- Как все прошло?
- Что говорят работодатели
- Ректоры о новой процедуре зачисления на целевое
- Студентам «не зашло»
Общее количество целевых мест в 2024 году увеличилось по сравнению с 2023 годом на 3,8 тыс и составило 145,4 тысячи.
С 1 мая 2024 года правительство России утвердило новое положение о целевом обучении.
Раньше абитуриент самостоятельно находил заказчика, который готов был оплатить ему обучение (например, в любом региональном министерстве или департаменте здравоохранения, если речь идет о поступлении в медвуз). И схема была, в общем-то, простой: абитуриент заранее подписывал договор с заказчиком-организацией, приносил этот договор в вуз и участвовал не в общем конкурсе, а в отдельном, по целевой квоте. В каком-то роде это было гарантией поступления.
С 2024 года целевой договор заключают только после поступления студента:
- С момента появления студента в приказе о зачислении до 1 сентября — срок, в который обе стороны должны заключить целевой договор. Кроме этого, в список «нужных документов» с этого года входит согласие на заключение договора о целевом поступлении.
Подать заявление можно только в один вуз на одну специальность:
- В этом году выпускник мог выбрать заказчика только на портале «Работа России», где были собраны предложения от учреждений и компаний, заинтересованных в целевиках. Выбрать можно было только одну организацию, которая могла отправить запрос на предоставление места только в один вуз. Если абитуриент не пройдет конкурсный отбор, второй попытки пройти по целевому на бюджет или заключить целевой договор на другую специальность уже не получится. Это правило действует только для поступления на бакалавриат и специалитет. При поступлении в магистратуру или аспирантуру абитуриент может подать сразу несколько заявок.
Схема целевого обучения в 2024 году
Оценки не в счет:
- Заказчик больше не имеет права расторгнуть договор в случае плохой успеваемости студента. Но при этом договоре могут быть прописаны требования к успеваемости по определенным предметам и практикам. Если студент не будет выполнять эти условия, то тогда заказчик может сократить меры материальной поддержки.
Обязательная отработка не может длиться более пяти лет:
- Теперь со сроками все понятнее. После выпуска студент обязан проработать в организации, которая выступила заказчиком его обучения, не менее трех, но не более пяти лет.
Как все прошло?
По задумке авторов, федеральный сервис «Работа России» исключил влияние коррупции на поступление по целевому договору. Еще же основной задачей этих изменений было решение проблемы недобора целевиков. Из года в год в России существовала проблема, что целевиков набиралось меньше, чем под них выделялось мест.
Но этот же сервис стал и неким «недостатком» в реформе. Ведь цифровизация подачи заявления на целевое теперь делает выбор заказчика и организации (где студенту придется отрабатывать учебу) менее осознанными. То есть выпускник и его семья совершенно не думают о том, какие экономические риски могут появиться из-за обучения студента не то что в престижных вузах страны, а в принципе в другом городе. По крайней мере, в этом уверен Алексей Егоров, заместитель ответственного секретаря приемной комиссии НИЯУ МИФИ:
«Абитуриент даже не общается с работодателем. Я лично разговаривал с иногородним абитуриентом столичного вуза. На вопрос о том, в курсе ли он, где придется отрабатывать свою учебу, отвечал: «Не, я просто поступить хочу». У абитуриента даже не было понимания того, где, на какие деньги и в каких условиях он будет жить, пока вуз не окончит. Всё это умножено на ноль ради того, чтобы поступить в ведущий университет», — говорит Егоров.
Более того, уже до конца приемной кампании понятно, что на фоне региональных предложений, размещенных на «Работе России», предложения столичных заказчиков выглядят наиболее привлекательными. И в первую очередь на них ориентировались абитуриенты из регионов. В итоге получается, что целевое обучение перестало решать свою главную задачу — снабжение регионов квалифицированными кадрами?
Что говорят работодатели
Целевую подготовку своих будущих сотрудников заказывают и государственные, и частные компании.
Чаще всего предложения формируют муниципальные учреждения. В основном это городские управления по образованию, которые ищут педагогов в средние школы.
Также много предложений поступает от региональных ведомств. Тут в первую очередь заказчиками выступают местные министерства здравоохранения. Специальности от таких заказчиков соответствующие: лечебное дело, педиатрия и сестринское дело.
Третьи по частоте заказчики — общества с ограниченной ответственностью, то есть частные компании: заводы, агрохолдинги, мясокомбинаты. Популярные специальности: агроном, ветеринар, инженер, технолог и другие.
Теперь всем им будет немного сложнее «сработаться» с кандидатами на должность.
Объясним на примере: Допустим, раньше условный замглавы администрации такого-то района такой-то области решал, кому дать целевое. Теперь у него таких полномочий нет. На предложение может откликнуться любой заинтересованный абитуриент, либо никто не откликнется вовсе.
Да, как раз этот принцип и должен способствовать большей прозрачности. Но для многих работодателей невозможность «отдать место лично» определенно стал минусом реформы.
Еще, как оказалось, из этого «минуса» следует недостаток куда больший. В списке жалоб потенциальных работодателей — то, что они в принципе не знают, кто придет к ним на работу.
Ректоры о новой процедуре поступления на целевое
Как всегда, мнения разделились на «за» и «против». К примеру, ректор МГПУ Игорь Реморенко уже оценил реформу целевого:
«Несмотря на то, что работа портала еще не отлажена и в ней много недостатков, надо же с чего-то начинать. Все лучше, чем блат, когда кто-то с кем-то договорился и подал целевую заявку на своего знакомого, а более талантливый абитуриент остался не у дел», — отметил Реморенко.
Но о проблеме с целевыми квотами говорят ректоры ведущих технических вузов страны:
«Из положительного — это, конечно же, введение ограничений: один вуз, одно направление. Оно сказалось на прозрачности конкурсной ситуации при подаче заявлений. Но, к сожалению, заказчики целевого обучения оказались отстранены от согласования кандидатов. Это упущение неверно», — сказал ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Андрей Рудской.
С ним согласен и ректор МГТУ им. Баумана Михаил Гордин. Он считает, что целевой прием — это способ ранней профориентации, когда абитуриент осознанно идет работать на конкретное предприятие:
«А когда это идет через «Работу России», предприятие далеко не уверено, что человек, который поступил к ним на целевое место, не поговорив, не познакомившись, придет туда работать. Первая сессия покажет, что будет с этими молодыми людьми. Но в целом мы думаем, что имеет смысл поговорить о корректировке правил целевого приема в следующем году», — заявил Гордин.
Другая претензия к новому порталу состоит в том, что люди теперь могут податься на целевое «про запас», потому что по нему отдельный конкурс и можно пройти с низкими баллами.
И такие случаи есть. Например, в Ростовском медуниверситете на целевое зачислили абитуриента с 122 баллами за ЕГЭ:
Химия —36, биология — 41, русский — 45. Сумма за ЕГЭ — 122 балла. Зачислен(а) на бюджет в ростовский мед (по квоте от Минздрава региона)
Вышло это из-за того, что «предложение» на целевое надо было выбрать до 25 июля 2024-го, а списки с баллами выкладывали до 27 июля. Получилось так, что абитуриенты с (вероятно) хорошими баллами, не понимая, с кем они конкурируют, указывали целевое в ведущие вузы страны. И не попадали. Ну а другое «предложение» из-за сроков и новых правил о целевом уже не возьмешь.
Если бы списки с баллами вузы выкладывали раньше, то таких «казусов» не произошло бы. И с большой вероятностью абитуриенты, которые явно не проходили по баллам в ведущие вузы, успели бы заявиться на целевое в тот же Ростовский медуниверситет.
А с новыми правилами появился и новый лайфхак: открываешь на портале интересующую тебя специальность, выбираешь объявление, по которому меньше всего предложений (в идеале только твое), приносишь заявку — и вот ты уже зачислен в престижный вуз.
Студентам «не зашло»
Главные участники всего происходящего — абитуриенты — совершенно недовольны новым сервисом. По всей стране на «цифровизацию» сыплется шквал жалоб.
Так, например, Элина Бабаева из Дагестана еще до подачи заявления на «Работе России» получила целевую квоту по заказу Роспотребнадзора республики (ведомство относится к той категории заказчиков, которые могут проводить собственный отбор) на специальность «Медико-профилактическое дело». Девушка прошла конкурс и победила. Дальше все по правилам: организация отправила документы в Сеченовский университет, потом разместила предложение на «Работе России». Элина подала на него заявку. Абитуриент была в списке ранжированных, но 30 июля в «компании» зачисленных себя не увидела. В университете же на это ответили, что квота девушки просто-напросто «потерялась»… Дальше версия сменилась на то, что Элина неправильно указала заказчика. А еще через пару дней ей пришел ответ, что в этом году она не прошла по конкурсу в Сеченовский университет. Это при том, что на её квоту не было других претендентов, и она прошла внутренний отбор. Внятного объяснения Элина так и не получила. Зато потерянный год в кармане.
Еще один неприятный случай, связанный с Сеченовкой, произошел в Тульской области. Там сразу несколько абитуриентов не были зачислены из-за некорректных заявок заказчиков. Ольга и ее дочь Мария точно следовали инструкции по подаче заявления на целевое. На сервисе нашли заказчика — Министерство здравоохранения Тульской области — от него было два предложения с разными данными по двум больницам. Абитуриент в качестве приоритетного вуза выбрала Сеченовку. Лично приехала в университет и подала заявление на целевое, это подтвердила и запись на «Госуслугах». Мария стояла на втором месте в рейтинге с 277 баллами после девочки, которая выбрала вторую целевую заявку.
«Самое поразительное, — рассказывает Ольга, — что предложения от Тульской области с сайта вообще убрали, сказав, что они неверно оформлены. Та девочка, у которой было 280 баллов, тоже не прошла. При этом наш заказчик разместил предложения еще в нескольких вузах, везде все было правильно, и только Сеченовку что-то не устроило».
В центре скандала с целевой квотой оказался и главный вуз для будущих физиков-ядерщиков — в НИЯУ МИФИ. По словам абитуриента Виталия, 4 июля он подал документы на специальность «Информационная безопасность». Парень был уверен, что пройдёт на бюджет, так как поступал на целевое, и 16 июля он получил сообщение о том, что его кандидатуру рассматривают на целевое место. А во вторник, 30 июля, абитуриента включили в приказ о зачислении. Только вот незадача. На следующий день его кандидатуру вычеркнули из списка поступивших. Каким-то образом оказалось, что свободно только одно целевое место, а не два. Куда исчезло второе – непонятно, ведь Виталий и его родители неоднократно звонили в приёмную комиссию и всё уточняли. И тогда Виталий смог надеяться только на обучение на коммерческой основе. После поднятого шума в прессе МИФИ прокомментировали ситуацию. И, дабы избежать еще большего скандала, согласился зачислить Виталия на бюджет засчет собственных средств университета как минимум на год:
Заявление в официальной группе МИФИ.
Ну а об окончательных итогах приемной кампании говорить пока сложно. Нужно дождаться ее окончания. «Вузопедия» будет следить за всеми новостями.