Найти тему
Живой Космос

Starliner: позорное клеймо американской космонавтики

Привет. Все уже конечно знают, что американские астронавты Бутч Уилмор и Суни Уильямс вернутся на Землю на КК Crew Dragon компании SpaceX только в следующем году. А их корабль Starliner улетит от МКС без экипажа в начале сентября. Сегодня я хочу спокойно поразмышлять на эту тему, собрав некоторые дополнительные данные, и подумать о том, что вообще происходит, и как это может отразиться на пилотируемых полётах в космос в целом.

Starliner на фоне Земли. Из открытых источников.
Starliner на фоне Земли. Из открытых источников.

Мы уже говорили здесь ранее, что вероятность того, что что-то пойдёт не так при возвращении на Землю КК Starliner невелика. И не будем забывать, что конкретно этот аппарат уже два раза без проблем возвращался домой в беспилотном режиме. Однако НАСА не пошло на риск. И не хочет доверять капризной машине жизни людей.

Это очевидный позор для компании Boeing. Потому что CFT (Crew Flight Test), который был первым пилотируемым полётом Starliner, вернётся домой без экипажа.

Ну это ладно бы. Сама по себе ситуация неприятна, и бьёт по престижу одного из мировых производителей авиационной и космической техники. Но по большому счёту это их трудности. Казалось бы.

Однако это далеко не так. Поскольку подобная ситуация серьёзно повлияла на алгоритмы эксплуатации МКС.

Теперь миссия Crew-9 стартует 24 сентября с двумя астронавтами на борту капсулы Freedom вместо четырёх, чтобы оставить два свободных места для Бутча и Суни (это будет первый Crew Dragon, взлетевший со стартового стола SLC-40 во Флориде. Это необходимо, чтобы не мешать подготовке к запуску АМС Europa Clipper).

Бутч Уилмор и Суни Уильямс работают на борту МКС (НАСА).
Бутч Уилмор и Суни Уильямс работают на борту МКС (НАСА).

Экипаж Crew-9 должен был состоять из Зены Кардман (командир), Ника Хейга, Стефани Уилсон и российского космонавта Александра Горбунова.

НАСА ещё не объявило имена космонавтов, которые войдут в состав экипажа Crew-9, но я предполагаю, что Горбунов полетит, поскольку это оговорено соглашением между НАСА и Роскосмосом, согласно которому в составе экипажа всегда должен быть как минимум один представитель от каждого ведомства. Хотя, учитывая нынешние «тёплые» отношения между странами, и желание Штатов как можно сильнее «укусить» Россию где это только возможно, я полностью в этом не уверен. Вторым человеком на борту будет, по моему мнению, Зена Кардман.

Бутч и Суни, по сути, станут участниками длительной экспедиций на МКС, как если бы они прилетели на Crew-9. Хотя эти люди и являются профессиональными астронавтами и дисциплинированными военными, подобная ситуация, несомненно, не входила в их планы. Может кто-то из этих людей планировал сводить внука в зоопарк, а у кого-то даже, может быть, сгорели путёвки в Сочи…

Зена Кардман (НАСА) и Александр Горбунов (Роскосмос), члены экипажа Crew-9 (им зато весело) (НАСА).
Зена Кардман (НАСА) и Александр Горбунов (Роскосмос), члены экипажа Crew-9 (им зато весело) (НАСА).

На борту Crew-9 будут два скафандра для Суни и Бутча, поскольку скафандры Boeing IVA несовместимы с Crew Dragon (фактически, ни один из внутрикорабельных скафандров КК Союз, Crew Dragon и Starliner несовместим друг с другом, что стало очередным «открытием», сделанным в результате произошедшего инцидента).

Starliner отделится от переднего порта станции (PMA-2/IDA-F) в начале сентября, освободив порт для стыковки Crew-9. Она должна произойти 25 сентября, примерно через сутки после запуска.

КК Crew-8, сейчас пристыкованный к американскому модулю МКС «Гармония», отделится от него 6 октября.

НАСА приняло решение вернуть Starliner без астронавтов из-за неустойчивой работы манёвровых двигателей служебного модуля космического корабля. Он имеет 28 таких двигателей, и они используются для управления пространственной ориентацией КК, и выполнения им низкоэнергетических манёвров, таких как стыковка и расстыковка.

Проблема в том, что двигатели RCS Starliner, разработанные и изготовленные компанией Aerojet Rocketdyne, имеют нехорошую привычку прекращать работать, если они включены в течение определённого периода времени.

Во время стыковки Starliner с МКС отказали 5 из 28 этих двигателей, хотя 4 из 5 в итоге удалось запустить.

Boeing и Aerojet в течение нескольких недель проводили наземные испытания и теоретический анализ, чтобы обнаружить проблему. И в итоге, фактически, развели руками. НАСА заподозрило, что проблема не совсем решена. И выгнала из кабинета стоявших в одну шеренгу подло подставивших агентство представителей промышленности (шутка).

Просто без надёжной работы RCS существует (небольшая, как утверждает Boeing) вероятность того, что капсула не сможет правильно сориентироваться для выполнения орбитального торможения, которое будет выполняться с помощью двигателей OMAC.

Да, друзья мои. Это фиаско. Но придётся дождаться возвращения Starliner на Землю, чтобы инженеры могли сделать какие-то конкретные выводы.

Глава НАСА Билл Нельсон на пресс-конференции, прошедшей 24 августа, заявил, что он «на 100% уверен» в том, что Starliner снова вернётся в космос с астронавтами на борту. Но, похоже, это единственный человек, кто в этом уверен.

Совершенно непонятно, будет ли Boeing выгодно окончательно решить проблему с топливом, уже потратив на Starliner более двух миллиардов долларов, или «забить» уже на это недоразумение, которое принесло компании колоссальные репутационные издержки.

НАСА очень не хочет, чтобы Boeing расторгала с ним контракт. Иметь ещё один пилотируемый корабль – это очень неплохо. И одновременно агентство не хочет ещё больше запятнать имидж компании, с которой у него есть другие важные контракты, такие как SLS (тоже не беспроблемная тема). Однако ясно, что принятое по Starliner решение знаменует собой весьма знаковый поворотный момент.

Сегодня проект Starliner гораздо ближе к полной отмене, чем когда-либо. И если во время возвращения возникнет какая-то серьёзная проблема, прекращение всех работ по этой теме будет почти неизбежно.

Тем временем Crew Dragon продолжают летать по плану. И через несколько дней в космос отправится Polaris Dawn – вторая одиночная пилотируемая миссия этого корабля.

Вскоре к флоту Crew Dragon пополнится пятая машина (C213), тогда как на данный момент существует только два орбитальных Starliner. Кроме того, SpaceX и NASA хотят увеличить срок полезного использования КК Dragon до более чем пяти полётов.

Имея такие успехи, и даже если у какой-либо миссии SpaceX возникнут какие-либо проблемы, стоит ли вообще дальше возиться со Starliner?

Понятно, что пять Crew Dragon легко могли бы взять на себя шесть полётов Starliner к МКС по контракту с НАСА.

В любом случае сейчас США — первая страна в истории, имеющая в эксплуатации одновременно два пилотируемых космических корабля. И планирует запустить третий - Орион.

Наблюдаем.

Всем добра.

Купите слона👇

Яндекс Маркет — покупки с быстрой доставкой

Реклама ООО Яндекс ИНН 7736207543