Марко Риччи родился в 1673 году; ученик своего дяди, Себастьяно Риччи. Марко отличался очень беспорядочной жизнью и был постоянным посетителем таверн; однажды он убил в ссоре гондольера и, во избежание наказания, бежал в Далмацию, где он пробыл четыре года в учениках пейзажиста и откуда ему дозволено было вернуться лишь благодаря хлопотам Себастьяно.
В 1704 он был во Флоренции и, вероятно, работал над росписью вестибюля Палаццо Питти,
ранее заказанной Фердинандо Медичи
его дяде Себастьяно Риччи. Марко также участвовал вместе с дядей в росписи Палаццо Фенци.
Переехав в Рим, художник работал в жанре пейзажа. Наряду с античными руинами он писал вымышленные пейзажи с древнеримской архитектурой в жанре «каприччи». Марко Риччи успешно создавал декорации для венецианских театров, таких как Театр Сан-Джованни-Кризостомо (Святого Иоанна Златоуста) и Театр Сант-Анджело, черпая вдохновение у своего друга, архитектора Филиппо Юварра.
К 1705 году он был в Милане, работая с Алессандро Маньяско,
впитывая его свободное обращение с краской. После поездок во Флоренцию и Рим он отправился в Англию, куда в 1708 году его пригласил на работу лорд Манчестер, британский посол в Венеции,
он поехал вместе с Джованни Антонио Пеллегрини для создания декораций
представлений итальянской оперы в Королевском театре на Хеймаркет по заказу управляющего театром Оуэна Суини.
Для информации: Театр Вест-Энд на Хеймаркет в Вестминстере, построенный в 1720 году, что делает его третьим старейшим театром Лондона, который до сих пор используется. Сэмюэл Фут приобрел право аренды в 1747 году, а в 1766 году получил королевский патент на право играть законную драму в летние месяцы. Первоначальное здание находилось немного севернее, на той же улице. Оно находится на своем нынешнем месте с 1821 года, когда было реконструировано Джоном Нэшем. Это здание, внесенное в список I класса, вмещает 888 зрителей.
Путь художника пролегал через Голландию, страну, которая славилась своими пейзажистами даже в Риме, там он изучал голландскую пейзажную живопись. В течение почти двух лет в Лондоне он создавал оперные декорации и украшал частные дома. В Лондоне Марко Риччи написал несколько пейзажей, в том числе в жанре «каприччи», а для Чарльза Говарда, 3-го графа Карлайла —
картину «Репетиция оперы» (около 1709 г.) с изображением знаменитой английской певицы Кэтрин Тофтс,
выступившей в итальянской опере, а в 1711 году переехавшей в Венецию. В 1716 году Марко и Себастьяно Риччи прибыли в Париж, а в 1718 году вернулись в Венецию. Тофтс в 1717 году вышла замуж за британского консула в Венеции Джозефа Смита, коллекционера и мецената, который стал важным
покровителем обоих художников, как и других венецианских живописцев и гравёров.
Вернувшись в Венецию, Марко прожил тринадцать лет в доме Себастьяно, продолжил свою работу и написал пейзажные фоны для его произведений. Около 1720 года он делал небольшие пейзажи темперой на коже. Будь то маленькие или большие, каприччио или древние руины, Марко сочетал простоту и реализм голландского и фламандского искусства с фантазиями сцены барокко, ключевой разработки в венецианском ландшафтном искусстве.
Самый интенсивный период для Марко — 1715-30-е годы. Он оставил много рисунков и офортов, экспериментировал в особой технике росписи по телячьей коже и оставил несколько картин, близких к акварельно-темперной технике.
Офорт — это разновидность печатной графики, гравюры на металле, основанная на технологии глубокой печати.
Офорт позволяет получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности печатной формы кислотами.
Офорт известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.
Некоторые исследователи считают, что Риччи еще до римских мастеров, таких, как Паннини, начал изображать руины античных памятников в свободном пейзаже. Соответственно, его можно считать родоначальником жанра каприччио, вымышленного, фантазийного вида.
Как и Сальватор Роза, Риччи питал пристрастие к диким уголкам природы, объединяя реальные наблюдения с фантастическими темами. Он вводит в сцены фигурки солдат, отшельников. Надо сказать, что каждый год он покидал Венецию, удалялся на поиски вдохновения и возвращался с новыми сериями своих каприччио. Широкие вариации настроений природы, лесные ручьи, пастухи. Мы можем здесь увидеть и голландские реминисценции, и тициановские темы, темы поэзии, но трактованные в облегченном ключе, как бы звучащие в легкой форме. Могучие вековые деревья, но с пушистыми кронами, с контрастными тенями напоминают нам образ золотого века, мира, где человек органично включен в природный цикл. Монахи, прачки, которые привносят элемент реальности и одновременно объединяют его с самодостаточной спокойной природой. Для Риччи характерны теплые коричневато-красные тона колорита, которые добавляют ощущение закатного солнца, зрелости природы.
Эта природа ирреальна и обыденно знакома одновременно. Поскольку каждый элемент детально прописан, его место продумано, то композиция отличается цельностью. Риччи изучал произведения голландцев и фламандцев, занимался проблемами тонального колорита. Это ученый и мастер одновременно. При этом он тяготеет к светлой манере.
Не случаен его интерес к зимним видам, к изменениям природы, к состояниям воздуха. Это черты, которые характерны вообще для венецианскости, для венецианского характера в пейзаже, где средствами техники, крупного пятна и динамичного мазка, точно передается характер освещения, утреннего, вечернего, дрожащего воздуха, сыроватого воздуха венецианской лагуны и окрестностей венецианской террафермы, рассеянный или компактный свет. Он подчиняет этим законам тональную разработку цветов.
Поздние вещи (городские домики с их обитателями, балкончики, беседки) несколько более декоративны. Известны его 33 офорта, пастели, гравюры, декорации и даже карикатуры. Это был тонкий, как пишет Франческо Альгаротти, восприимчивый и ищущий художник, подлинный новатор пейзажной живописи Италии. Сейчас мы видим Риччи, который принадлежит одновременно Венеции и выходит за пределы узко венецианских жанров, варьируя различные интонации в пейзаже. В 1726 и 1727 годах Риччи входил в гильдию венецианских живописцев (Fraglia dei pittori).
Себастьяно пришлось неустанно следить за тем, чтобы Марко, страдавший приступами черной меланхолии, не лишил себя жизни; к сожалению, это ему все же не удалось, и Марко отравился путем постепенного увеличения доз прописанных ему лекарств; умер Марко Риччи 21 января 1729 г. и погребен в церкви Сан-Моизе (Венеция).
Картины Риччи находятся во многих частных собраниях, а также в музеях Вены, Дрездена и Турина; декоративные картины мастера украшают некоторые дворцы Венеции и ее окрестностей. Серию в 24 картины, украшавшую собрание консула Смита, издал в 1743 году Антонио Мария Дзанетти (младший).
Другие его пейзажи гравированы Бартолоцци, Вольпато, J. Spilsbury, Франсуа Виваресом, Д. Д. Фоссати.
Тот же Дзанетти утверждает, что со времен Тициана и среди современников не найти пейзажиста, который равнялся бы Марко Риччи, и в этом же духе отзывается Ланци, указывающий при этом, что лучшие картины мастера ушли в Англию.
Он также был одним из первых офортистов в Венеции восемнадцатого века; его гравюры Experimenta были опубликованы посмертно в 1730 году. Возможно, он покончил жизнь самоубийством, одетый в причудливый костюм и повешенный на шпаге, чтобы умереть «как кавалер».
Творческий метод и индивидуальный стиль
Склонность Риччи к сотрудничеству с другими художниками затрудняет отслеживание его раннего стиля, но общепризнано, что на него оказало существенное влияние творчество Клода Лоррена, Сальватора Розы, Гаспара Дюге, а также голландского пейзажиста Якоба Ван Рёйсдала.
Произведения Марко Риччи как пейзажиста можно разделить на четыре основные категории: альпийские пейзажи, или пасторали, «штормовые пейзажи» (бури), античные руины и деревенские сцены. Большая часть живописных работ написана художником маслом на холсте, но около половины его меньших по размеру произведений выполнено темперой по козьей коже. Это его изобретение. В стиле Риччи, «романтическом и беспокойном», чувствуется также влияние генуэзского художника Алессандро Маньяско, чьи «гротескные, вытянутые фигуры и беглая техника мазков с "пробелами" нашли отражение в ряде ранних полотен Риччи. В офортах Риччи добивался живописности, усиливая в оттисках "света" от руки кистью и белилами».
Позднее художник обратился к пейзажу, следуя примерам Тициана и Антонио Темпесты, отдавая предпочтение атмосферным светотеневым эффектам. В зрелом возрасте Марко Риччи почти полностью посвятил себя теме античных руин в живописи и офорте, поэтому его произведения такого рода можно отнести к художественному течению романизма.
Работы Риччи 1720-х годов включали пейзажи, каприччи, гуаши на пергаменте, рисунки сценических декораций и карикатуры.
С 1723 года он много занимался офортом, в основном «пейзажами с руинами и фигурами», из которых известно тридцать три, в том числе двадцать три композиции, предвосхищающие «фантазии» Джованни Баттиста Пиранези.
Многие картины Марко выполнял совместно с Себастьяно Риччи, который дописывал в пейзажах племянника фигуры.
Среди учеников мастера были знаменитые театральные декораторы Джузеппе и Доменико Валериани.
Искусство Марко Риччи оказало влияние на классиков венецианской ведуты —Джованни Антонио Каналетто
и Франческо Гварди,
а также художников романтизма рубежа XVIII—XIX веков.
Работы мастера
__________________________________________________________________________________________