Теория
Источники права – это исходящие от государства или признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. Официальный характер источник права приобретает: 1) путем правотворчества либо 2) путем санкционирования (напр., при применении судом обычая).
Виды источников права:
1) нормативные правовые акты – официальные документы, содержащие юридические нормы (т. е. общеобязательные правила поведения), принимаемые государственными органами либо иными уполномоченными органами или лицами. В России в систему нормативно-правовых актов входят: 1) Конституция; 2) законы (федеральные конституционные законы (ФКЗ); федеральные законы (ФЗ); законы субъекта Федерации, принятые по предмету ведения субъекта Федерации); 3) подзаконные акты (указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты федеральных министерств и ведомств; нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные акты органов местного самоуправления; локальные акты, например, правила внутреннего распорядка любой организации);
2) правовые обычаи – обычаи, которым государство придало общеобязательное значение и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой;
3) судебные и административные прецеденты – это суд. или админ. решения по конкретному делу, которым придается сила источника права в странах англосаксонской правовой семьи;
4) нормативные договоры – соглашение двух или более субъектов, содержащее нормы права (Федеративный договор; договоры о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами; международные договоры; коллективные договоры и социально-партнерские соглашения в трудовом праве). Можно ли считать источником права Постановления Пленума Верховного Суда РФ? Преобладает точка зрения, что нельзя. Это не источник права, а вид официального толкования закона. Они являются руководящими разъяснениями и обязательны для судов и иных органов, применяющих право. А можно ли считать источником права постановления Конституционного Суда РФ? Преобладает точка зрения, что можно. Причем Конституционный Суд иногда признает за ними силу прецедентов и отказывает в принятии к рассмотрению дел если сходное дело уже рассматривалось в отношении конституционности другого закона. Существует точка зрения, что постановления Конституционного Суда РФ нужно рассматривать не в качестве источника права, а в качестве акта применения права (Конституции).