Найти в Дзене

Дети БАМа, недоделанные «жигули» и та самая 3-я улица Строителей: 5 историй из советского прошлого

Когда-нибудь задумывались, как выглядела улица, на которой жил Женя Лукашин из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Знаете, почему в годы Перестройки АвтоВАЗ не мог продать десятки тысяч новеньких автомобилей? Хотите почувствовать, как жители первые первопроходцы Байкало-Амурской магистрали? Обо всем этом и не только мы расскажем в формате «история одной фотографии». 5 старых фотоснимков и 5 историй из советского прошлого, которые скрыты за кадром… Иркутская область, Казачинско-Ленский район, поселок Магистральный Июль 1977 года Бойцы Иркутского стройотряда имени XVII съезда ВЛКСМ у первого поезда, прибывшего на только что построенную железнодорожную станцию Киренга. Чтобы было понятно, за три года до этого снимка, на место будущего поселка Магистральный, где и сегодня функционирует станция Киренга (названа в честь местной реки), строителей-первопроходцев доставляли вертолетом. Здесь была непроходимая тайга. Как и повсеместно на Байкало-Амурской магистрали, первые рабочие посел
Оглавление

Когда-нибудь задумывались, как выглядела улица, на которой жил Женя Лукашин из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Знаете, почему в годы Перестройки АвтоВАЗ не мог продать десятки тысяч новеньких автомобилей?

Хотите почувствовать, как жители первые первопроходцы Байкало-Амурской магистрали? Обо всем этом и не только мы расскажем в формате «история одной фотографии».

5 старых фотоснимков и 5 историй из советского прошлого, которые скрыты за кадром…

Дети БАМа

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Иркутская область, Казачинско-Ленский район, поселок Магистральный

Июль 1977 года

Бойцы Иркутского стройотряда имени XVII съезда ВЛКСМ у первого поезда, прибывшего на только что построенную железнодорожную станцию Киренга.

Чтобы было понятно, за три года до этого снимка, на место будущего поселка Магистральный, где и сегодня функционирует станция Киренга (названа в честь местной реки), строителей-первопроходцев доставляли вертолетом. Здесь была непроходимая тайга.

Как и повсеместно на Байкало-Амурской магистрали, первые рабочие поселки представляли собой огромные палаточные лагеря с бытовками и приспособленными для жизни старыми железнодорожными вагонами. Но даже в таких условиях люди влюблялись, женились, у них рождались дети.

Вот и на фото первые дети БАМа, что росли на улицах, в конце которых начиналась тайга.

Первоначально предполагалось, что Магистральный станет городом и крупным железнодорожным узлом. В начале 80-х здесь проживало около 12 тыс. человек, строились пятиэтажные жилые дома и объекты инфраструктуры. Но в середине 80-х недостроенный город потерял стратегическое значение, и оттуда начался массовый исход населения.

Сегодня в поселке Магистральный около 6 тыс. жителей. Работа только на станции, и на многочисленных лесопилках вокруг.

Четвертая улица Строителей

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Москва, район Проспекта Вернадского

1959 год

Все мы помним, по «Третью улицу строителей» из бессмертного фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». При этом в Ленинграде никогда улицы с таким названием не существовало, а вот в Москве недолгое время на карте присутствовали аж четыре номерных улицы Строителей.

В конце 50-х на юго-западе столицы, при Хрущеве, началась массовая застройка типовыми домами, как на фото. По мере возведения жилых кварталов, менялись и временные названия строящихся улиц.

4-я улица Строителей, та, что на фото, получила свое название в 1959-м, но уже год спустя была переименована в улицу Кравченко, в честь летчика, дважды Героя Советского Союза.

Ну а про 3-ю улицу Строителей в следующем посте…

Третья улица строителей

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Москва, Ломоносовский район

1961 год

Вот та самая улица, которая с 1958 по 1963 гг., во время застройки подобными типовыми домами, называлась так же, как вымышленная улица из комедии «Ирония судьбы, или С легким паром», где жил Женя Лукашин.

После возведения жилых кварталов ей присвоили имя сестры Ленина – Марии Ульяновой. И больше 3-й улицы Строителей в Москве никогда не существовало.

Недоделанные «жигули»

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Куйбышевская (Самарская) область, город Тольятти

Конец 1980-х гг. - начало 1990-х гг.

Стоянка автомобилей на испытательном треке Волжского автомобильного завода.

Но почему машины забили важную для производства площадку, а не проданы покупателям? В то время людей с деньгами предостаточно, новенькую «семерку» оторвут с руками.

Дело в том, что в годы Перестройки на автозаводе начали выпускать некомплектные автомобили, которые невозможно было продать.

В плановой экономике самое важное – это бесперебойная работа всех участников производственной цепи. Что касается автомобилестроения, то металлурги должны вовремя отгрузить листовой прокат, машиностроители должны поставить двигатели и механизмы, а многочисленные производители комплектующих из разных республик и регионов должны в срок заполнить складские помещения автозавода. И только тогда ВАЗ способен собирать новые автомобили.

Сбой в поставках одного предприятия (а такое и в годы брежневского застоя случалось постоянно) – событие неприятное, но решаемое. Другое дело, когда сразу несколько поставщиков, не выполняли свои обязательства.

И такие проблемы начались вместе с экономическим кризисом и парадом суверенитетов позднего СССР.

Но автозаводской конвейер останавливать нельзя – запускать его дороже будет. Вот и собирали машины с некомплектом – у них отсутствовали те или иные компоненты, например, датчики, оконные стекла или бампер. Некомплектные автомобили занимали все свободные площадки автогиганта. Когда недостающие комплектующие появлялись, машины доделывали и отправляли на продажу.

В сентябре 1991 года главный конвейер ВАЗа из-за нехватки автокомпонентов впервые остановился, на несколько дней. А настоящий кризис случился уже в 1992-1993 гг., когда взлетели цены и прервались экономические связи с ныне независимыми государствами бывшего СССР. Каждый третий автомобиль в Тольятти выпускался в те годы в недоделанном виде.

При этом, что самое интересное, «некомплект» лихих 90-х гг. на ура выкупался за копейки разного рода преступными группировками и ими же реализовывался по цене новых и целых автомобилей.

Спортсменки, комсомолки, и просто красавицы…

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Краснодарский край, город Туапсе

1963 год

Женская команда Юношеской спортивной школы – победительница первенства города по баскетболу и волейболу.

В те годы в курортном городе проживает примерно 40 тыс. человек. Как и во всем российском Причерноморье, сегодня городское население увеличилось и превысило уже 60 тыс. жителей.

И если при Хрущеве в Туапсе была одна детско-юношеская спортивная школа, в 1986 году открылась вторая, то сегодня работают 6 учреждений, из них две школы – олимпийского резерва.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: