Найти тему
Камнерезное дело

"Лопушок": разбор полетов

Оглавление

Поскольку я проводил демонстрацию хода лепки и резьбы пошагово, было бы правильно изложить всё что не попало "в кадр" - технологию, разбор своих ошибок и даже философию подобных "мастер-классов".

Философия

Идеи, как и деньги любят тишину. Это фантастический феномен и я, выходит, дважды наступил на одни и те же грабли (объясню дальше).

Лучше меня суть этого феномена объяснил Федор Тютчев:

Silentium!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь —
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими — и молчи…
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум —
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи —
Внимай их пенью — и молчи!..
1830 г.

Впрочем, этот феномен давно разложили психологи по полочкам: стоит только рассказать всем про свою несделанную идею, как в голове срабатывает ключик - ага, раз сказал, то (как бы) сделал. Человек расслабляется, и зачастую даже не берется за свою идею.

Аналогично обстоят дела с "мастер-классами" в прямом эфире. Во-первых, это напряг (сказал - надо сделать). Во-вторых, можно накосячить и сесть в лужу. И в-третьих, читаем Тютчева.

В случае с "Лопушком" я сделал ошибку - сразу опубликовал первую статью по вскрытию камня и началу резьбы. Дальше уже всё: сказал "А", говори и "Б". А надо было молча сопеть в две дырочки, снимать между делом, а когда зайчика бы закончил, тогда и выдавать на публику статьи-видео порциями. Получилось ненужное напряжение, хорошо что сильно не накосячил. Это были мои вторые грабли.

Первые грабли

Это страшная история. Лет 20 назад, когда я только осваивался в резьбе по дереву, вырезал уже ложку, жучка, птичку - взбрело мне в голову на очень популярном форуме резчиков "хлестануться": а вот я сейчас возьму эту фотку из Интернета (фрагмент обнаженной девушки), и вырежу панно. А народу резному что? - давай, дуй до горы, подскажем, поможем! И ржут, гады.

Вот что получилось в итоге. Вроде ничего, но я тогда все проклял. Страна советов: сисю сделай побольше, подбородок поменьше. Но много было и дельных советов от профессионалов. Моя ошибка в том, что надо было просто приватно советоваться с хорошими мастерами в личке. А так большой напряг, подписался и терпи.

Какие можно сделать выводы из этой философии?

  • не обещай, не клянись
  • не показывай полдела
  • показывай ход процесса, когда уже есть готовый результат

Разбор полетов

Мне становится не по себе, если (а это наверняка) мои "мастер-классы" смотрели профессиональные камнерезы и видели в живом эфире мои ошибки в части технологии или еще чего.

Ошибка №1 - надо знать устройство разных камней

Кто обратил внимание, я выполнял разметку на кахолонге синим перманентым маркером. Это жутчайший косяк: краска на спирту хорошо впитывается в камень и потом нужно спилить целый слой борфрезами, чтобы удалить синие пятна. К сожалению, на днище фигуры осталось небольшое пятно и никак не получилось его сошлифовать.

Однажды я заказал на Таобао в спецмагазине для резчиков по камню хитрый карандаш для разметки. Пришла посылка, а там обычный простой грифельный карандаш цанговый. Китайцы мне прислали простой карандаш. И правильно сделали, потому что лучше него ничего нет. Есть еще какие-то волшебные китайские чернила для нефрита, но я опасаюсь. И пока точно не знаю какие камни чем размечать. Но вспомнил про китайский простой карандаш и дальше размечал только им. Поделитесь, чем вы размечаете камни?

Ошибка №2 - надо все неизвестное испытывать на черновиках

Сразу на готовой фигуре начал сверлить лунки под зрачки трубчатым алмазным сверлом. Чуть все не испортил. Инструмент нужно тщательно подбирать и испытывать прежде на черновом кусочке того-же камня.

В итоге не стал рисковать, и не спеша просверлил лунки алмазной борфрезой-шариком нужного диаметра. Но наверняка есть и другие инструменты для сверления.

Ошибка №3

Нельзя нарушать этапы фрезеровки, шлифовки и полировки. Например, я вроде все отшлифовал всеми камнями, а потом в другом освещении рассмотрел, что остались грубые риски от грубой борфрезы. Пришлось эти участки сначала выводить тонкими борфрезами, а потом повторять цикл с абразивными камнями.

Технология

То, что не вошло в предыдущие статьи.

Импланты

Импланты-зрачки и ягодки я делал так. Просверлил отверстия борфрезой-шариком нужного диаметра - так, чтобы борфреза погрузилась дальше всего шарика. На руках, бормашинкой, вырезал цилиндры-вставки (под небольшой конус), подогнал по месту, вклеил. Клей момент-цианокрилат, это наверняка тоже ошибка, нужно на эпоксидку.

-2

Как вариант, цилиндры-вставки можно токарить на станочке Авангард-5, если попробую, то расскажу как.

Если материал вставок дорогой или маленького размера, можно приклеивать на оправку-кич, вырезать вставку и вклеивать в посадочное место вставку, не снимая с кича. Потом греть кич, снимать со вставки, и дорезать вставку по месту на фигуре.

Полировка

Здесь также строгая последовательность - от грубой алмазной пасты 125/100 до "нулевки".

Полировал бормашинкой щетками из свиной щетины. На каждую пасту своя щетка (итого 4 шт)

-3

На каждую алмазную пасту - своя тряпочка, которой протирать и промывать с мылом фигуру после каждого цикла полирования. 4 тряпочки.

-4