Скажи, с твоей точки зрения, какая самая большая головная боль дизайнера?
Самая большая головная боль у дизайнеров — это когда ты приезжаешь на объект, а строители решили что-то поменять, потому что им так проще. То есть они не понимают, что вы с клиентом проговорили эти моменты. То или иное решение или тот или иной размер, он зависит от ряда факторов. Вплоть до того, что, допустим, ставят стенку, начинают размеры от внешней стены, и в ванной размеры уменьшились. Со словами «А, ладно, там 5 сантиметров роли не играет». А ты приезжаешь на объект и объясняешь, что, наоборот, надо строить было не от внешней стены, а от ванной комнаты.
А стены уже стоят, их подвинуть нельзя, и ты начинаешь по месту с клиентом пытаться что-то придумать новое, передвинуть шкаф, куда-то поставить стиральную машинку. Либо бригада начинает для упрощения своей работы потихоньку забивать на дизайн проект и начинает объяснять клиенту, что вот это решение неправильное, вот это решение они знают, как сделано лучше. В таких случаях тоже стоит обращать внимание.
Когда вы выбираетефирму, прислушиваться к таким моментам, что это сделал сам прораб, либо прораб говорит, что мы делали по дизайн-проекту, к нам пришел дизайнер, вот на такие слова. Потому что в проекте вы все обговорили на бумаге. А когда вы начинаете что-то двигать, что-то менять и выносить какие-то решения по факту, это может привести к тому, что в итоге вы выкинете дизайн-проект, и вся ваша идея, которую вы задумали будет нереализуемая.
У меня был такой случай на одном из объектов, когда бригада была выбрана клиентом самостоятельно, из серии каких-то знакомых, друзей, но строители плохо читали чертежи. И у нас была строго вымерена вся кухня для того, чтобы была размещена техника, которая была уже у клиента. Это было вторичное жилье.Но авторский надзор не заказали потому что бригада сказала что она опытная и справиться.
Бригада стала строить стены не от внешней стены, а начала разметку от шумоизоляции, а в проекте у меня указаны всегда два размера. Один размер черновой, черновых стен, и второй размер чистовой. Они почему-то не обратили на это внимания, все поставили, уже возвели стены, начали следующий этап ремонта, и у них что-то пошло не так с инженерными коммуникациями. Соответственно, розетки не на тех местах.
На вопрос, что делать, я говорю, сносите стены. Они отказались, потому что уже проведена работа, и клиент был очень-очень расстроен, потому что кухня была как раз венцом всей планировки. В этом случае я рекомендуютесную связку строительной бригадыи дизайнера, то есть автор проекта, чтобы можно было отследить все нюансы. Хотя бы, если не вызываете дизайнера на полностью авторский надзор, то вызывать на разовую консультацию.
Попросить дизайнера заехать на квартиру, проверить, поговорить с бригадой. Может быть, даже самым хорошим вариантом было, когда вы уже определились с бригадой, выбрали две-три фирмы, с которыми будете работать, помимо тех надзора ещё и пригласить дизайнера, который будет вести ваш проект, чтобы он посмотрел сам на людей, которые будут выполнять ремонт, задал свои профессиональные вопросы.
И по результатам он выдал вам резюме, справятся люди с дизайн-проектом, особенно если это сложный дизайн-проект, когда есть масса встроенных вещей, невидимые двери, профили под подсветку. Не каждая бригада сможет реализовать такой дизайн-проект.
А если все-таки заключили договор с бригадой, которая в конечном итоге не устраивает заказчика, как сменить бригаду на новую?
Здесь, конечно, интересный вопрос, потому что бригада уже выполнила определенный вид работ, то, что я уже говорила про самое главное — возведение стен. У нас были такие случаи в рамках нашей фирмы, когда клиент выбрал не нашу фирму, а стороннюю организацию, потому что ему там что-то больше понравилось. Но в результате оказалось, что фирма рассказала про себя очень красиво, пустила пыль в глаза, но по факту, когда начали ремонтные работы, начала везде косячить.
И когда клиент топнул ножкой и сказал, что нет, выходите, и вернулся к нам, мы вышли на объект, перемерили квартиру, замерили объёмы, замерили качество выполненной штукатурки и пришли к выводу, что проще всё снести, потому что сделано неправильно, стены кривые, есть расхождение в плоскостях, вплоть до того, что стены просто вывернуты, геометрия комнат изменена.
В тех местах, где у нас стоит встроенная мебель, у нас были либо острые, либо тупые углы, были бы тогда в результате финишной отделки. Но это ещё минимальные косяки. Были уже проложены трубы коммуникации, которые были сделаны из полипропилена, что, в принципе, недопустимо, особенно когда делаешь премиальный уровень жилья. Поэтому, когда меняется бригада, первое — это нужно максимально собрать у них информацию, что они выполнили, какой вид работ провели, на каком этапе остановились, вызвать технический надзор.
Они сделали спецификацию, какой объём работы выполнен, за что вам расплатиться, либо, наоборот, удержать как в плане штрафа. И понятие, что мы будем дальше переделывать, или останавливаемся на этом этапе и делаем дальше. Но я лучше бы до таких моментов не доводила бы, потратила бы больше времени поездить по фирмам, больше живого общения, посмотреть работы, посмотреть, какие люди работают в фирме.
По крайней мере, с кем вы напрямуюбудете общаться, не обязательно это будет бригада. Ваш самый главный человек во всей этой истории — это прораб либо руководитель. Очень часто, когда небольшая фирма строительная, все рабочие процессы хотя бы раз в месяц приезжает сам руководитель фирмы, смотрит, что происходит на объектах. Либо он в курсе всей информации, ему прорабы доносят. То есть нет такого, что у вас случился конфликт, вы звоните руководителю, а он даже не понимает, что происходит и кто вы такой.
У моих клиентов есть ремонты, которые они делают не только с нашей фирмой, и привлекает меня на авторский надзор. Я спокойно могу позвонить руководителю, если что-то непонятно на объекте, мы не можем решить вопрос в рамках бригадира, рабочих, клиентов. И мне руководитель спокойно может ответить на все вопросы, либо пообещает решить как-то ситуацию, либо договориться овстрече, чтобы мы решили ситуацию.
Когда идёт большая корпорация, повторюсь, бывает сложнее достучаться до руководства, если мы довели ситуацию до конфликта. Люди все разные, обычно рабочие — это наемный персонал. Они могут сегодня есть, завтра у них тоже какие-то дела, они уедут. Поэтому только общение, сбор информации, что за фирма, сколько лет на рынке, какие отзывы, если это крупная фирма. Если это небольшая бригада, то отзывы от знакомых, кто с ней работал. Посмотреть опять же вживую объекты.
Оль, я знаю, что тебя клиент попросил помониторить фирмы и бригады, чтобы выбрать бригаду для своего объекта. Можешь поделиться опытом, что на данный момент, какую информацию ты собрала?
В первую очередь, я столкнулась с тем, что бригады дают достаточно большую вилку ценовой политики. От 12 тысяч за квадратный метр до 20. Зачастую даже не могут объяснить, какие работы они будут за эти деньги выполнять, потому что разговаривала я в основном с частными бригадами, а не с большими фирмами.
Многие не могут показать мне объект, который они сейчас реализовывают, или привозят на объект качество такое, которое мне ненужно для клиента. И то, что я вижу, — это две большие разницы. Я понимаю, что клиент не согласится на это.
Хочу еще поделиться личным опытом как дизайнера. У меня были такие ситуации, когда приходила на объект, клиенту по всем вопросам фирма отвечала положительно, и смета, и работ полно, портфолио большое, и отзывов много положительных. У меня есть определенная информация в проекте, из чего делать стены.
Строитель, руководитель, закупает материал, не тот, который нужно, со словами, что он лучше знает, что этот материал, он хороший. Тут я вам опять повторюсь, что самое идеальное, это обратиться к техническому надзору, который перепроверит, что делает рабочий, правильно ли он составляет список на закупку материала. Но материал был уже куплен, и мне пришлось доказывать клиенту, что строитель, не прав, что нужно менять материал, потому что у нас идут позагребни, которые прочные.
А строитель закупил пористый крупный кирпич, который не подлежит для возведения высоких перегородок, тем более в тех местах, где у нас находится кухня. Мы не сможем закрепить кухонные шкафы, потому что крепежи все вырвет. И бригада начала доказывать клиенту, что нет, она права. Такие случаи как раз требуют, чтобы у вас была третья сторона, которая рассудит дизайнера и строителя, такой, как технадзор, стороннее мнение, которое подтвердит вам то или иное решение.
И чтобы не доводить до таких ситуаций, тоже старайтесь обращаться к проекту чаще, перепроверять все моменты, что вам говорит строитель. Да, возможно, бригада хорошая, она хорошо делает ремонт и хорошо делает отделочную работу, но в каких-то моментах может ошибаться. Всегда смотрите, что у вас нарисовано в проекте, потому что на стадии, проектирования вы еще можете сами, если даже дизайнер в чем-то не прав, поговорить со специалистом.
Посмотретьв интернет, посмотреть отзывы и рекомендации по тому или иному материалу. Когда у вас лежит материал на объекте, поменять его уже фактически невозможно.
Оль, что ты можешь посоветовать нашим подписчикам?
Во-первых, выбирать бригаду не в спешке, имея для этого запас времени, тщательно выезжая к ним на объекты, просматривая желательно с человеком, который разбирается в этом всём. Желательно заключать договор и видеть перед глазами смету. И задавать, неудобные вопросы.
Резюмируем. Чтобы ремонт прошел без хлопот, обязательно следуйте нашим советам, делайте дизайн-проекты и обязательно заказывайте авторский надзор. Он поможет вам в решении многих вопросов. Об авторском надзоре мы вам расскажем в следующих статьях.