Найти в Дзене
Геокарты

Сицкари идут дорогой...

Наверное не многие знают или хотя бы слышали, что на территории Ярославской области проживает одна из субэтнических групп русских – сицкари. Живут они в нижнем и среднем течении реки Сить (в прошлом правый приток Мологи, ныне впадает в Рыбинское водохранилище), от которой они получили своё название. Сицкари относятся к субэтническим группам русских смешанного происхождения, то есть образованным в результате освоения русскими новых земель и ассимиляции ими автохтонных племён. Формирование сицкарей происходило в результате слияния финно-угорского населения и славян. И в отличие от соседствующих от них северо-восточнее мологжан, которые являются потомками мерян, у сицкарей не все так просто и ясно. Ещё с XVIII столетия их знали, как единственное в Ярославской губернии сообщество, весьма отличное от остального ярославского населения. Сицкари – малоизученная в науке группа. Современных этнографических трудов не имеется, за исключением нескольких публикаций диалектологов. Сицкари проживают н

Наверное не многие знают или хотя бы слышали, что на территории Ярославской области проживает одна из субэтнических групп русских – сицкари. Живут они в нижнем и среднем течении реки Сить (в прошлом правый приток Мологи, ныне впадает в Рыбинское водохранилище), от которой они получили своё название. Сицкари относятся к субэтническим группам русских смешанного происхождения, то есть образованным в результате освоения русскими новых земель и ассимиляции ими автохтонных племён. Формирование сицкарей происходило в результате слияния финно-угорского населения и славян. И в отличие от соседствующих от них северо-восточнее мологжан, которые являются потомками мерян, у сицкарей не все так просто и ясно. Ещё с XVIII столетия их знали, как единственное в Ярославской губернии сообщество, весьма отличное от остального ярославского населения. Сицкари – малоизученная в науке группа. Современных этнографических трудов не имеется, за исключением нескольких публикаций диалектологов.

Сицкари проживают на северо-западе Ярославской области, на терриории бывшей Покрово-Ситской волости и прилегающей терриории Мологского уезда, а ныне это территория Некоузского и Брейтовского муниципальных районов. Ядром компактного проживания сицкарей является среднее и нижнее течение реки Сить в районе села Станилово и Сить-Покровское. Численность сицкарей в XIX – начале XX оценивалась примерно в 2000 человек.
Сицкари селились не на водоразделах, а в долинах рек.

Мологский уезд в современной сетке районов. File:Mologskiy uezd Now.png. (2022, апрель 24). Wikimedia Commons. Retrieved 17:51, август 14, 2024 from https://w.wiki/Auv$
Мологский уезд в современной сетке районов. File:Mologskiy uezd Now.png. (2022, апрель 24). Wikimedia Commons. Retrieved 17:51, август 14, 2024 from https://w.wiki/Auv$

Период возникновения и процесс становления сицкарей являлись предметом исследования учёных, начиная с середины XIX века, но однозначного ответа на эти вопросы нет до сих пор.

Сами сицкари считают себя потомками татар, которые основались в этих местах после победы над владимирским княжеством в битва на реке Сити весной 1238 года (возле деревни Лопатино). Однако курганные раскопки указывают, что местные курганы являются захоронениями финно-угорских племен меря и весь времён IX-XII веков. Завершение формирования этно-территориальной группы сицкарей относится к XV-XVII векам. К этому же времени относятся и переселения новгородцев по указу Ивана Грозного и расселение тверских карел в пределы Сить-Покровской волости. Видимо, эти компоненты также влились в этно-территориальную общность сицкарей. И до конца XX века сицкарей считали потомками тверских карел. По другой версии предполагают, что сицкари являются потомками пленных с территории Великого Княжества Литовского (прибалтов, поляков, беларусов), вывезенных во время войны 1507-1508 годов и расселенных на этой территории.

-2

В языковом отношении сицкари выделялись некоторыми особенностями. Их говоры характеризовались наличием дзеканья ([дз]еревня — «деревня»), цеканья ([ц]ень — «тень»), и такой разновидностью неразличения аффрикат [ц] и [ч] как чоканье ([ч]апля — «цапля», кури[ч]а — «курица»). Выделялись среди остального русского населения сицкари и антропологически — меньшим ростом и более светлой пигментацией глаз и волос.

На фото Дмитрия Смирнова показана классическая свободная планировка сицкарской деревни (деревня Браниха). https://clck.ru/3CWaBJ
На фото Дмитрия Смирнова показана классическая свободная планировка сицкарской деревни (деревня Браниха). https://clck.ru/3CWaBJ

У сицкарей сохранился самобытный фольклор - пословицы, поговорки и частушки, в основе которых лежит самоназвание, а также имеют представления о своей особости, отличности от соседей. Однако говор и быт сицкарей начинал исчезать с начала XIX века. Большое количество элементов фольклора, обращенных к теме плотничества, не случайно, а объясняется распространением среди сицкарей плотницкого промысла. Проживая в зоне рискованного земледелия, вдали от крупных административных центров, у сицкарей развивались промыслы и кустарное ремесло, прежде всего как раз таки плотничество. Именно в этом ремесле сицкари достигли наивысшего мастерства. Дома, построенные этими мастерами и сегодня можно встретить в различных районах Ярославской области. У сицкарей сформировалась отличная от русского населения (которых они называли «хомунами») традиция возведения жилого дома. Четырехскатная (кыпчакская) крыша, не типичная для Верхнего Поволжья, у сицкарей встречается повсеместно.

Сицкарский дом. Фото https://clck.ru/3CWaA3
Сицкарский дом. Фото https://clck.ru/3CWaA3

Сицкари отличали себя от окружающего русского населения, которое они называли хамунами. Хамуны проживали в районе сел Брейтово, Черкасово и близлежащих деревень. С XIV века в районе современного села Брейтово сильно развивалось ткачество. Своего расцвета это занятие достигло здесь в XVII веке, когда Брейтово и стоящее рядом Черкасово превратились в один из самых крупных центров ткачества в стране. В этих местах сильно было развито хамовное (текстильное) производство. Хамовник – это ткач. Потому жителей этой территории и прозвали хамунами.

-5

Негласная территориальная граница между хамунами и сицкарями проходила в районе современных деревень Цыбыцино (хамуны) и Новое Мерзлеево (сицкари). Отношения между ними были напряженными.  На гулянья и беседы они друг к другу не ходили. Сицкари были драчливее и гораздо более отчаянные, запросто могли побить зашедшего к ним по какой-то причине хамуна. При этом главными задирами были сицкари, хамнунов считали чуть выше в культурном плане и образованнее. Не случайно в этих местах была популярной поговорка «сицкари идут дорогой, хамуны – по сторонам». Хамуны и сицкари не роднились между собой. Взять в жены хамунку или сицкарке выйти замуж за хамуна считалось у жителей средней Сити унизительным и недостойным. Соответственно, слово «хамун» было у сицкарей сродни обидному, хамуны же называли недружелюбных соседей «сицкари пузатые».

Сицкари не ездили к хамунам на мельницу в деревню Тимонино, хотя у тех мельница была большая и современная, там не было очередей на помол. Но сицкари предпочитали постоять несколько дней в очередь к своей мелкой мельнице у деревни Высоково на реке Каменка, чем ехать к соседям. То же самое – с ярмарками и базарами. Сицкари отоваривались на своей ярмарке в Покровском-на-Сити - в негласной столице сицкарей, хамуны - на своей, в Брейтово.

Такое противостояние сохранялось до сороковых годов XX века. Переселение многих хамунов из своих привычных мест обитания из-за пришедшего сюда Рыбинского водохранилища, Великая Отечественная война, советский строй, нарушили многолетнюю негласную вражду, передававшуюся из поколения в поколение.

Сегодня многие сицкарские селения совершенно безлюдны, к сожалению, процессы урбанизации приводят к массовому запустению населённых пунктов, и в наши дни немногие сицкари сохраняют свои особенности: говор, хозяйство, самосознание. Всего я нашел упоминание о 94 населенных пунктах сицкарей, с населением 788 человек, население уже смешано. Сегодня только в 56 из них имеется население, при этом в 37 из них проживает менее 10 человек, а в 14 от 10 до 30 человек, в одном - 48. Самым крупным является село Ульяниха с населением 159 человек, еще в 3-х население составляет 70-90 человек.

Хотя в некоторых источниках даются иные списки сицкарских сел, вплоть до деревни Филиппово, что находится в верхнем течении реки, в болотах, никаких данных о сицкарском прошлом сел верх по течению после деревни Щербинино я не нашел. А села Новинское, Колегаево, Воскресенское упоминаются лишь как помещичьи селения с крепостным русским населением. Хотя и сегодня они могут себя назвать сицкарями по реке Сить, не относя к субэтносу.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.