Найти тему
Память Даурии

Эсеровский террор в Забайкалье. Начало ХХ века.

Вспоминая о Первой русской революции 1905 года, невозможно не вспомнить о революционном движении как метостазы раковой опухоли распространявшемся по телу необъятной империи, и укоренившеся даже в ее отдаленных уголках. Именно это революционное движение, имевшее в своей основе социалистические идеалы, не гнушаясь любыми средствами, включая политический террор, грабежи и убийства, послужило движущей силой революции. 

Большенство революционных организаций, как они сами представляли, вели свою идейную родословную от народнического движения. 

Пожалуй самой яркой и успешной революционной организацией была Партия социалистов-революционеров. 

Всего к началу Первой российской революции в Сибири насчитывалось 7 находившихся в стадии организационного становления формирований ПСР: в Омске, Новониколаевске, Барнауле, Томске, Красноярске, Иркутске, Чите. 

Создание ячейки ПСР в Чите связано с организацией партии в Иркутске. Иркутская неонародническая организация была создана после горячих споров с социал-демократами приблизительно в 1902 году усилиями агента компании «Надежда» Г. М. Фриденсона, начальника коммерческого отдела Забайкальской железной дороги А. А. Криля, горного инженера В. А. Вознесенского, членов редакции газеты «Восточное обозрение» И. И. Майнова и С. А. Лянды, журналиста Н. Ю. Татарова, а также В. А. Львова, Сухомлина, Эпова, Щеголева. 

-2

Как и по всей России, главной задачей читинских эсеров стал политический террор. В терроре они видели смысл своей жизни, романтизировали смерть и безудержные убийства ради идеалов свободы, неограниченной ни чем. 

17 октября 1905 года у здания управления Забайкальской железной дороги произошла стычка между черносотенцами и железнодорожными служащими и частью членов левых организаций, были убиты и ранены несколько человек. Сразу после этого эсеры и социал-демократы организовали боевые дружины.

26 декабря 1906 года на станции Хилок боевои дружиной эсеров был убит пристав Щеглов. Покушавшимся удалось скрыться.

28 мая 1907 года был убит начальник Нерчинской каторги Ю. И. Метус. Утром

27 мая Ю. И. Метус прибыл в Читу из Нерчинска, остановившись в Ново-Центральных номерах. Днем в туже гостиницу приехали социалисты-революционеры: 18-летняя девушка и студент, которые, предъявив документы на имя дочери священника Л. Юшковой и сына надворного советника Н. Я. Загоровского, заняли два разных номера. На следующий день в 11 часов утра Л. Юшкова попросила лакея доложить Ю. И. Метусу, что

желает лично передать ему прошение. Начальник каторги согласился встретиться с девушкой в общей столовой и без промедления спустился туда. После того как он принял прошение и повернулся к окну, чтобы ознакомиться с ним, Л. Юшкова выстрелила в него из револьвера системы «Браунинг». 

Пуля попала в шею – Ю. И. Метус упал и тотчас скончался. Террористка же бросилась бежать, но ее начал преследовать коридорный и, нагнав на Амурской улице, сумел схватить за руки. Однако остановить молодую эсерку не удалось: по сведениям прокурора Читинского окружного суда, «окружающая публика отбила Юшкову, а коридорному кто-то пригрозил, что и его убьют. 

Юшкова вскочила на извозчика с каким-то молодым человеком и уехала». Найти их и задержать политическая полиция так и не смогла, зато был арестован студент Н. Я. Загоровский, у которого в ходе обыска жандармы обнаружили много свежих прокламаций ПСР. 

-3

В июне 1907 года боевики ранили пристава в Чите.

28 августа 1907 года эсерами совершено покушение на казака 6-й сотни 1-го Верхнеудинского казачьего полка Б. Тугутова. Он стал случайной жертвой, оказавшись не в то время, не в том месте.

Нередко жертвами эсеровских покушений становились члены партии пошедшие на сотрудничество с полицией.

Читинские социалисты-революционеры заподозрили и обвинили в провокации скрывшегося после произведенных жандармами арестов Разумовского-Иммермана, разослали по всем ближайшим организациям его приметы, а по возвращении полицейского провокатора в Читу приняли, по агентурным сведениям, «все меры, чтобы его где-нибудь встретить и убить». Однако далеко не всегда жертвами подобного рода «операций возмездия» становились действительно виновные в провокации лица. Показательна в этом отношении трагическая история эсера Веремейчика, проживавшего в Чите по паспорту на имя К. Семенчука и именовавшегося в местной партийной организации «Костей». 

15 мая 1908 года за Дальним вокзалом состоялось собрание социалистов-революционеров,  посвященное проблемам формирования в Забайкалье боевого летучего отряда, начальником которого и был избран К. Семенчук. Однако уже в 20 числах мая, вследствие возникшего к нему недоверия, от своей должности он был отстранен. После же произведенной жандармерией в ночь на 14 июня 1908 года в городе ликвидации революционного подполья оставшиеся на свободе члены Читинской организации ПСР потеряли к неарестованному К. Семенчуку всякое доверие и заподозрили его в провокаторстве.

-4

14 июня состоялось партийное собрание, на котором было принято решение убить провокатора, вечером того же дня эсер «Андрей», являвшийся, как указывала агентура, дезертировавшим солдатом и участником Владивостокского восстания, привел приговор в исполнение.

В начале августа 1908 года, например, читинским социалистам-революционерам удалось установить квартиру филера, жандармского унтер-офицера А. Богданова и выявить его связи с охранным отделением. В результате члены эсеровского подполья постановили ликвидировать А. Богданова, возложив исполнение приговора на двух членов организации, долженствующих в то время прибыть в Читу. Не дожидаясь приезда террористов, а также принимая во внимание случившийся провал унтер-офицера и, как следствие, потерю возможности исполнять служебные обязанности, жандармский начальник откомандировал А. Богданова в Иркутск.

Эсеры в Акатуйской тюрьме.
Эсеры в Акатуйской тюрьме.

Читинские социалисты-революционеры активно использовали в борьбе с самодержавием метод индивидуального террора. При этом ставка на него как важное средство отпора правительству была сделана в условиях падения Читинской республики и отсутствия массовой народной поддержки в связи с проводимыми после Первой русской революции реформами правительства по демакратизации и либерализации государственного аппарата империи.

-6