За два года работы с девятиклассниками я понял, что информатику часто (не всегда) выбирают из-за проходного балла. Немного грустно, что дети даже не пытаются задуматься о своих предрасположенностях, они, в первую очередь, хотят упростить себе жизнь.
«Я обязательно сдам! Ведь за год так легко научиться решать пять задач», — так думают дети
Не спорю, очень легко. Правда для этого нужно что-то делать - работать в классе, изучать видеоразборы выбранных заданий и решать эти задания дома. На самом деле, подготовка не занимает очень много времени, если заниматься регулярно с самого начала.
Я не хочу сказать, что все выбирают информатику по такому принципу. Есть много ребят, которым просто нравится этот предмет или он им необходим для дальнейшего обучения, и они выбирают его осознанно.
Дальше я уже буду рассказывать о самом экзамене и о его структуре. Информация пока что действительна, но с нового учебного года могут быть какие-нибудь изменения, о которых я, естественно, расскажу.
Что из себя представляет ОГЭ по информатике...
О каких пяти задачах идёт речь? Чтобы получить удовлетворительную оценку (3), необходимо набрать ровно пять баллов. Это минимальное количество баллов, которое позволит вам сдать экзамен. При этом максимальный балл за всю работу — 19. В это число входят двенадцать однобальных заданий с автоматической проверкой и три задания с развернутым ответом, проверяемые экспертами. За тринадцатое и пятнадцатое задания можно получить по два балла, а за четырнадцатое задание можно получить три балла.
Важно уточнить, сам экзамен длится 2 часа 30 минут.
Звучит не так сложно, ведь в ОГЭ присутствует только то, что вы изучали на протяжении трех лет. Базового уровня изучения вполне достаточно, чтобы понимать о чем идет речь в заданиях. При этом, задания, проверяемые экспертами, не являются какими-то слишком сложными, там просто проверяются навыки работы с информацией и разработки алгоритмов (естественно, на компьютере).
Немного о заданиях с развернутым ответом (проверяемых экспертами)
- В тринадцатом задании вам дается на выбор сделать презентацию или оформить текстовый документ. Лично я советую выбирать презентацию, так как там не слишком много «подводных камней», но тут решать вам;
- В четырнадцатом задании проверяют умение работать с таблицами. Звучит сложновато, но, попрактиковавшись, один или два балла вы точно заработаете;
- Пятнадцатое задание очень интересное, ведь там вам дается на выбор поработать с исполнителем «Робот» или написать программу на языке программирования. Оно часто отпугивает, и на экзамене его даже не пытаются решить. Для робота дается полное описание работы исполнителя и само задание с примером выполнения. По сути, дается задание сразу с инструкцией по выполнению, вам остается только выучить некоторые особенности данного задания и, естественно, хорошо потренироваться его выполнять. С языком программирования дела обстоят иначе, предполагается, что вы уже умеете работать с данным языком программирования, поэтому дается только само задание с примером ввода и вывода данных.
Не описываю подробно каждое задание, ведь я не хочу вас отпугнуть. Если интересно, советую изучить этот документ. Он большой, но никто не заставляет читать всё, просто пробегитесь по конкретному, интересующему вас заданию. Также чуть позже я постараюсь доступно разобрать каждое задание этого экзамена.
Однобальные задания с автоматической проверкой...
Как же обстоят дела с первыми двенадцатью заданиями? Тут особо говорить не о чем, так как все мы разные и сложность самих заданий очень индивидуальна.
Официально, с первого по седьмое и с десятого по двенадцатое задания относятся к базовому уровню сложности, а восьмое и девятое — к повышенному.
На практике же у каждого свой тип мышления, свои пробелы в данном предмете, что немного меняет картину. Кому-то задания повышенного уровня сложности покажутся проще некоторых заданий базового уровня и так далее. В общем, эти задания решаемые, их спокойно можно изучить и натренировать, особых трудностей возникнуть не должно. Повторюсь, главное что-то делать... Они требуют знаний самой информатики, математики, ведь эти предметы сильно связаны.
Вернемся к теме статьи, стоит ли выбирать данный предмет на ОГЭ?
На самом деле, если вы заинтересованы этим предметом, заинтересованы в подготовке к данному экзамену, то смело выбирайте.
Прелесть информатики заключается в том, что вам не нужно учить много теории, нужно просто наработать навыки решения подобных задач, что очень интересно. Не нужно днями и ночами (что я не рекомендую, ведь сон важнее любых экзаменов) что-то читать и учить, нужно просто изучить небольшой теоретический материал и решать, много решать...
Есть много теории как в текстовом варианте, так и в виде видеороликов с разборами заданий. Вот вы кушаете и в «Ютубе», вместо смешных видео с котятами, включаете разбор, например, восьмого задания ОГЭ по информатике. После приема пищи немного порешали и всё, минимум сделан. Конечно, лучше уделять подготовке немного больше времени, но даже от подобного будет хоть какой-то результат. Не готовиться — путь в никуда...
Какими же ресурсами пользоваться при подготовке?
Стандартно — это РЕШУ ОГЭ, Банк заданий ОГЭ ФИПИ и просто ресурсы сети Интернет. Еще есть сайт Полякова, но по каким-то причинам он сейчас не работает, поэтому ссылку не прилагаю, просто вводите в поисковой строке «Поляков ОГЭ». В «Ютубе» мне нравится канал «Иван Викторович», но подобных каналов много. Ищите того человека, чье объяснение вам будет понятно, обязательно посмотрите разбор конкретного задания от нескольких авторов, может помочь.
Надеюсь, эта статья помогла вам определиться, стоит ли сдавать информатику на ОГЭ. Буду рад, если вы подпишитесь на мой канал, где я буду рассказывать об информатике и технологиях в целом ❤️