Если внимательно читать учебники по истории России, особенно изданные в советский период (да и сегодня тоже), то можно прочитать одну весьма интересную мысль. К началу ХХ века Россия подошла совершенно отсталой страной, которая толком не развивалась, закупала всё оборудование за рубежом, а на Запад за это шли золото, меха, нефть (да, её уже активно добывали в то время) и прочие запасы из кладовой родины.
В результате всего вот этого мы даже не смогли себя защитить в Русско-Японскую, практически проиграли туркам, получили люлей от немцев в Первую мировую и в конечном итоге получили революцию. Народ восстал против архаичного самодержавия, которое стало тормозом в развитии страны.
Во всех учебниках рассказывалось о нечеловеческих условиях труда рабочих, которые вынуждены были пахать по 12 часов, эксплуатации детей в тёмных подвалах у паровых машин и опасных станков, штрафах, поборах, обидах...
Глупо говорить, что всего этого не было, но один, главный, миф об отсталости России мы сегодня развенчаем.
Традиционно считается, что толчок к активному развитию СОВРЕМЕННОГО ТИПА индустриализации дало... нет, не лошади, пар или паровозы, а электричество. Нет, конечно же, его давно знали, и с лейденскими банками дворяне уже несколько веков как забавлялись, заставляя своих слуг касаться двух электродов.
Происходил адский ТЫ-ДЫ-ЩЩЩЩ!!!
И на глазах охающих дам из-под парика слуги вставала дыбом причёска Филиппа Киркорова. Что оставалось делать бедному слуге? Только спеть Атлантиду!
И даже освещение на постоянном токе в лучших домах Лондона и Парижа уже было.
Но именно повсеместное развитие электрического освещения и тяги на трёхфазном переменном токе для станков и оборудования стало тем шагом, который определил развитие всей нашей цивилизации на протяжение всего ХХ века.
Произошло это в самой развитой стране того времени в... Германии, в небольшом местечке под названием Лауфен. В этом цветущем городке на берегу реки Некар пыхтел, дымил и отравлял всю округу цементный завод. Местные жители были от этого в полном... восторге. Но несмотря на все "восторги" жителей, завод продолжал своё грязное дело, причём настолько эффективно, что хозяин давно уже жил во Франции, оставив вместо себя управляющего.
150 лет прошло, ничего не меняется!
Суперприбыльность цемзавода объяснялась очень просто: его хозяин поставил на реке гидроэлектростанцию и именно она, а не пар или лошади, приводила в действие все механизмы на предприятии.
В 1890-м году на цемзавод с экскурсией приехал один промышленник, Оскар фон Миллер, из Франкфурта-на-Майне, который располагался в 175 км от "передового" производства. И он загорелся электрической тягой. Однако в его городе таких мощных и быстрых горных рек не было, поэтому ему в голову пришла идея: они запитывают производство во Франкфурте через линию электропередач к генератору в Лауфене.
Но там стоял генератор постоянного тока, способный передать энергию максимум на 5 км. Немцы сняли старое "передовое" оборудование и поставили новое суперпередовое на ТРИ ФАЗЫ переменного тока. Благодаря этой, как сейчас, модно говорить, инновации электроэнергию передали на 175 км.
И во все учебники по истории экономики, техники, собственно по истории, линия в Лауфене вошла как величайшее достижение немецкой инженерной мысли двух немецких фирм Эрликон (Maschinenfabrik Oerlikon) и Всеобщей компании электричества (AEG), определившее бурное развитие науки и техникик в ХХ веке.
А что Россия? Лаптем щи хлебала?
Так?
Так! Да не так!
Сейчас мы откроем те материалы, которые НЕ ВОШЛИ В УЧЕБНИКИ!
Дело в том, что главным инженером и изобретателем в компании AEG работал очень странное светило немецкой изобретательской и инженерной мысли, настоящий ариец, немец в... никаком поколении
Михаил Осипович Доливо-Добровольский.
Герр Доливо-Добровольский был... приглашён в Германию, как инженер, который УЖЕ проводил эксперименты и даже выполнил несколько работ по внедрению трехфазного тока на промышленных предприятиях в... отсталой России.
Ему и его небольшой компании принадлежало несколько патентов на трехфазные трансформаторы, он разработал и применил электродвигатели оригинальной конструкции, новые высокоэффективные генераторы.
Посмеяться хотите?
Все трансформаторы, которые активно используются в электронных устройствах всего мира используют конструкцию, защищённую патентом Доливо-Добровольским, в её неизменном виде.
То есть, она была... и есть... настолько универсальной и эффективной, что её нет смысла переделывать!
Но как получилось, что светила мировой промышленности немцы пригласили для строительства самого передового объекта... русского. Ведь явно он был героем-одиночкой, левшой, который вырвался из тьмы самодержавной России и зажёг светоч мысли над сермяжным болотом (если что это был сарказм).
Увы, посмею испортить настроение отечественным либералам своей нетолерантностью.
Ставку на развитие электричества переменного тока Россия сделала ещё в третьей четверти 19 века. Правительство ускоренными темпами готовило инженеров, в училищах был введен предмет "Электрическое дело".
Финансировалось строительство тепловых и гидро- электростанций. Например, на строительство Раушской электростанции мощность 3,68 МВт был выделен 21 миллион рублей золотом.
За Центральную электрическую станцию "Общества электрического освещения 1886 г." в Санкт-Петербурге заплатили 15,6 млн руб. В городе Лодзь построили станцию на 23 Мвт, за неё отдали 15 млн руб, в Баку - 12 млн, в Богородском уезде - 10 млн. Последняя, кстати, имела три турбоагрегата мощность по 5 МВт каждый и их эффективность была такова, что они могли питаться углём, торфом, мазутом, дровами - хоть чем, лишь бы горело.
Но самую большую свинью немцам подложил инженер Новороссийской ж/д станции:
Спешу разуверить, это не Кикабидзе, а Александр Щенснович, который смог построить крупнейший в Европе элеватор на трёхфазном электрическом токе.
Впервые в мире Новороссийский элеватор был оснащён 68 асинхронными двигателями российской разработки, которые приводились в действие стоящей рядом электростанцией. Она выдавала трёхфазный переменный ток и имела три генератора по 300 кВт каждый, то есть в общей сложности 1,2 мегаватта.
Причём, если двигатели заказывались в Швейцарии, то главные генераторы и всё остальное оборудование производилось на месте, в главных железнодорожных мастерских Новороссийска.
После этого стоит задуматься, а настолько ли уж была отсталой "немытая" Россия, что её разработки расходились по всему миру, её инженеров приглашали по всей Европе? Думаю, что этот вопрос скорее риторический...