Когда-нибудь задумывались, как выглядела улица, на которой жил Женя Лукашин из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Знаете, почему в годы Перестройки АвтоВАЗ не мог продать десятки тысяч новеньких автомобилей?
Хотите почувствовать, как жители первые первопроходцы Байкало-Амурской магистрали? Обо всем этом и не только мы расскажем в формате «история одной фотографии».
5 старых фотоснимков и 5 историй из советского прошлого, которые скрыты за кадром…
Дети БАМа
Иркутская область, Казачинско-Ленский район, поселок Магистральный
Июль 1977 года
Бойцы Иркутского стройотряда имени XVII съезда ВЛКСМ у первого поезда, прибывшего на только что построенную железнодорожную станцию Киренга.
Чтобы было понятно, за три года до этого снимка, на место будущего поселка Магистральный, где и сегодня функционирует станция Киренга (названа в честь местной реки), строителей-первопроходцев доставляли вертолетом. Здесь была непроходимая тайга.
Как и повсеместно на Байкало-Амурской магистрали, первые рабочие поселки представляли собой огромные палаточные лагеря с бытовками и приспособленными для жизни старыми железнодорожными вагонами. Но даже в таких условиях люди влюблялись, женились, у них рождались дети.
Вот и на фото первые дети БАМа, что росли на улицах, в конце которых начиналась тайга.
Первоначально предполагалось, что Магистральный станет городом и крупным железнодорожным узлом. В начале 80-х здесь проживало около 12 тыс. человек, строились пятиэтажные жилые дома и объекты инфраструктуры. Но в середине 80-х недостроенный город потерял стратегическое значение, и оттуда начался массовый исход населения.
Сегодня в поселке Магистральный около 6 тыс. жителей. Работа только на станции, и на многочисленных лесопилках вокруг.
Четвертая улица Строителей
Москва, район Проспекта Вернадского
1959 год
Все мы помним, по «Третью улицу строителей» из бессмертного фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». При этом в Ленинграде никогда улицы с таким названием не существовало, а вот в Москве недолгое время на карте присутствовали аж четыре номерных улицы Строителей.
В конце 50-х на юго-западе столицы, при Хрущеве, началась массовая застройка типовыми домами, как на фото. По мере возведения жилых кварталов, менялись и временные названия строящихся улиц.
4-я улица Строителей, та, что на фото, получила свое название в 1959-м, но уже год спустя была переименована в улицу Кравченко, в честь летчика, дважды Героя Советского Союза.
Ну а про 3-ю улицу Строителей в следующем посте…
Третья улица строителей
Москва, Ломоносовский район
1961 год
Вот та самая улица, которая с 1958 по 1963 гг., во время застройки подобными типовыми домами, называлась так же, как вымышленная улица из комедии «Ирония судьбы, или С легким паром», где жил Женя Лукашин.
После возведения жилых кварталов ей присвоили имя сестры Ленина – Марии Ульяновой. И больше 3-й улицы Строителей в Москве никогда не существовало.
Недоделанные «жигули»
Куйбышевская (Самарская) область, город Тольятти
Конец 1980-х гг. - начало 1990-х гг.
Стоянка автомобилей на испытательном треке Волжского автомобильного завода.
Но почему машины забили важную для производства площадку, а не проданы покупателям? В то время людей с деньгами предостаточно, новенькую «семерку» оторвут с руками.
Дело в том, что в годы Перестройки на автозаводе начали выпускать некомплектные автомобили, которые невозможно было продать.
В плановой экономике самое важное – это бесперебойная работа всех участников производственной цепи. Что касается автомобилестроения, то металлурги должны вовремя отгрузить листовой прокат, машиностроители должны поставить двигатели и механизмы, а многочисленные производители комплектующих из разных республик и регионов должны в срок заполнить складские помещения автозавода. И только тогда ВАЗ способен собирать новые автомобили.
Сбой в поставках одного предприятия (а такое и в годы брежневского застоя случалось постоянно) – событие неприятное, но решаемое. Другое дело, когда сразу несколько поставщиков, не выполняли свои обязательства.
И такие проблемы начались вместе с экономическим кризисом и парадом суверенитетов позднего СССР.
Но автозаводской конвейер останавливать нельзя – запускать его дороже будет. Вот и собирали машины с некомплектом – у них отсутствовали те или иные компоненты, например, датчики, оконные стекла или бампер. Некомплектные автомобили занимали все свободные площадки автогиганта. Когда недостающие комплектующие появлялись, машины доделывали и отправляли на продажу.
В сентябре 1991 года главный конвейер ВАЗа из-за нехватки автокомпонентов впервые остановился, на несколько дней. А настоящий кризис случился уже в 1992-1993 гг., когда взлетели цены и прервались экономические связи с ныне независимыми государствами бывшего СССР. Каждый третий автомобиль в Тольятти выпускался в те годы в недоделанном виде.
При этом, что самое интересное, «некомплект» лихих 90-х гг. на ура выкупался за копейки разного рода преступными группировками и ими же реализовывался по цене новых и целых автомобилей.
Спортсменки, комсомолки, и просто красавицы…
Краснодарский край, город Туапсе
1963 год
Женская команда Юношеской спортивной школы – победительница первенства города по баскетболу и волейболу.
В те годы в курортном городе проживает примерно 40 тыс. человек. Как и во всем российском Причерноморье, сегодня городское население увеличилось и превысило уже 60 тыс. жителей.
И если при Хрущеве в Туапсе была одна детско-юношеская спортивная школа, в 1986 году открылась вторая, то сегодня работают 6 учреждений, из них две школы – олимпийского резерва.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: