Намасте, друзья! Начало-здесь:
Попытки с востока
Перед своими двумя экспедициями на Эверест в 1933 и 1936 годах английский альпинист Хью Раттледж/Hugh Ruttledge совершил рекогносцировку вершин Панчачули в 1929 году. Приблизившись с востока и изучив возможные маршруты восхождения, Раттледж пришел к выводу, что на острый гребень северной ареты (зубчатого гребня) можно подняться.
Однако пройдут десятилетия, прежде чем кто-либо поднимется на какую-либо из вершин Панчачули.
В 1950 году шотландская экспедиция под руководством Уильяма Хатсичона Мюррея/W. H. Murray предприняла попытку восхождения с востока. Они пытались достичь северного седла и пройти по северо-восточному гребню. Из-за сложной местности они продвинулись недалеко.
Двадцать дней спустя британский альпинист Кеннет Снелсон и южноафриканец Дж. де В. Граафф/J. de V. Graaff нацелились на северо-восточный гребень массива, но огромные скалы преградили им путь. Снелсон и Граафф тогда рассматривали южный гребень, но в конце концов отказались от своей попытки подняться на юго-восточный склон всего через 122 метра прохождения.
В 1970 и 1988 годах были предприняты еще две неудачные попытки с востока массива.
Попытки с запада
Через год после Мюррея, в 1951 году, австрийцы Генрих Харрер и Фрэнк Томас подошли к горному массиву с двумя шерпами и ученым-ботаником. Они прошли через ледник Уттари Балати, минуя три ледопада. Для того времени это было большим достижением!
Достигнув плато Балати и исследовав северный и западный хребты, Харрер решил подняться на западный хребет. Но команда сдалась после того, как один из шерпов упал и получил травму. Тем не менее, их 16-дневная экспедиция дала понять последующим восходителям, что восхождение этим маршрутом вполне возможно.
В 1952 году западные альпинисты предпринимали новые попытки, две группы тоже достигли плато Балати. В 1953 году индийский альпинист П. Н. Никоре заявил о восхождении в одиночку, но не смог предоставить никаких доказательств своего восхождения.
Еще одна попытка индийцев была предпринята более 10 лет спустя. Группа во главе с капитаном Чоудхари предприняла попытку восхождения на Панчачули II (6904 м)- самую высокую вершину массива. Затем они заявили, что совершили восхождение на Панчачули III, IV и V в течение двух дней. (Ух ты!!). Однако это невозможно, поскольку эти вершины недоступны с плато Балати. Вместо этого они по ошибке поднялись на три бугра около Панчачули II.
Первые восхождения
Первое восхождение было совершено на Панчачули I (6355 м). В 1972 году команда индо-тибетской пограничной полиции (ITBP) во главе с майором Хукамом Сингхом совершила восхождение через плато Балати по маршруту Харрера и успешно достигла вершины.
В 1973 году, повторяя тот же маршрут, индийская команда под руководством Махендры Сингха сумела подняться на Панчачули II (6904 м). 18 членов этой команды достигли вершины 26 мая, закрепив почти 3000 м веревки на юго-западном гребне.
А Панчачули III (6312 м) до сих пор остается непокоренной, несмотря на несколько попыток.
Четыре члена новозеландской команды во главе с Джоном Нанкервисом совершили первовосхождение на Панчачули IV в 1995 году.
Индо-британская экспедиция 1992 года
В мае 1992 года группа лучших альпинистов отправилась из Великобритании в Индию, где присоединилась к индийскому альпинисту и исследователю Харишу Кападии (1945 г.р.) и его команде для совместной индийско-британской экспедиции. Экспедиция проходила с 10 мая по 29 июня.
В группу входили: Хариш Кападия (соруководитель), Монеш Девджани, Бхупеш Ашар, Виджай Котхари, Муслим Контрактор, Анил Шривастава (офицер связи), Крис Бонингтон (соруководитель), Грэм Литтл, Ричард Реншоу, Виктор Сондерс, Стивен Венейблз и Стивен Сустад. Их носильщиками были: Пасанг Бодх, Йоградж, Кубрам, Пракаш Чанд, Суратрам, Сандерсингх, Реватрам (повар), Харсинх старший и Харсинх младший.
Члены команды были с большим опытом: Бонингтон с его первоклассными восхождениями и новыми маршрутами; Кападия с более чем 20 первовосхождениями; Сондерс, скромный архитектор, совершивший несколько удивительных восхождений (и который потом с юмором писал о них в своих книгах); и Венейблс- первый британец, поднявшийся на вершину Эвереста без дополнительного кислорода (1988 год).
10 мая 1992 года группа покинула Бомбей (ныне Мумбай). Они прошли по маршруту вдоль ледника Уттари Балати к плато Балати. 18 мая команда достигла своего базового лагеря на высоте 3270 м, ниже выступа ледника. Это один из самых низких базовых лагерей в Гималаях.
“Перепад высот от базового лагеря до Панчачули II составлял 3700 м, что больше, чем на большинстве высоких гор, включая Эверест”, - вспоминает Кападия.
Четыре дня спустя группа разбила лагерь на леднике над первым ледопадом на высоте 3900 м. Проблемы начались сразу после этого, поскольку местность становилась все более и более сложной. Предстояло преодолеть еще два очень опасных ледопада. Виктор Сондерс нашел маршрут (открыл его) по левой стороне ледника. Группа назвала эту секцию "Ужас Виктора"/Victor’s Terror.
Пока Сондерс работал, внезапно раздался громкий звук, и Бонингтон повис на закрепленной веревке. Под ним всё рухнуло. К счастью, Хариш Кападия нашел другой маршрут через ледопад, по правой стороне. Этот путь тоже был нелегким, и они назвали его "Ужас Хариша". Наконец, 26 мая, после прохождения третьей секции ледопада, они разбили передовой (промежуточный) базовый лагерь под небольшим скальным выступом на высоте 4840 м.
Отсюда команда разделилась на группы, чтобы попробовать несколько новых маршрутов. 28 мая Бонингтон и Литтл совершили первовосхождение на Сахадев Ист (5750 м) по северо-западному снежному хребту.
Затем, 4 июня, во время спуска по крутому ущелью "Ужас Хариша", Виджай Котхари поскользнулся и стал набирать скорость по направлению к гигантскому бергшрунду.
Бергшрунд (нем. Bergschrund) — трещина в снежно-ледовом склоне, формирующаяся при отрыве тяжёлой нижней части, движущейся вместе с ледником, от неподвижного снежно-фирнового склона в верхней части.
Сандерсин побежал за Котхари и сумел поймать его в последний момент. У Котхари была сломана лодыжка, двое индийских альпинистов отнесли его в лагерь на леднике. Здесь вертолет доставил его в больницу.
5 июня Реншоу, Сондерс, Сустад и Венейблс поднялись на Раджрамбху (6537 м) по новому маршруту, пересекая восточный гребень на пике Менака (6000 м., это было первовосхождение на Менаку). Они спускались по западному гребню и южному склону.
Два дня спустя, 7 июня, Контрактор, Девджани и Пасанг Бодх совершили восхождение на Панчачули II. 8 июня Бонингтон и Литтл открыли новый маршрут на Панчачули II у западного отрога.
20 июня Кападия, Контрактор, Девджани, Кубрам и Пракаш Чанд совершили первовосхождения на Панчали Чули (5220 м) и Драупади (5250 м) через ледник Панчачули.
После всех этих немалых достижений экспедиция могла и завершиться. Однако, раз все шло так хорошо, группа поставила еще одну цель.
Первовосхождение на Панчачули V
Венейблс, Сондерс, Реншоу и Сустад решили еще совершить восхождение на Панчачули V (6437 м). 17 июня в сопровождении Бонингтона они отправились вверх по леднику Панчачули, захватив с собой провизию на четыре дня.
“Мы выбрали Панчачули V, потому что это была самая высокая и удаленная из непокоренных вершин, красивая пирамида, возвышающаяся за барьером ледопадов”, - вспоминал Венейблс в своем отчете для Alpine Journal.
Альпинисты хотели подняться через сложный южный хребет. По словам Бонингтона, подход к хребту был сложным и опасным. После обхода третьего ледопада небольшая группа остановилась на высоте 5400 м на седловине у подножия последнего гребня из-за снегопада. Седловина была ненадежно расположена на снежном карнизе.
Контрфорс над лагерем представлял собой 200-метровую крутую скалу, изломанную снежными и ледяными склонами. Их карта показывала, что от вершины контрфорса до вершины пика был километр. Бонингтон решил не подниматься. Но с каждым днем погода ухудшалась, пока команда ждала короткого погодного окна.
Сустад описал верхнюю часть контрфорса как одно из лучших и самых сложных смешанных восхождений, которые он когда-либо испытывал в Гималаях. 20 июня Венейблс, Сондерс, Сустад и Реншоу достигли вершины.
Несчастный случай
После восхождения команда немедленно начала спуск. Он был чрезвычайно медленным из-за технически сложной местности и усиливающейся непогоды. Начало раскатов грома и молний сделало спуск еще более опасным.
В 3:30 утра Сустад, Сондерс и Реншоу спустились по веревке, и Венейблс снял резервные якоря, которые могли понадобиться позже. В тот момент он опирался на крюк, вбитый в горизонтальную трещину в скале. Крюк вырвался, и Венейблс полетел вниз почти на 100 метров.
Команда была убеждена, что это конец для Венейблса. После падения наступила ужасная тишина, но несколько минут спустя они услышали голос Стивена.
“Я услышал шум. Он был громким, металлическим и жестоким, но я только постепенно понял, что это происходит со мной. Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, что это я пикировал, подпрыгивал и кувыркался с горы ”, - вспоминал Стивен.
Венейблсу повезло, что он остался жив. Он серьезно повредил правое колено, сломал левую лодыжку и повредил грудную клетку. Команда начала помогать ему спуститься с горы к палатке, но оттуда им была необходима эвакуация вертолетом.
...Кападия и его коллеги завершали отчет об экспедиции днем 23 июня. Внезапно они услышали, как кто-то бежит к ним и кричит, что Бонингтон звонит из Мадкота с новостями о несчастном случае с Венейблсом. Индийцы поехали в Мадкот, встретились с Бонингтоном и начали организовывать спасение. Все знали, что если вертолет не сможет добраться до небольшой группы на горе, они все погибнут. Так как травмированного члена команды они не оставят одного.
Команда два дня ждала под открытым небом, осматривая небо в бинокль. Вертолет заходил дважды, но снова возвращался из-за облаков. Пилоты не могли найти палатку.
На всякий случай был разработан план Б. Если вертолет не сможет забрать Венейблса на третий день, они отправятся наверх с группой из 20 человек, включая врача и всю необходимую поддержку, чтобы безопасно спустить его вниз.
Наконец, через четыре дня после падения, вертолету удалось приземлиться. Пилоты П. Джайсвал и П.К. Шарма проделали великолепную работу.
“Не только Стивену Венейблсу, но и всем нам пятерым повезло вернуться живыми”, - писал Бонингтон. “Тем не менее, такова сама природа восхождений. Без этого элемента смелости очень немногие гималайские восхождения, особенно те, которые совершались в альпийском стиле, были бы завершены.…Несмотря ни на что, это была одна из лучших экспедиций, которые у меня когда-либо были ”.
***
Мы сидели в придорожном отеле, и Крис печатал отчет об экспедиции. Вокруг него не было электричества, и женщины носили дрова, чтобы растопить печь и приготовить пищу. Мы собирали вещи для поездки на автобусе домой после очень приятной экспедиции.
-Мы едины с Пандавами. Мы вернулись с Панчачули.
-И мы разожгли достаточно очагов на горе.
-Венейблз почти достиг Небес, правда?
-В каком-то смысле мы все достигли Рая. Главное - настроение, не так ли? (из книги Хариша Кападии FIRES ON THE MOUNTAIN.
Спасибо, что дочитали. Всем добра и Любви.
По материалам ExplorersWeb от 23 ноября 2023 года и других источников.