Найти тему
Белорус и Я

Кто определял "физиономию" Ленинки

Оглавление
О роли личностей в истории главной библиотеки России нам рассказала кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры России, заведующая сектором и Музеем истории Российской государственной библиотеки Людмила КОВАЛЬ

Перелистать страницы судеб

Фото: panorama.pub
Фото: panorama.pub

- Людмила Михайловна, сегодня о главной библиотеке нашей страны – Российской государственной библиотеке, Ленинке широко известно. Ее знают не только в России, но и во всем мире. Нет ученого, не обращавшегося к ее богатствам. А с чего всё началось?

- Начало 1860-х годов. Москва. Бурное экономическое развитие Первопрестольной, рост численности ее населения, рост его самосознания в канун Крестьянской реформы рождали требования создания демократических учреждений. В Москве, в отличие от столичного Санкт-Петербурга, не было общедоступной библиотеки, где разночинная публика только и могла получить бесплатную книгу. Не было в Москве и публичного музея, которыми так богаты были европейские города. Была библиотека Московского университета, горевшая в 1812, были богатые личные библиотеки, были книжные лавки, но там — за деньги. А потребность в бесплатной книге росла.

Началась работа по созданию московского публичного музея и библиотеки на базе дублетных изданий библиотеки и коллекций Московского университета. Дело шло медленно, а в столице приходил в упадок когда-то богатый Румянцевсокий музей, созданный в первой четверти XIX века стараниями Государственного канцлера графа Николая Петровича Румянцева и переданный его наследником на пользу Отечеству и благое просвещение в казну.

Румянцевский музей, став частью Императорской публичной библиотеки, взывал устами своего хранителя Владимира Федоровича Одоевского к властям о помощи. Не было денег на поддержание коллекций, Румянцевского особняка, где размещался музей. Это стало известно попечителю Московского учебного округа, хорошо понимавшему потребности москвичей, генералу Николаю Васильевичу Исакову. Именно он сделал всё, чтобы Румянцевский музей перевели в Первопрестольную. Он, соединившись с Московским публичным музеем, стал базой для будущего «Московского публичного и Румянцевского музеев», или, как на протяжении шести десятилетий называли эти музеи москвичи, «Румянцевский музей».

Пашков дом на Моховой, 26 — старейшая часть комплекса зданий библиотеки
Пашков дом на Моховой, 26 — старейшая часть комплекса зданий библиотеки

- Вами написаны и опубликованы издательством «Пашков дом» книги обо всех директорах Румянцевского музея. Почему именно о директорах?

- О роли личности в истории на протяжении многих десятилетий спорили историки, писатели, политики. Я – историк по базовому образованию (истфак МГУ) и библиотекарь (полвека тружусь в РГБ) – с большим интересом изучаю историю своей Библиотеки. Тысячи листов архивных документов, многие сотни страниц опубликованных материалов дают основания утверждать: главное в истории – люди. При этом роль директора особая. Прав был Георгий Плеханов, когда писал, что именно директор определяет «физиономию» руководимого им учреждения. А если учесть, что о директорах Румянцевского музея, Библиотеки до сих пор не было книг, многие не знали даже их имен, стало ясно, что потребность в таких изданиях существует.

Владимир Иванович Невский (настоящее имя Феодосий Иванович Кривобоков (Кривобок), 1876—1937) — российский социал-демократ, революционер-большевик; советский историк, государственный и партийный деятель
Владимир Иванович Невский (настоящее имя Феодосий Иванович Кривобоков (Кривобок), 1876—1937) — российский социал-демократ, революционер-большевик; советский историк, государственный и партийный деятель

Издано восемь книг, посвященных шести директорам Румянцевского музея, и два издания (в 2006 и 2011 годы) - книги о первом директоре Государственной библиотеки СССР имени Ленина Владимире Ивановиче Невском. Он был директором с 1925 года. Много сделал для развития библиотечного дела в стране, для создания главной библиотеки Советского Союза. Им задумано и начато строительство ансамбля зданий Ленинской библиотеки рядом с колыбелью Румянцевского музея - красавцем Пашковым домом. И это новое здание Библиотеки стало настоящим памятником Невскому. Сам Владимир Иванович был в 1935 году арестован, в 1937 расстрелян. Тираж книги «В.И. Невский. Директор главной библиотеки страны» разошелся быстро. В 2011 было подготовлено и выпущено 2-е дополненное издание.

Николай Васильевич ИСАКОВ

Николай Васильевич Исаков. Генерал от инфантерии. В 1863-1881 гг. главный начальник военно-учебных заведений. В ходе военной реформы 1860-1870 осуществил переустройство кадетских корпусов военной гимназии, основал педогогические курсы, учительскую гимназию военного ведомства, педагогическую библиотеку и музей
Николай Васильевич Исаков. Генерал от инфантерии. В 1863-1881 гг. главный начальник военно-учебных заведений. В ходе военной реформы 1860-1870 осуществил переустройство кадетских корпусов военной гимназии, основал педогогические курсы, учительскую гимназию военного ведомства, педагогическую библиотеку и музей

- Основателем и первым директором Московского публичного и Румянцевского музеев, первого публичного музея с первой общедоступной библиотекой Москвы стал Николай Васильевич Исаков. Боевой генерал, награжденный за военные подвиги всеми наградами Империи от ордена Анны 4-й степени, который вручался только тем офицерам, которые находились во время боя на передней линии огня, до главного Российского ордена Андрея Первозванного.

Исаков предложил разместить музей в Пашковом доме, самой красивой городской усадьбе Москвы, построенной знаменитым русским зодчим В.И. Баженовым для отставного офицера, винного откупщика, сына денщика Петра Великого П.Е. Пашкова в конце XVIII века. Исаков принял активное участие в разработке первого официального документа нового музея – «Положения о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме». День утверждения императором Александром II «Положения…» 1 июля (по новому стилю) 1862 года и cтал отмечаться как день рождения Румянцевского музея в Москве.

«Положением…» было вменено в обязанность директора Музея наблюдать за тем, чтобы в библиотеку поступал один экземпляр всего, что издается на территории государства Российского. Так было положено начало «обязательного экземпляра» в первую публичную библиотеку Москвы, право на получение которого до этого имели только Императорская публичная библиотека в Петербурге да Библиотека Академии наук, также расположенная в столице. До сих пор наша Библиотека пользуется этим правом.

Вестибюль и парадная лестница библиотеки
Вестибюль и парадная лестница библиотеки

При Николае Васильевиче (естественно, именно он стал первым директором) сложилась структура Музея, где были, как и в Румянцевском музее в его бытность в Петербурге, такие отделения, как библиотека, отделение рукописей и редких книг, минералогическое, археологическое, этнографическое, нумизматическое. Не было до Москвы в Музее графа Румянцева отделения изящных искусств. При Исакове отделение изящных искусств было создано, и Картинная галерея Московского публичного и Румянцевского музеев скоро стала гордостью Первопрестольной.

Исаков пригласил для руководства отделениями Музея ведущих ученых, профессоров Московского университета, среди которых были Карл Карлович Гёрц, Анатолий Петрович Богданов, Алексей Егорович Викторов, Евгений Федорович Корш. Приглашение ведущих ученых для служения в Музее стало традицией на многие годы.

Один из ярусов книгохранилища в 1986 году
Один из ярусов книгохранилища в 1986 году

При Н.В. Исакове в Музее открыт первый читальный зал, куда за книгой мог прийти всякий желающий. Правда, поначалу в нем было только двадцать мест, но и это уже было прорывом навстречу читателю.

Исаков много сделал для того, чтобы москвичи полюбили свой первый Музей. И они откликнулись. Сотни, тысячи книг, рукописей, музейных предметов передавали безвозмездно в Музей жертвователи, дарители, или, как их еще называли, «милостивцы».

Всего полтора года попечитель Московского учебного округа Исаков совмещал эту должность с руководством Музеем, при этом, как и его преемник на посту попечителя округа Дмитрий Сергеевич Левшин (он был директором Музея с 1864 по 1866 год), Исаков не получал за руководство Музеем жалования. Но он создал первый публичный музей Москвы, заложил на многие годы вперед его традиции.

Василий Андреевич ДАШКОВ

Дашков Василий Андреевич, директор Румянцевского музея в Москве.  (1819—1896)
Дашков Василий Андреевич, директор Румянцевского музея в Москве. (1819—1896)

- Кто был после? Смог ли преемник оставить по себе столь же добрую память?

- Помощником первых директоров Музеев был этнограф Василий Андреевич Дашков. С 1867 до самой кончины в 1896 году, тридцать лет, он руководил Московским публичным и Румянцевским музеями. При нем в эти Музеи сын А.С. Пушкина генерал А.А. Пушкин передал рукописи отца. При Дашкове супруга Л.Н. Толстого С.А. Толстая передала в фонд Музея рукописи писателя. Много других пожертвований при Дашкове влилось в фонд руководимого им Музея.

Жертвователи доверяли Музею, доверяли лично директору. Знали, что сохранит, сделает их сокровища доступными для посетителей, для читателей. Сам Василий Андреевич передал созданную им на свои средства этнографическую коллекцию в руководимые им Московский публичный и Румянцевский музеи, и в Музеях был создан знаменитый, любимый москвичами Дашковский этнографический музей.

На личные средства Дашков создал коллекцию портретов знаменитых русских деятелей – их более 400, написанных такими художниками, как Репин, Крамской, Тропинин... Это собрание Дашков также подарил своим Музеям. На средства Дашкова издавались научные труды. При Дашкове был открыт читальный зал на 180 мест. Много внимания уделял он и сохранности Пашкова дома.

Михаил Алексеевич ВЕНЕВИТИНОВ

Михаил Алексеевич Веневитинов (1844—1901) — русский археолог, историк, поэт, археограф, писатель из рода Веневитиновых. Фото6 nashahistory.ru
Михаил Алексеевич Веневитинов (1844—1901) — русский археолог, историк, поэт, археограф, писатель из рода Веневитиновых. Фото6 nashahistory.ru

- Дашков скончался. Кто был потом?

- Недолгие пять лет после В.А. Дашкова во главе Московского публичного и Румянцевского музеев стоял известный историк, археограф, наследник великих культурных традиций, связанный родством с А.С. Пушкиным Михаил Алексеевич Веневитинов. При нем продолжались богатые поступления в фонд Музея. Так, писательница Е.С. Некрасова, долгие годы собиравшая все материалы и документы, связанные с Герценом и Огаревым, передала эти материалы в Румянцевский музей. В библиотеке Музея при поддержке Михаила Алексеевича создали первый музей общественного движения в России «Комната людей 40-х годов». При Веневитинове к 100-летию Пушкина в Музее организовали прекрасную выставку, где представили рукописи поэта. М.А. Веневитинову удалось добиться расширения за счет близлежащих строений площади Румянцевского музея, добиться увеличения бюджетных ассигнований. К сожалению, тяжелая болезнь унесла его жизнь.

Иван Владимирович ЦВЕТАЕВ

Иван Владимирович Цветаев (1847—1913) — русский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед. Член-корреспондент Петербургской академии наук, профессор Московского университета (с 1877 года), тайный советник. Создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Отец Марины и Анастасии Цветаевых.
Иван Владимирович Цветаев (1847—1913) — русский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед. Член-корреспондент Петербургской академии наук, профессор Московского университета (с 1877 года), тайный советник. Создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Отец Марины и Анастасии Цветаевых.

- Но вот пришел XX век. Что происходило с Румянцевским музеем?

- В 1901 году директором Московского публичного и Румянцевского музеев высочайшим повелением был назначен Иван Владимирович Цветаев, с 1882 года трудившийся хранителем отделения изящных искусств в Музеях. Известный ученый, профессор Московского университета, основатель Музея изящных искусств, отец поэта Марины Цветаевой. Так писалось об Иване Владимировиче во многих справочных изданиях. А о том, что он двадцать восемь лет отдал служению в первом публичном музее Москве и десять лет из них (1901 – 1910) был директором этого Музея, умалчивалось. Не знали? Может быть. Вот и захотели мы восстановить историческую справедливость.

В изданной в 2012 году книге «И.В. Цветаев – директор Музеев, Московского публичного и Румянцевского» рассказано не только о его титанической деятельности, но и (так же, как и во всех книгах этого цикла) показана жизнь руководимого им Музея. Первое десятилетие двадцатого века было очень непростым: война с Японией, революция 1905 – 1907 годов… Музеи всегда жили одной жизнью со страной, ее радостями и бедами.

Цветаев сберег богатства Музеев и приумножил их, заботился о людях, что трудились рядом с ним, прилагал усилия к расширения мест в читальном зале… Случившаяся в конце этого десятилетия кража гравюр из Музеев вызвала волну гонений против директора. В результате его уволили.

Василий Дмитриевич ГОЛИЦЫН

Князь Василий Дмитриевич Голицын (1857—1926) — черниговский губернский предводитель дворянства в 1905—1908 гг., музейный работник из рода Голицыных, последний директор Румянцевского музея (1910—1921).
Князь Василий Дмитриевич Голицын (1857—1926) — черниговский губернский предводитель дворянства в 1905—1908 гг., музейный работник из рода Голицыных, последний директор Румянцевского музея (1910—1921).

- Румянцевский музей, его Библиотека и отдел рукописей, были в феврале 1925 преобразованы в Ленинскую библиотеку. Как пережил Музей революции, кто стал его первым советским директором?

- Первым директором Румянцевского музея после октября 1917 стал князь Голицын. Но всё по порядку. В 1910 директором Московского публичного и Румянцевского музеев высочайшим повелением был назначен боевой офицер, участник многих походов и боев, художник князь Василий Дмитриевич Голицын. Ему суждено было стать последним директором Московского публичного и Румянцевского музеев, единственным директором Императорского Московского и Румянцевского музея (1913 – январь 1917), первым директором Государственного Румянцевского музея (февраль 1917 – март 1921).

При нем построен в центральной части Пашкова дома большой читальный зал на 500 мест, построена и освящена временная Картинная галерея со специальным Ивановским залом для помещения там знаменитого полотна А.А. Иванова «Явление Христа народу», подаренного еще при основании Музеям императором Александром II. При Голицыне построен в Пашковом доме Толстовский кабинет для хранения рукописей Л.Н. Толстого. При его активном участии создано Общество друзей Румянцевского музея (1913).

В период Первой мировой войны создан санитарный отряд Румянцевского музея. Сам Василий Дмитриевич, испросив разрешение у министерского начальства, на два месяца уезжал на фронт с санитарным поездом императрицы.

В дни Октябрьской революции князь сохранил Музей. Несмотря на голод и холод, Музей продолжал обслуживать посетителей, с мандатами, подписанными Голицыным, эмиссары направлялись в покинутые их владельцами усадьбы, чтобы, выполняя решение Советской власти, отобрать и перевезти в Румянцевский музей ценные книги и музейные предметы. А еще Василий Дмитриевич стал первым председателем профсоюза Музея. В 1921 году его арестовали. Через два месяца отпустили. Музейные служащие упросили Василия Дмитриевича не уходить и Голицын стал заведующим отделом изящных искусств (он ведь был художником) и оставался им до самой своей кончины в 1926 году.

Читальный зал № 3
Читальный зал № 3

«Мы стараемся сохранить память о каждом»

- На протяжении 150-летней истории Библиотеки в ней служили на разных ступенях служебной лестницы сотни и тысячи людей. Что-нибудь делается для того, чтобы узнали, запомнили и их имена?

- Когда мы говорим о роли человека в истории, то имеем ввиду каждого. Мы стараемся сохранить память о каждом. Сотрудники, зная об этом, приносят фотографии, свои воспоминания, читательские билеты, документы о наградах... Мы рассказываем на страницах печати о людях, и тех, кто трудился на протяжении всей истории Библиотеки в разные ее годы, или внес вклад в ее развитие своими дарами. Это статьи в СМИ и научных изданиях, это книги.

В 2000 году мы опубликовали книгу о дарителях и ценных поступлениях в фонд Румянцевского музея, Ленинской библиотеки, Российской государственной библиотеки. Книга эта называется «Не славы ради…». В 2003 году выпустили биобиблиографический словарь «Сотрудники Российской государственной библиотеки. Московский публичный и Румянцевский музеи. 1862 - 1917» (М.: Пашков дом). В нем больше 400 имен трудившихся в Румянцевском музее.

- Не проще ли в наш век электроники поместить собранные сведения в компьютерную базу данных? Зачем эта непростая работа по изданию книги?

- Позволю себе с Вами не согласиться. Вы обратили внимание на то, что в последнее время в метро читают больше не электронные, а бумажные книги? Бумажная книга будет всегда. Ее берешь в руки и ощущаешь биение мысли, тепло сердец и рук, создавших ее. Книга, снятая с полки домашней или общественной библиотеки, может многое рассказать не одному поколению читателей. А тиражированная книга сохранится долго. Я не ретроград. С компьютером дружу и пользу его знаю. Но… «Пускай меня объявят старовером», как говорил Чадский, - в будущее книги и ее читателя я верю неизменно.

-12

Владимир БОГДАНОВ

© "Союзное Государство», № 5-6 (октябрь) 2012

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Хотите, чтобы мы и дальше радовали Вас интересными и важными материалами? 👉👉👉 Помогите каналу развиваться 👈👈👈

Другие материалы нашего портала на тему Культура Союзного государства смотрите здесь:

Культура Союзного государства | Белорус и Я | Дзен

ТОП-3: