание построили в 1954 году по проекту архитекторов Фарида Рехмукова и Алексея Резниченко. Колонны портика облицевали красным гранитом, а интерьеры украсили элементами из карельской березы. Автором композиции на фасаде стал мастер Лев Кардашев.

До 1957 года павильон назывался «Карело-Финская ССР». Его фронтон венчал резной деревянный герб республики. Затем вместо него установили герб Академии наук СССР, украшенный лавровым венком и развернутой книгой.

Павильон «Карело-Финская ССР». Фото С. Иванова-Аллилуева. Сентябрь 1954 года. Главархив Москвы
Павильон «Карело-Финская ССР». Фото С. Иванова-Аллилуева. Сентябрь 1954 года. Главархив Москвы

Впоследствии экспозиция менялась несколько раз. Например, с 1959-го здесь была выставка «Культура и быт народов РСФСР», с 1964-го — «Целлюлозно-бумажная промышленность и лесохимическая промышленность», а с 1967-го — «Советская печать».