Найти в Дзене

Что выбрать: Цвет или Чёрно-белое? Искусство Выбора.

Оглавление

Черно-белая или цветная?

Побережье юго-западной Шотландии
Побережье юго-западной Шотландии

Сразу оговорюсь, тут нет технических решений. Это размышление.
Спор между традиционалистами и модернистами продолжается. Черно-белое изображение и цвет — это не просто технический выбор, это разные способы восприятия и передачи мира. Черно-белая фотография лишает изображение реальной палитры, заставляя зрителя сосредоточиться на форме, текстуре и контрасте. Это как литература, где отказ от избыточных деталей позволяет увидеть главные идеи, словно прямая связь с сутью. Как писал Андрей Тарковский,

…черно-белое изображение дает возможность глубже проникнуть в суть мира.

Анри Картье-Брессон, один из основателей документальной фотографии, говорил:

Цвет отвлекает. Важно то, что происходит перед объективом, и черно-белое изображение позволяет сфокусироваться на этом.
Лилия
Лилия

Цветная фотография, напротив, приближает к реальности, предлагая сложную игру оттенков и настроений. Она более сенсорная, как живопись, где цвет создает атмосферу, добавляет дополнительный слой смысла, буквально раскрашивает мир. В цвете есть жизнь, как у позднего Толстого, где природа и люди полны живых, ярких деталей. Известный американский фотограф Эрнст Хаас говорил:

Цвет — это язык чувств. Он оживляет и углубляет наш взгляд на окружающий мир

Зеркало или оптика, пленка или цифра, химикаты или компьютер — все это не просто технические средства, но и философские выборы. Зеркало отражает, но и искажает; пленка хранит тепло химической реакции; цифра же схватывает момент с почти беспристрастной точностью. Традиционалисты спорят с модернистами, как спорят прошлое и будущее. Но, возможно, истина в том, что оба подхода — лишь разные стороны одной медали, каждый из которых придаёт искусству свою уникальную глубину.

Как цвете морское побережье
Как цвете морское побережье

Почему я иногда делаю снимки в черно-белом изображении?

Когда я снимаю в черно-белом, я стремлюсь передать драматизм, печаль, убрать тот цвет, который, по моему мнению, вообще не нужен для осмысления. Это как рассматривая старые черно-белые фотографии, ты ищешь чёткость линий и пытаешься понять, что за ними стоит. В такие моменты цвет отвлекает, он мешает увидеть то, что действительно важно, — форму, структуру, время.

Старый катер, который еще пытаются сохранить
Старый катер, который еще пытаются сохранить

Когда я пробрался на заброшенную стоянку морских катеров, я увидел не просто старую технику, а корабли-старики, отслужившие своё, которых не разрезали, не пустили под пресс, не разломали на куски. Их оставили стареть на берегу, смотреть на море, по которому они когда-то ходили. Эти катера, некогда гордые и быстрые, сегодня олицетворяют забвение, грусть об ушедших днях. В их изогнутых корпусах и потускневших обшивках видна не просто ржавчина — это следы времени, которое не щадит ни металл, ни людей. В цвете они могли бы показаться просто ржавыми корпусами, но в черно-белом изображении каждый изгиб металла, каждая трещина и облупившаяся краска становятся выразительными, словно шрамы на теле, носящие память о прожитой жизни. Как отметил Тед Грант, известный канадский фотожурналист:

А это его винт и руль, которые много уже повидали.
А это его винт и руль, которые много уже повидали.
Когда вы фотографируете людей в цвете, вы фотографируете их одежду. Но когда вы фотографируете людей в черно-белом, вы фотографируете их души.
Старый бот, который уже просто лежит собственным памятником.
Старый бот, который уже просто лежит собственным памятником.

То же можно сказать и о катерах — черно-белая фотография открывает их душу, обнажает их историю, делая видимым их медленное угасание.

Снимая каменистые берега в черно-белом, я улавливаю ту суть, которую цвет не способен передать. Эти берега, стоящие веками над водой, олицетворяют стойкость и величие природы, но также и её неумолимую медленную эрозию. Скалы, как старые мудрецы, наблюдают за бесконечным течением времени. Они видели, как менялись эпохи, как проходили бури, и оставались на своём месте, словно живые монументы несломленной воли. Вода в черно-белом изображении теряет свои цветовые отвлекающие элементы, превращаясь в абстракцию, где важны лишь свет и тень, их вечная игра, отражающая борьбу между текучестью и устойчивостью. Это диалог между постоянством и изменчивостью, между временным и вечным.

-7

Но это не значит, что я буду снимать всё время в черно-белом.

Я снимаю и в цвете, когда хочу проявить красоту природы, а не её суровость. Когда нужно показать одуванчик не просто в желто-зелёном исполнении, но и в яркой оранжевости его тычинок, которые мы часто привыкли не замечать. Одуванчик — символ жизни в её самых ярких проявлениях, энергия весны и лето, концентрированные в одном маленьком цветке. Цвет позволяет рассказать о радости, жизни в её самых ярких проявлениях, о возрождении и вечной цикличности природы. В цвете передаётся полнота жизни, её мельчайшие детали, которые остаются невидимыми в монохромной палитре.

Но когда придёт пора одуванчику покрыться сединой, я буду снимать его черно-белым. Потому что этот момент уже не о красоте как таковой, а о времени, об изменениях. В каждом белом зонтике семян заключена история о том, как жизнь меняет свою форму, как она уходит, чтобы вернуться в новом обличье. Как сказано в Евангелии от Иоанна:

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода” (Иоанн 12:24).

Этот момент — не просто увядание, а зарождение новой жизни, скрытой в каждом уносимом ветром семечке. Черно-белое изображение подчёркивает эту тихую, но неизбежную истину, делая её видимой и ощутимой на глубинном уровне.

Но нельзя забывать цвет!

Когда приходит весна и черно-белая зима, пусть даже хранящая зелень ельников, отступает, освобождая место для травяной свежести зелени, желтизны первых мимоз и одуванчиков, синевы крокусов и белизны подснежников, становится ясно, что без цвета передать красоту возрождения невозможно. Цвет оживляет пейзаж, делает его полным и насыщенным, передаёт энергию и радость пробуждения природы. Весна приносит с собой палитру, которую нельзя игнорировать. Поль Сезанн, французский художник, говорил:

Цвет — это место, где наш мозг и вселенная встречаются.

В этом контексте черно-белое изображение кажется слишком сдержанным, не способным выразить всю полноту чувств, которые приходят вместе с весной.

-8

Баланс — ключ к художественному видению.

Каждый формат — будь то цвет или черно-белое изображение — имеет своё место и время. Не нужно бояться использовать все доступные средства выражения. Важно помнить, что каждый момент требует своего подхода, и цвет может быть так же важен, как и его отсутствие. Ты выбираешь ту палитру, которая наилучшим образом расскажет историю, передаст настроение или подчеркнёт то, что важно именно сейчас.

Таким образом, твоё художественное видение становится богаче, когда ты свободно выбираешь между цветом и его отсутствием, ориентируясь на то, что лучше всего выражает твою идею в конкретный момент.

#фотография #чернобелое #цвет #искусство #творчество #психология #выборфотографа #вдохновение #фотолюбители #фотографы