Найти в Дзене

Марко Риччи (1673-1729 гг.)

Марко Риччи (1673-1729 гг.)
Марко Риччи (1673-1729 гг.)

Марко Риччи родился в 1673 году; ученик своего дяди, Себастьяно Риччи. Марко отличался очень беспорядочной жизнью и был постоянным посетителем таверн; однажды он убил в ссоре гондольера и, во избежание наказания, бежал в Далмацию, где он пробыл четыре года в учениках пейзажиста и откуда ему дозволено было вернуться лишь благодаря хлопотам Себастьяно.

Себастьяно Риччи (1659-1734 гг.)
Себастьяно Риччи (1659-1734 гг.)

В 1704 он был во Флоренции и, вероятно, работал над росписью вестибюля Палаццо Питти,

в палаццо Питти
в палаццо Питти

ранее заказанной Фердинандо Медичи

Фердинандо Медичи
Фердинандо Медичи

его дяде Себастьяно Риччи. Марко также участвовал вместе с дядей в росписи Палаццо Фенци.

Вид с улицы
Вид с улицы
Потолок
Потолок
внутри
внутри

Переехав в Рим, художник работал в жанре пейзажа. Наряду с античными руинами он писал вымышленные пейзажи с древнеримской архитектурой в жанре «каприччи». Марко Риччи успешно создавал декорации для венецианских театров, таких как Театр Сан-Джованни-Кризостомо (Святого Иоанна Златоуста) и Театр Сант-Анджело, черпая вдохновение у своего друга, архитектора Филиппо Юварра.

К 1705 году он был в Милане, работая с Алессандро Маньяско,

Алессандро Маньяско (1667-1749 гг.)
Алессандро Маньяско (1667-1749 гг.)

впитывая его свободное обращение с краской. После поездок во Флоренцию и Рим он отправился в Англию, куда в 1708 году его пригласил на работу лорд Манчестер, британский посол в Венеции,

Чарльз, 1-й герцог Манчестер Монтегю (1662-1722 гг.)
Чарльз, 1-й герцог Манчестер Монтегю (1662-1722 гг.)

он поехал вместе с Джованни Антонио Пеллегрини для создания декораций

Джованни Антонио Пеллегрини (1675-1741 гг)
Джованни Антонио Пеллегрини (1675-1741 гг)

представлений итальянской оперы в Королевском театре на Хеймаркет по заказу управляющего театром Оуэна Суини.

Для информации: Театр Вест-Энд на Хеймаркет в Вестминстере, построенный в 1720 году, что делает его третьим старейшим театром Лондона, который до сих пор используется. Сэмюэл Фут приобрел право аренды в 1747 году, а в 1766 году получил королевский патент на право играть законную драму в летние месяцы. Первоначальное здание находилось немного севернее, на той же улице. Оно находится на своем нынешнем месте с 1821 года, когда было реконструировано Джоном Нэшем. Это здание, внесенное в список I класса, вмещает 888 зрителей.

здание татра
здание татра
зал театра
зал театра

Путь художника пролегал через Голландию, страну, которая славилась своими пейзажистами даже в Риме, там он изучал голландскую пейзажную живопись. В течение почти двух лет в Лондоне он создавал оперные декорации и украшал частные дома. В Лондоне Марко Риччи написал несколько пейзажей, в том числе в жанре «каприччи», а для Чарльза Говарда, 3-го графа Карлайла —

Чарльз Говард, 3-й граф Карлайл
Чарльз Говард, 3-й граф Карлайл

картину «Репетиция оперы» (около 1709 г.) с изображением знаменитой английской певицы Кэтрин Тофтс,

Репетиция оперы
Репетиция оперы

выступившей в итальянской опере, а в 1711 году переехавшей в Венецию. В 1716 году Марко и Себастьяно Риччи прибыли в Париж, а в 1718 году вернулись в Венецию. Тофтс в 1717 году вышла замуж за британского консула в Венеции Джозефа Смита, коллекционера и мецената, который стал важным

Джозеф Смит
Джозеф Смит

покровителем обоих художников, как и других венецианских живописцев и гравёров.

Вернувшись в Венецию, Марко прожил тринадцать лет в доме Себастьяно, продолжил свою работу и написал пейзажные фоны для его произведений. Около 1720 года он делал небольшие пейзажи темперой на коже. Будь то маленькие или большие, каприччио или древние руины, Марко сочетал простоту и реализм голландского и фламандского искусства с фантазиями сцены барокко, ключевой разработки в венецианском ландшафтном искусстве.
Самый интенсивный период для Марко — 1715-30-е годы. Он оставил много рисунков и офортов, экспериментировал в особой технике росписи по телячьей коже и оставил несколько картин, близких к акварельно-темперной технике.

Офорт — это разновидность печатной графики, гравюры на металле, основанная на технологии глубокой печати.

Офорт позволяет получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности печатной формы кислотами.

Офорт известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.

Некоторые исследователи считают, что Риччи еще до римских мастеров, таких, как Паннини, начал изображать руины античных памятников в свободном пейзаже. Соответственно, его можно считать родоначальником жанра каприччио, вымышленного, фантазийного вида.

Как и Сальватор Роза, Риччи питал пристрастие к диким уголкам природы, объединяя реальные наблюдения с фантастическими темами. Он вводит в сцены фигурки солдат, отшельников. Надо сказать, что каждый год он покидал Венецию, удалялся на поиски вдохновения и возвращался с новыми сериями своих каприччио. Широкие вариации настроений природы, лесные ручьи, пастухи. Мы можем здесь увидеть и голландские реминисценции, и тициановские темы, темы поэзии, но трактованные в облегченном ключе, как бы звучащие в легкой форме. Могучие вековые деревья, но с пушистыми кронами, с контрастными тенями напоминают нам образ золотого века, мира, где человек органично включен в природный цикл. Монахи, прачки, которые привносят элемент реальности и одновременно объединяют его с самодостаточной спокойной природой. Для Риччи характерны теплые коричневато-красные тона колорита, которые добавляют ощущение закатного солнца, зрелости природы.

Эта природа ирреальна и обыденно знакома одновременно. Поскольку каждый элемент детально прописан, его место продумано, то композиция отличается цельностью. Риччи изучал произведения голландцев и фламандцев, занимался проблемами тонального колорита. Это ученый и мастер одновременно. При этом он тяготеет к светлой манере.

Не случаен его интерес к зимним видам, к изменениям природы, к состояниям воздуха. Это черты, которые характерны вообще для венецианскости, для венецианского характера в пейзаже, где средствами техники, крупного пятна и динамичного мазка, точно передается характер освещения, утреннего, вечернего, дрожащего воздуха, сыроватого воздуха венецианской лагуны и окрестностей венецианской террафермы, рассеянный или компактный свет. Он подчиняет этим законам тональную разработку цветов.

Поздние вещи (городские домики с их обитателями, балкончики, беседки) несколько более декоративны. Известны его 33 офорта, пастели, гравюры, декорации и даже карикатуры. Это был тонкий, как пишет Франческо Альгаротти, восприимчивый и ищущий художник, подлинный новатор пейзажной живописи Италии. Сейчас мы видим Риччи, который принадлежит одновременно Венеции и выходит за пределы узко венецианских жанров, варьируя различные интонации в пейзаже. В 1726 и 1727 годах Риччи входил в гильдию венецианских живописцев (Fraglia dei pittori).

Себастьяно пришлось неустанно следить за тем, чтобы Марко, страдавший приступами черной меланхолии, не лишил себя жизни; к сожалению, это ему все же не удалось, и Марко отравился путем постепенного увеличения доз прописанных ему лекарств; умер Марко Риччи 21 января 1729 г. и погребен в церкви Сан-Моизе (Венеция).

Картины Риччи находятся во многих частных собраниях, а также в музеях Вены, Дрездена и Турина; декоративные картины мастера украшают некоторые дворцы Венеции и ее окрестностей. Серию в 24 картины, украшавшую собрание консула Смита, издал в 1743 году Антонио Мария Дзанетти (младший).
Другие его пейзажи гравированы Бартолоцци, Вольпато, J. Spilsbury, Франсуа Виваресом, Д. Д. Фоссати.
Тот же Дзанетти утверждает, что со времен Тициана и среди современников не найти пейзажиста, который равнялся бы Марко Риччи, и в этом же духе отзывается Ланци, указывающий при этом, что лучшие картины мастера ушли в Англию.

Он также был одним из первых офортистов в Венеции восемнадцатого века; его гравюры Experimenta были опубликованы посмертно в 1730 году. Возможно, он покончил жизнь самоубийством, одетый в причудливый костюм и повешенный на шпаге, чтобы умереть «как кавалер».
Творческий метод и индивидуальный стиль
Склонность Риччи к сотрудничеству с другими художниками затрудняет отслеживание его раннего стиля, но общепризнано, что на него оказало существенное влияние творчество Клода Лоррена, Сальватора Розы, Гаспара Дюге, а также голландского пейзажиста Якоба Ван Рёйсдала.
Произведения Марко Риччи как пейзажиста можно разделить на четыре основные категории: альпийские пейзажи, или пасторали, «штормовые пейзажи» (бури), античные руины и деревенские сцены. Большая часть живописных работ написана художником маслом на холсте, но около половины его меньших по размеру произведений выполнено темперой по козьей коже. Это его изобретение. В стиле Риччи, «романтическом и беспокойном», чувствуется также влияние генуэзского художника Алессандро Маньяско, чьи «гротескные, вытянутые фигуры и беглая техника мазков с "пробелами" нашли отражение в ряде ранних полотен Риччи. В офортах Риччи добивался живописности, усиливая в оттисках "света" от руки кистью и белилами».
Позднее художник обратился к пейзажу, следуя примерам Тициана и Антонио Темпесты, отдавая предпочтение атмосферным светотеневым эффектам. В зрелом возрасте Марко Риччи почти полностью посвятил себя теме античных руин в живописи и офорте, поэтому его произведения такого рода можно отнести к художественному течению романизма.
Работы Риччи 1720-х годов включали пейзажи, каприччи, гуаши на пергаменте, рисунки сценических декораций и карикатуры.
С 1723 года он много занимался офортом, в основном «пейзажами с руинами и фигурами», из которых известно тридцать три, в том числе двадцать три композиции, предвосхищающие «фантазии» Джованни Баттиста Пиранези.

Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778 гг)
Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778 гг)

Многие картины Марко выполнял совместно с Себастьяно Риччи, который дописывал в пейзажах племянника фигуры.
Среди учеников мастера были знаменитые театральные декораторы Джузеппе и Доменико Валериани.
Искусство Марко Риччи оказало влияние на классиков венецианской ведуты —Джованни Антонио Каналетто 

Джованни Антонио Каналетто (1697-1768 гг)
Джованни Антонио Каналетто (1697-1768 гг)

и Франческо Гварди,

Франческо Гварди (1712-1793 гг)
Франческо Гварди (1712-1793 гг)

а также художников романтизма рубежа XVIII—XIX веков.

Работы мастера

Здание классического храма на фоне пейзажа
Здание классического храма на фоне пейзажа
Прибрежный ландшафт
Прибрежный ландшафт
Морской порт с башней
Морской порт с башней
Гавань
Гавань
Пейзаж с Иоанном Крестителем
Пейзаж с Иоанном Крестителем
Морской пейзаж
Морской пейзаж
Пейзаж с потоками, монахами и прачками
Пейзаж с потоками, монахами и прачками
Сельский пейзаж
Сельский пейзаж
Лесной пейзаж
Лесной пейзаж
Горный пейзаж
Горный пейзаж
Моисей пускает воду из скалы
Моисей пускает воду из скалы
Архитектурный каприз. 1730 год.
Архитектурный каприз. 1730 год.
Пейзаж с Ионном
Пейзаж с Ионном
Пейзаж с рыбаками
Пейзаж с рыбаками
Древний пейзаж
Древний пейзаж
В древнем городе
В древнем городе
Городской пейзаж
Городской пейзаж
  Зимний пейзаж
Зимний пейзаж
Зимний пейзаж
Зимний пейзаж
Лесной пейзаж
Лесной пейзаж
Пейзаж
Пейзаж
Пейзаж во время шторма
Пейзаж во время шторма
Лес с людьми, потревоженными медведем
Лес с людьми, потревоженными медведем
Пейзаж с людьми
Пейзаж с людьми
Деревенский пейзаж
Деревенский пейзаж
Сельский пейзаж с двумя всадниками
Сельский пейзаж с двумя всадниками
Фантастический ноктюрн. 1708 год
Фантастический ноктюрн. 1708 год
Пейзаж с прачками
Пейзаж с прачками
Гроза
Гроза
Возле городского моста.
Возле городского моста.
Руины древних памятников.
Руины древних памятников.
Руины с памятником.
Руины с памятником.
Древние руины
Древние руины
Пейзаж с древними руинами. 1720-1729 гг.
Пейзаж с древними руинами. 1720-1729 гг.
Классический пейзаж с руинами.
Классический пейзаж с руинами.
Пейзаж с руинами.
Пейзаж с руинами.
   Город в руинах.
Город в руинах.
Сельский пейзаж с руинами.
Сельский пейзаж с руинами.
Аллегорический монумент Ньютону
Аллегорический монумент Ньютону
Внутренний двор загородного дома.
Внутренний двор загородного дома.
Вилла в парковой зоне.
Вилла в парковой зоне.
Прогулка в парке.
Прогулка в парке.

__________________________________________________________________________________________