В нашем славном, но бедном государстве живут себе поживают безбедно порядка 12 тысяч высших управленцев. Еще свыше 130 тысяч госслужащих, мало- и среднекалиберных чиновников, занятых в госсекторе, если и не шикуют, то, по крайней мере, с хлеба на воду точно не перебиваются, имея к тому же от государства соцпакет. Для небольшой страны такая раздутость госаппарата – непозволительная роскошь и непосильное бремя для налогоплательщиков. Но предпринимаются ли попытки, согласно давно данным Пашиняном обещаниям, сократить емкость госаппарата Армении и в целом ненасытную ораву занятых в системе государственного управления?
В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ ЗНАЧИМЫЙ ШАГ В РАМКАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ государственного управления был озвучен в конце октября 2017 года в ходе обсуждения проекта госбюджета на 2018 год. Тогда министр финансов Вардан Арамян объявил об оптимизации численности работников в госсекторе Армении, предполагающей сокращение 5564-х штатных единиц и соответственно общего фонда заработной платы на 3 млрд драмов.
Доподлинно неизвестно о каких-либо внятных и системных шагах Пашиняна в указанном направлении, сделанных за более чем 6 лет. Вряд ли таковыми можно считать бездумную ликвидацию Минсельхоза или Министерства энергетической инфраструктуры и природных ресурсов, формирование тяжелых «сборных конструкций» в лице громоздкого и неповоротливого Министерства территориального управления и инфраструктур или Министерства образования, науки, культуры и спорта (МОНКС).
Бывшее Министерство диаспоры трансформировалось в легковесный Офис главного уполномоченного по делам диаспоры. Кроме него, в аппарате премьер-министра значатся отдел национальных меньшинств и по вопросам религии (некогда – Госсовет) и Консультативная комиссия по координации благотворительных программ. Кстати, публикующиеся с 2003 года на сайте правительства ежегодные сообщения о проведенных в рамках благотворительных программ работах с приходом к власти Пашиняна мгновенно прервались, и последнее такое сообщение датировано 2018-м годом. Между тем, эти программы, начиная с создания фондом «Азнавур» Культурного центра, благоустройства различных парков и заканчивая ввозом и распределением весомых благотворительных грузов, всегда имели значимое влияние на социально-экономическое развитие Армении. Так, в последнем доступном сообщении от 2018-го года сказано, что только за тот год в страну было ввезено грузов таможенной стоимостью 6,18 млрд драмов из 37 стран.
ПАШИНЯН ПОЛНОСТЬЮ ПОДОБРАЛ ПОД СЕБЯ ТАКИЕ СЛУЖБЫ, КАК нацбезопасность, госохрана, внешняя разведка, государственный контроль. Кроме того, при правительстве действуют 5 комитетов и 6 инспекционных органов. Все они, в отличие от инспекций в составе министерств, имеют свои отделы кадров, бухгалтерии, общие отделы, финансово-экономические службы – словом, все то, что им полагается, будучи в ранге приправительственных. С другой стороны, имеющие важное значение для людей госорганы, так сказать, выталкиваются на обочину, теряя свою самостоятельность и прежний высокий статус. В частности, это произошло со сферой чрезвычайных ситуаций, когда отдельное МЧС сначала «опустили» до Управления по ЧС при правительстве, а относительно недавно Пашинян и вовсе «отфутболил» его в состав МВД.
Понятно, что ликвидация дублирующих звеньев в системе госуправления ведет к прямой бюджетной экономии. Но догадается ли наконец кто-нибудь в нынешнем кабмине обратить внимание на то, что среди указанных 6-ти инспекционных органов при правительстве действует инспекция безопасности пищепродуктов, а в составе Министерства экономики – аналогичное управление… (отточие наше. – А.А.) безопасности пищепродуктов. То же самое можно сказать относительно действующих в составе МОНКС управления международных связей и диаспоры и отдела по связям с диаспорой – при наличии в аппарате премьер-министра указанного выше целого офиса главного уполномоченного по идентичным вопросам. То есть, с одной стороны, в системе госуправления сохраняются дублирующие звенья, а с другой – по непонятной логике механически объединяются в один госорган сферы, не имеющие друг к другу никакого отношения. В качестве еще одного примера можно привести объединение в один инспекционный орган при правительстве сферы здравоохранения и труда.
В нашем распоряжении оказалась следующая примечательная цифра: еще в 2002 году решением тогдашнего премьера из 232-х штатных единиц Минторгэкономразвития оставлено 155. Правопреемником этого ведомства является Минэкономики. А знаете, какое на сегодня там количество штатных единиц? 384! Выводы делайте сами.
ВООБЩЕ ТАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО РАЗДУТЫЕ ШТАТЫ ВЛАСТИ КОМПЕНСИРУЮТСЯ… необязательностью их заполнения. Конечно, тут свою роль играют и личные качества Пашиняна, ведь мало кому захочется работать при взбалмошном и неуравновешенном руководителе, не говоря уже о тех, кто принципиально не идет на сделку со своей совестью и своими представлениями о путях развития страны. Но насколько эффективна в такой ситуации работа того же Минэкономики с его многочисленными вакансиями и всего госаппарата в целом?
Судите сами. В управлении легкой промышленности указанного министерства из 9 штатных единиц вакантны 8, в том числе начальника. То есть, на все управление приходится только один главный специалист, который вправе произнести фразу «Управление – это я»! Вполне в духе стремящегося всячески укрепить личную власть Пашиняна, который наверняка вслед за королем Людовиком XIV полагает: «Государство – это я».
Все же пройдемся дальше по подразделениям Минэкономики. В управлении стратегических отраслей, к которым отнесены отделы тяжелой промышленности и драгметаллов и драгкамней, отсутствуют не только начальники названных отделов, но и половина предусмотренных штатным расписанием сотрудников. В управлении предпринимательства, как и в управлении инвестиционных программ, не занято 4 места из 9, в управлении наукоемкой экономики – 5 из 9. В управлении международного сотрудничества вакантны 7 мест из 11, в управлении экономических исследований – 7 из 9. И такое положение отнюдь не только в Минэкономики.
Ошибки и грубые просчеты Пашиняна в так называемом реформировании системы госуправления привели к острой нехватке квалифицированных специалистов, когда об эффективном функционировании госаппарата говорить просто неуместно. Вот и приходится полагаться исключительно на умственные способности первых лиц, когда, к примеру, Пашинян при личном осмотре крестьянских подворий раздает дилетантские и бессмысленные советы фермерам, а на заседаниях правительства вместо обсуждения стратегических для страны вопросов приходится слушать любительские размышления о сметане и осеменении коров.
Подписывайтесь на наш канал!