В среду Росстат опубликовал данные по недельной и годовой инфляции. Если кратко, мы видим некое замедление. На 19 августа в годовом выражении инфляция составила 9,04%, но, тем не менее, темпы недостаточны. Я в одной из предыдущих программ говорил, что в августе обычно по неделям наблюдается хотя бы дефляция в годовом выражении август к августу. Это связано со сбором урожая, с тем, что много новой продукции поступает на полки магазинов.
Но в этом августе дефляции ни в недельном выражении, ни август к августу не случилось. И все это говорит о том, что на очередном заседании Совета директоров Банка России 13 сентября каких-то положительных решений по ключевой ставке не будет. Однако здесь необходимо отметить следующий момент: сейчас финансовый блок Правительства выступил с предложением к Центробанку ввести ряд мер, которые действительно могут помочь в борьбе с инфляцией. Об этом пишет РБК, ссылается на свои источники.
Суть в следующем: высокая ключевая ставка фактически не работает. Темпы потребительского кредитования чуть-чуть замедляются, но все равно остаются на высоком уровне, а этого недостаточно для снижения вот этого потребительского спроса. Я здесь даже соглашусь, что потребительское кредитование сейчас разогнано. Конечно, нельзя говорить о некоем перегреве на этом рынке. Но, тем не менее, если мы смотрим на совокупность факторов и некоторые проблемы с импортом, связанные с проведением платежей и с замедлением выпуска товаров и услуг, связанных с высоким уровнем ключевой ставки, то, действительно, высокие темпы потребительского кредитования имеют определенное инфляционное давление и выступают, как любят говорить в Центробанке, проинфляционным фактором. Но, правда, здесь это тоже не стоит переоценивать. Это лишь одна из причин, причем достаточно второстепенная – второго или, может быть, даже третьего порядка.
Что предлагает Правительство? Меры, на мой взгляд, весьма здравые. Это ужесточить правила выдачи кредитов. Не буду сейчас грузить специфичными деталями, но если говорить кратко и максимально простым языком, то предлагается, чтобы банки начисляли больше резервов на определенный вид потребительских кредитов, где показатель долговой нагрузки граждан превышает норму. Но с 1 сентября эта самая норма будет распространяться на очень ограниченное количество кредитов. То есть фактически банки будут нести повышенные расходы на резервирование. Подобное означает, что они смогут выдавать меньше кредитов. Следовательно, темп просто замедлится.
Об этом я говорил еще год назад, когда начался весь этот цикл повышения ключевой ставки. И тогда уже, в общем-то, все было очевидно, что в текущих условиях повышение, особенно до такого уровня, до 16-18%, никоим образом не влияет на потребительское кредитование, потому что для большинства граждан разница между 17% или 25%, по сути, небольшая. Некоторые могут со мной не согласиться, отметив, что с такой разницей переплата по различным статьям существенная, но поведение граждан не такое, как у корпоративного сектора. Поэтому если с тким уровнем ставки придется платить кредит на месяц-два дольше, то это для многих не означает никаких трудностей. Зато вещь понравившаяся – либо автомобиль, либо телевизор, либо компьютер – будет приобретена.
И действительно, единственным вариантом является не повышение ставки, а ужесточение правил выдачи. И Банк России мог этим заниматься – вводить соответствующие меры сильно заранее – но вместо этого было принято решение ужесточать денежно-кредитную политику в целом. Нельзя сказать, что и макропруденциальные надбавки и в целом ужесточение выдачи не велись, это было – но очень скромными темпами. Сейчас, видя, какая сложилась ситуация, Правительство в лице своих финансово-экономических ведомств: Минфина, Минэка – соответствующие предложения выдвигает.
Но чем на самом деле уникальна ситуация. Это чуть ли не первый раз за последние несколько лет уж точно, когда правительственные ведомства фактически вторгаются на поле деятельности регулятора. Почему так происходит? Потому что они видят ту разрушительную политику, от которой страдают все: и бюджеты, и корпоративный сектор, и экономика в целом – а результата нет. Ни в инфляции, ни в потребительском кредитовании, ни в чем-то другом. Соответственно, необходимы другие решения.
Поэтому надеюсь, что необходимые предложения будут приняты и правила выдачи кредитов будут ужесточены адекватными, нормальными мерами. А не такими, как мы видели до этого. И подобное, действительно, внесет свой вклад в борьбу с инфляцией, темпы которой никакого оптимизма внушать уж точно не могут.