По мнению The National Interest, состояние ВМС США на сегодняшний день весьма удручающее. А тут ещё и пожар на ледоколе USCGC Healy (WAGB 20) случился…
Американские адмиралы оказались в весьма неприятной ситуации - безнадёжно сорвана намеченная на нынешнее лето арктическая операция Береговой охраны США Operation Frontier Sentinel («Пограничный страж»). Согласно документам, её целью было «обеспечение присутствия в условиях, когда стратегические конкуренты действуют вблизи вод США».
Операция с самого начала держалась только на военном среднем ледоколе USCGC Healy. В океан из Сиэтла он вышел 12 июня, прошёл через Берингов пролив в Чукотское море и отправился дальше на север. А 25 июля на ледоколе случился пожар. Обошлось без жертв, но выгорела часть внутренних помещений и пришёл в негодность правый двигатель. На тот момент ледокол находился возле острова Банкс - самого западного острова Канадского арктического архипелага.
По мнению заместителя командующего Береговой охраной адмирала Кевина Э. Ландея, кораблю очень повезло, что он на тот момент находился у кромки арктических льдов и ещё не успел врезаться в их прочные поля. Сложно представить, как бы экипаж выбирался из обширных торосов на единственном оставшемся в строю двигателе. Тем более, что послать ему на выручку в такой ситуации фактически было бы некого. Потому что второй и последний оставшийся в распоряжении США военный ледокол USCGC Polar Star давно поставлен в сухой док на острове Маре в Калифорнии. В худшем для США случае могла бы сложиться ситуация, когда ради спасения ледокола пришлось бы просить помощи у стран-партнёров.
Стоит отметить, что ещё в 2015 году велись разговоры о том, что военным вероятно стоило бы на всякий случай приобрести у одной из американских коммерческих структур 360-футовое буксирно-якорное судно снабжения ледового класса Aiviq.
На 2024 финансовый год Береговой охране уже выделено 125 миллионов долларов на такую покупку. Но даже если сделку завершить в кратчайшие сроки, само судно ещё придётся ждать по крайней мере до 2026 года. Потому что какая-никакая, а модернизация точно понадобится.
Сейчас открытым остаётся вопрос, сколько введённый в строй в 1999 году Healy, пробудет в ремонте. По словам адмирала Ландея, «большинство систем и машин ледокола устарели. А для некоторых даже нет запчастей». При таких условиях возникают сомнения, а вернётся ли Healy в строй вообще. Но адмирал всё же по-военному бодро заверил аудиторию, «мы будем работать так усердно, как сможем, чтобы отремонтировать судно ради завершения миссии. Но это под вопросом».
Стоит сказать несколько слов и об этой «миссии». В детали широкую публику, безусловно, никто не посвящает, но некоторые представления о запланированных работах составить возможно. Во-первых, задания на эту экспедицию были сформулированы Управлением военно-морских исследований (ONR) - организацией в составе Военно-морского министерства США. Во-вторых, согласно данным, обнародованным американскими СМИ, экипаж и находившиеся на борту судна исследователи планировали развернуть подо льдами датчики «для изучения динамики стратифицированного океана и того, как факторы окружающей среды влияют на воду под поверхностью льда». С этой же целью планировалось опустить за борт ледокола полуавтоматические глубоководные аппараты и брать со дна пробы грунта.
Примерно тем же самым этот американский ледокол занимался и летом 2023 года. Только не в Чукотском море, а на границах российской экономической зоны у Земли Франца-Иосифа, Северной Земли и Новосибирских островов. Официально - американцы занимались заменой устаревшего подводного гидрологического оборудования. Но поскольку именно в этот период над пустынным прежде районом вдруг резко увеличилось количество полётов ВМС США P-8 Poseidon, больше было похоже на то, что лётчики занимаются тестированием установленных Healy гидроакустических станций.
В случае с нынешней незавершённой миссией речь, вероятно, может идти об обеспечении возможностей дополнительного развёртывания подо льдами американских атомных субмарин. И о повышении их боевых потенциалов в слежении за российскими атомными ракетными подводными ракетными крейсерами стратегического назначения.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника «Звезда»
#флот #сша #ледокол #арктика #россия #вмс #healy