Несмотря на то, что с балтийскими (балтскими) племенами ассоциируют исключительно прибрежный регион Балтийского моря, в самом деле, ареал расселения был несоизмеримо большим. Крупная языковая группа, в лучшие свои годы, занимала территорию от Наревы и Вислы на западе, от Южного Буга и Сожи на юге, до Тверской области и озера Ильмень на севере.
Именно поэтому этот народ, этот уникальный этнос – неотъемлемая часть русской истории. Ибо когда-то, ещё до прихода славян в VII-VIII веке нашей эры, занимал территорию современной Орловской, Курской, Брянской, Смоленской и Псковской области.
Но и это ещё не всё! Частично, такое племя как голядь проживало в Московской, Тульской и Калужской области, а так же в верховьях Оки – настолько далеко зашёл на материк балтский корень!
Рассуждая об ареале обитания и «накладывая» его на ныне существующие границы и государства, нельзя не упомянуть, что балтийские племена, практически целиком и полностью «покрывали» современную Латвию, Литву, Белоруссию и Польшу. Именно поэтому являлись прямыми конкурентами не только финно-уграм, проводящим свою экспансию с Востока на протяжение тысяч лет, но и славянским племенам, пришедшим с Востока и заявившим свои права на оспариваемые территории.
Происхождение балтийских племён
У всего есть начало и у всего есть конец. И, по сути, обсуждаемый этнос обособился в Бронзовом веке и вышел из Культуры шнуровой керамики. Обособлению поспособствовал общий язык, сформировавшийся намного ранее – в последних порах Каменного века.
Считается, что именно с балтийских народов в Восточной Европе началось земледелие. Доселе, ни одно местное «племя» не догадалось о том, что можно возделывать землю и получать урожай.
Из Культуры шнуровой керамики, к Железному веку (600 – 400 года до нашей эры) вышли и обособились и другие археологические культуры – Поморская, Штрихованной керамики, Милоградская, Днепро-двинская и другие. В это же время получают широкое распространение топонимы и гидронимы, часть которых по настоящий день присутствует на территории Российской Федерации.
О существовании балтийских племён знали и античные географы и историки. Например, первое письменное упоминание южно-восточных племён упомянуто в книге 325 года до нашей эры «Об океане», за авторством Пифея. В этом литературно-научном произведении автор частично описывает быт племён, живших на берегу Балтийского (Свебского) моря. Равно как достаточно подробно рассказывает о добыче янтаря.
Второе письменное упоминание – книга историка Древнего Рима – Публия Корнелия Тацита – «О местоположении Германии и о происхождении германцев», где, в том числе, описываются ближайшие соседи этого грозного народа – балтийские племена эстиев.
Не «отстаёт» от других авторов и Геродот, который указывает на народ будинов, когда-то обитавший между Днепром и Волгой, в верховьях Дона. Учёные предполагают, что несколько позже, эти племена, под другим названием – айстиев, нашли своё отражение в трудах римско-остготского хрониста Кассиодора в 523 году и, чуть позже, готского хрониста Иордана в 552 году.
Естественно, что дальше, количество литературных источников только увеличивалось. И это говорит о том, что балтийские племена очень прочно держались за свои территории и крайне-неохотно уступали свои земли под напором многочисленных и сильных племён и народов. Грубо говоря – сражались за своё пространство со всей яростью, совершенно обоснованно считая себя древними хозяевами Прибалтийского побережья и большей части Восточной Европы.
Славянизация балтов уменьшение ареала
К слову – удалось. Несмотря на малочисленность балтов, они отвоевали своё право на существование. Хотя бы потому, что балтийский язык, как научный термин, был введён немецким языковедом, Георгом Нессельманом, в 1845 году. До этого существовало другое «имя» - летто-литовский язык. Но, к указанному времени, остатки балтийских племён уже страдали от недостатка своей культуры, были серьёзно «смешаны» со славянами и «прижаты» к побережью северных морей.
Как это произошло?
Славянские народы оказались сильнее – огромная масса людей и воинов пришла с запада, теснимая германскими племенами. Шутить пришельцы не желали – у славян так же остро встал вопрос выживаемости и поиска новых земель. И, так как гости с Запада были грозными воинами, с военными технологиями и искусством ведения боя «отточенным» годами противостояния с германскими народами и прочими странами и государствами Европы, они «огнём и мечом» взяли то, что решили сделать своим.
Процесс экспансии длился почти три века, но в основном пришёлся на временной промежуток с VI по VII столетие нашей эры. Естественно, кое-где, как и в примере с финно-уграми удалось «договориться» и сформировать добрососедские отношения. Но несмотря ни на что именно славяне везде и всюду заявляли себя главенствующей нацией.
В виду вышеизложенного, примерно в конце I тысячелетия начался «слом» балтийской культуры и активная славянизация местных народов. К слову, процесс германизации происходил и в середине II тысячелетия, когда Тевтонский орден пытался сделать «своими» западных балтов, надеясь надолго задержаться в этих местах.
Следует отметить, что и сами балты не были дружны между собой. Ещё в III столетии до нашей эры состоялось разделение некогда единой общности на восточную ветвь – литва, жемайты, латгалы, селы, земгалы и западную ветвь – полексяне, голядь, ятвяги, галинды, курши и пруссы.
Кстати о пруссах. Некогда крупное германское государство – Пруссия, получила своё название в виде символа германского милитаризма. Дело в том, что германский народ чуть ли не извёл под корень местное племя – пруссов, после чего занял территорию, но не стал придумывать новое название. Поэтому насмешливо-уничижительное прозвище военных этой страны времён Первой Мировой Войны – «пруссаки», фактически – отражение во времени уже сгинувшего народа.
Происходили и процессы ассимиляции. Например, такие племена, как голенсичи, смельдинги и даже лютичи когда-то были балтийскими. Но славянский корень победил, «переиначив» геном всего за несколько веков.
За исключением нескольких небольших общин в Европе, современными балтами можно назвать только латышей и литовцев. Даже эстонцы произошли от финно-угорского «корня». Естественно, за годы соседства и подчинения «другим народам», в современных латышах и литовцах осталось очень мало от изначального набора генов. Об этом говорят и генетические исследования – почти 40% «Y-хромосом» - это русская гаплогруппа R1a. Ещё часть – гаплогруппа N1c1, встречающаяся у чукчей, бурятов и «преемников» - финно-угорских народов.
Жизненный уклад
Балтийские народы вели исключительно оседлый образ жизни, занимались земледелием и, там где это было можно – охотились и ловили рыбу. Естественно это привело к тому, что балты начали возводить «селища» - сельские поселения, огороженные крепким тыном и «разбросанные» по всей территории ареала расселения.
Среди национальных промыслов следует также отметить добычу янтаря в прибрежной зоне и бортничество – это искусство балты освоили одними из первых на территории Европы.
Славянские племена также перенимали некоторые части понравившейся культуры. Поэтому считается, что национальные костюмы радимичей и вятичей, с традиционными украшениями – шейными гривнами, унаследованы от балтийских племён. Позже, подобные гривны распространились достаточно широко и стали частью восточнославянского мира. Так же, те же вятичи с удовольствием носили янтарные украшения неизвестные среди других славянских племён, но имевшие широкое распространение именно среди балтов.
Заключение
Несмотря на то, что большая часть балтийских племён исчезла со временем, по настоящий день всё-таки живы носители древней культуры. В том числе – в Российской Федерации, где проводятся национальные праздники и выставки.
Балты – прекрасные мореплаватели. Путь и не такие хорошие, как скандинавы. Но, несмотря на это, небольшие суда балтийских племён исследовали практически весь окружающий мир, а торговые экспедиции заплывали очень и очень далеко в зыбкие дали незнакомых земель.
Несмотря на некоторые «прения» в начале общей истории, со всей искренностью считаю, что контакт славян и балтов (а так же контакт с финно-уграми) только обогатил местные культуры и сделал все народы Восточной Европы намного сильнее, чем раньше. Об этом хотя бы говорит тот факт, что германская экспансия была остановлена – и в стародавние времена (примерно в VIII веке нашей эры) и в последующие годы, ибо последняя попытка Германии расширить своё жизненное пространство состоялась сравнительно недавно – в середине XX века.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другой наш проект - «Серьёзная история». В этом проекте будут концентрироваться статьи о событиях, до нашей эры.