Шторм накануне вечером подстегнул нас в этот день отправиться собирать янтарь. Напрасно, как оказалось. Но выяснилось это обстоятельство несколько позже. Пока же — мы поднялись затемно, в шесть утра. Автобус в Донское должен был отправиться с нашей остановки в половине восьмого. И вот уже мы шагаем по утренней улице. Завывает и пугающе шумит что-то — то ли ветер в кронах терзаемых деревьев где-то наверху, то ли отчаянно штормящее, скрытое за горой море. И бегут по утреннему небу розоватые, пышные облака. Быть солнцу, и буре, и шторму, и холоду! 10 градусов, и мы зябко ёжимся на остановке у озера...
Но вот наконец и автобус, ура! Тёплый уютный салон, и знакомая уже дорога у Донскому. Красивые домики у дороги, деревья вдоль неё... И пасмурное Донское, где мы спешим к лесу на краю обрывов. Здравствуй, новый день и новое путешествие!
Ой, как люто кинулся нам навстречу ветер — стоило подойти к краю леса! Снизу, из-под обрывов, яростно метнулись в лицо миллионы острых, злых песчинок.
Воздушный шквал подхватил волосы, поставил дыбом. Вот это да! А мы ведь собираемся туда — вниз, к морю! Где пронзительно, холодно — но и очень красиво! Шторм, пенные гребни волн, пляжи под светлыми обрывами... И ведь Лена несёт в рюкзаке купальник — совсем уж немыслимая затея!
Нам мечталось тут, в прекрасном лесу над обрывами, заложить свой собственный тайник. Не сложилось. Не нашлось подходящего тайкого местечка-дупла, сколько ни искали. И на лесенке, ведущей по оврагу вниз, тоже не отыскалось места для тайника.
Зато вышло наконец яркое солнышко, и цветно, нарядно сделалось вокруг. Мы спускались среди ветвей облепих, сплошь в оранжевом бисере ягод.
И вышли наконец на пляж. И тут-то выяснилось, что весь намеченный нами маршрут — под большим вопросом...
Штормило! Мы не учли, что при таком накате море может наступать на пляжи. И оно наступало! Да так, что пройти даже к ближайшей лесенке обратно на мыс оказалось проблематично! Море жадно лизало самые края обрывов. И следовало пережидать большие волны, ловить краткие мгновения волнового «пересменка», и бежать тогда опрометью вперёд — авось не успеет шустрая волна захлестнуть ноги!
Десяток-другой метров, лестница — и волна снизу по ступеням, по ногам! Ой-ой! А дальше-то как?!
Худо-бедно, а всё же перебежали мы, изловчившись, узкий участок. И дошли вдоль пляжа до следующей лестницы. Там нам предстоял долгий подъём.
Потому что — увы! — впереди до самой оконечности мыса больше не было прохода. Там клокотали, захлёбываясь пеной, зелёные волны...
И вот мы наверху, и утихает немного озверелый ветер, и сразу жарко. Петлей через посёлок, пустыри и дачи мы прошагали поверху путь по мысу, чтобы обогнуть его, и по очередной лестнице снова спуститься на пляжи.
Туда, где в прошлом году мы видели, как ловят сачками в волнах у камней водоросли добытчики янтаря.
И хотя, против опасений, кусочек пляжа оставался не захвачен морем, с мыслью о поисках янтаря на пляже у заветных камней пришлось расстаться. Там-то как раз пляжа и не было, там плескались волны, и отсутствие людей с сачками говорило само за себя.
Что ж, мы отправились по пляжу влево, в сторону Янтарного.
Солнце понемногу поднималось выше, и кое-где на побережье уже начинали падать его яркие лучи. Море было прекрасно! Яркое, штормовое, шумное!
Ветер зверствовал по-прежнему, сдувая с дюн песок серебристыми облачками.
И совсем не было у кромки моря янтаря. Абсолютно ничего — только гладкий, мокрый, вылизанный волнами песок.
Мы взобрались на дюну, и пошли чудесной дорожкой среди сосен и стелющегося ковром по песку шиповника. Он алел крупными, почти прозрачными от зрелости ягодами — а кое-где среди желто-зелёного узора листвы красовались яркие розовые цветки.
Солнце светило ярко, и перекатывались за пляжем сине-белые, нарядные волны, и сосны на песке стояли картинно, махали ветру пушистыми лапами. На обочине попалась скамейка, потом — целая стоянка в рощице — палатка под навесом, растерзанным ветром, висящие на столбиках бутылки. У порога палатки хозяйничала девушка. Мы подивились стойкости людей, проживающих на таком ураганном ветру. У нас на зубах давно скрипел песок, и в песке были волосы и лица.
Впереди показалась стена охранного домика, и запретительная табличка. И сделалось ясно, что дальше не пройти, путь преграждал забор карьера. Мы попытались обойти его как раньше по пляжу — увы, море не захотело нас пропускать.
Через заросли облепихи мы поднялись ближе к стенке обрыва, и сделали попытку проскочить через территорию карьера наверх, к дороге, чтобы продолжить путь через Синявино...
Не вышло. На полпути нас развернули строгие охранники. Им не было дела до наших проблем, у них были свои заботы — не получить выговор от начальства из-за нарушителей. Так наш путь на часок удлинился — пришлось возвращаться полтора километра назад, к понижению в дюне, чтобы подняться к верхней дороге.
Мы намесились песка — теперь в горку, очки были покрыты брызгами, в лицо летели целые песчаные бури, песчинки больно секли кожу. Но было по-прежнему очень красиво, а Лена ещё и шиповника по пути наелась , спелого и очень вкусного...
Там, наверху, утихал ветер, пекло солнце, и было жарко. Выяснилось, что на лесной дороге к Синявино выросла очередная частная территория с нерусским название «Glampoint» — «проход-проезд запрещён»... Казалось бы, давно пора привыкнуть, но по сей день эта манера строиться прямо на дороге и тем самым её перекрывать — повергает в ступор. Тихо желая новосёлам всего наилучшего, мы начали заход на очередной внушительный крюк по полям.
Наконец асфальтовая дорога, на которую мы таки вышли, привела нас в Синявино. Далеко внизу по зыбкой глади Синявинского озера — бывшего карьера — плавал белый лебедь, и его перья ерошил набегающий ветер. Мы решили, что не станем спускаться на пляж озера — раз там также ветрено. Прошлись поверху вдоль озера до Креста, под которым расположен очень популярный у местных жителей родник. Поискали геокэшерский тайник неподалёку от родника — он оказался разорён. Спустились по лесенке к роднику, дождались своей очереди, чтобы попить холодной воды. И продолжили путь.
Синявино оказалось очень милым посёлком. Котик рыжей масти с требовательной мордой настоятельно звал нас на спуск к озеру, но мы не согласились, пошли по улице меж любопытных домиков. Вот эти — уютные и ухоженные, вот старинный дом, из которого растёт обескураживающе-грубая, без изысков, шлакоблочная пристройка. А вот разрушающийся, нарядный когда-то особняк. И небо светится в проёмах окон, а на резную раму намотаны ветром остатки тюлевой занавески...
На небе творилось облачное шоу, то солнце, то тучи, и тем краше были в этом разудалом раздрае улочки с черепичными крышами и клумбами. А когда мы вышли на прекрасную аллею к Янтарному — даже пошёл дождь, всего на пару минут, но резко и с большим энтузиазмом...
Мы приближались к Янтарному. А слева всё ещё, скрытое деревьями, тянулось Синявинское озеро. И на его берегу мы отыскали музей добычи янтаря. На экскурсию мы не собирались, зато с интересом прошлись вдоль витрин магазина при музее, и даже сделали покупки. На фото отчего-то ничего из этой части пути не попало, кроме неожиданной юрты-гостиницы у дороги...
А Янтарный порадовал нас множеством — надо же! — старых домиков, мы только успевали глядеть по обеим сторонам улицы, и ловить ракурсы. Тут открывались иной раз целые дворы, мирки из крыш, окошек, сараев. Всё такое славное, дышащее временем, любовное... На одном из домов штукатурка была местами снята, обнажая старую кладку, и прямо на эти кирпичи прикреплён штандарт с названием улицы и номером дома. Тут явно старались показать истинный облик дома, его историчность...
Рядом с водонапорной башней мы нашли Янтарный комбинат, и провели в его магазине много времени, выбирая подарки себе, маме и друзьям.
Тут, правда, случилась не слишком приятная история. Оплата по Лениной карте явила нам сюрприз — деньги с карты списались, а в кассе магазина так и не появились. Итогом были долгие разбирательства с участием сисадмина магазина и Лениного банка, составленная в банке претензия, оставшиеся в магазине товары — так долго выбиравшиеся — и изрядно подпорченное настроение. Плюнув в конце концов и смирившись с вероятной потерей денег, мы отобедали на лавочке в парке, замёрзли на ветру с моря, и пошли дальше делать янтарные покупки.
Накупили красоты в ларьках парка, погрелись в нарядных домиках «Ярмарки мастеров». И уехали на автобусе в Светлогорск.
В качестве посткриптума к истории с зависшей транзакцией надо отметить — справедливости ради — что деньги на Ленину карту таки вернулись. Правда, только спустя тринадцать дней… А пока мы догуливали наш первый полный день каникул. К нашей радости, обещанный синоптиками к 17 часам дождь так и не пошёл. И мы ещё немного прошлись по янтарным магазинам Светлогорска. На улице, однако, делалось уже совсем зябко — или это мы исчерпали за ветреный день резервы термосбережения. Так что, оставив осмотр бесконечных янтарных сокровищ на потом, мы поспешили домой — греться и готовить ужин.
08.10.2023