Высшим сословием в стране было боярство, в среду которого входило много потомков бывших великих и удельных князей. К концу XVII столетия боярство все более утрачивало свою мощь и сближалось с дворянством.
Дворяне составляли верхний слой государевых служилых людей по отечеству. Они владели поместьями на наследственном праве в случае продолжения службы детьми после их родителей. Этот слой феодалов включая в себя лиц, служивших при царском дворе (стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы), а также городовых, т.е. провинциальных дворян и детей боярских.
К низшему слою служилых людей относились и служилые люди по прибору или по набору. Он включал в себя стрельцов, пушкарей, ямщиков, служилых казаков, казенных мастеров и т.п.
Сельское крестьянское население состояло из двух основных категорий. Крестьяне, жившие на землях вотчин и поместий, назывались владельческими или частновладельческими. Они несли тягло (комплекс повинностей) в пользу государства и своего феодала. Помещик получил право выступать в суде за своих крестьян, он имел также право вотчинного суда над населением своего поместья. Государство оставляло за собой право суда лишь по наиболее тяжким преступлениям. Близкое к частновладельческим крестьянам место занимали крестьяне монастырские.
Черносошное крестьянство. Оно проживало на окраинах страны (Поморский Север, Урал, Сибирь, Юг), объединялось в общины. Черносошные крестьяне не имели права покидать свои земли, если не находили себе смену. Они несли тягло в пользу государства. Их положение было легче, чем у частновладельческих. "Черные земли" можно было продавать, закладывать, передавать по наследству.
Среднее положение между черносошными и частновладельческими крестьянами занимали крестьяне дворцовые, обслуживавшие хозяйственные потребности царского двора. Они имели самоуправление и подчинялись дворцовым приказчикам.
Верхушку городского населения составляли купцы. Самые богатые из них (в Москве XVII в. таких было примерно 30 человек) царским повелением объявлялись "гостями". Многие состоятельные купцы объединялись в двух московских сотнях - "гостинной" и "суконной".
Основная масса городского населения называлась посадскими людьми. Они объединялись в тягловую общину. Буржуазия в городах еще не сложилась. Во многих городах России среди жителей преобладали военные чины и их семьи, а решающую роль в городской жизни играли крупные землевладельцы.
Городские ремесленники объединялись по профессиональному признаку в слободы и сотни. Они несли тягло - повинности в пользу государства, выбирали своих старост и сотских (черные слободы). Кроме них, в городах были белые слободы, принадлежавшие боярам, монастырям, епископам. Эти слободы "обелялись" (освобождались) от несения городского тягла в пользу государства.
До петровских времен как в городах, так и в сельской местности жило значительное число рабов - холопов. Полные холопы являлись наследственной собственностью своих господ. Слой кабальных холопов формировался из числа попавших в рабское состояние (кабала - расписка или долговое обязательство) ранее свободных людей. Кабальные холопы служили до смерти кредитора, если добровольно не принимали на себя новую кабалу в пользу наследника умершего. Особое сословие составляло духовенство. В него входили архиереи и монахи - черное духовенство и священники - белое духовенство. Соборное Уложение 1649 г. запретило монастырям приобретать новые вотчины.
Вольные и гулящие люди (вольные казаки, дети священников, служилых и посадских людей, наемные рабочие, бродячие музыканты и скоморохи, нищие, бродяги) не попали в вотчины, поместья или городские общины и не несли государственного тягла. Из их числа набирались служилые люди по прибору. Однако государство всячески стремилось поставить их под свой контроль.
Привилегированные сословия (феодалы): Укрепление собственности бояр и дворян на землю и крестьян, сближение вотчинного и поместного права
· Чины думные — аристократия: бояре, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки.
· Чины дворцовые: конюшные, дворецкие, оружейничие, казначеи, ...
· Чины московские: стольники, служащие при особе царя, прислуживавшие за его столом, дворяне московские.
· Чины городовые — провинциальные дворяне: дети боярские — служилые люди (мелкие землевладельцы на военной службе у царя), бояр, церкви, однодворцы — помещики, которые сами или при помощи холопов обрабатывали земли и не имели крепостных крестьян
· Духовенство (белое: патриаршего и архиерейских домов, настоятели соборов и церквей; чёрное: монашество)
Посадские люди: прикрепляются к посаду и тяглу. Ликвидация белых слобод. Купечество – верхушка посада, объединяется в сотни, гостиную и суконную. (ремесленники; купцы (Гостиная и Суконная сотни); мелкие торговцы; городские низы)
Крестьяне:
· Владельческие – работали в пользу феодалов на барщине, вносили натуральный и денежн оброки, несли повинности в пользу гос казны.
· Монастырские – работали в пользу монастыря, несли повинности в пользу казны.
· Дворцовые – платили подати только в казну (зависимые крестьяне, жившие на землях царской семьи и нёсшие в её пользу)
· Черносошные - платили подати только в казну (категория лично свободного сельского населения)
· Распространяется отходничество
Холопы: распространение добровольного (кабального) холопства, сближались с крепостными крестьянами, Податная реформа (78-81) уравняла владельческих крестьян и холопов. Платили подати в казну наравне с крестьянами.