Учение о двухсоставности человека – дихотомия (душа и тело), учение о трехсоставности – трихотомия (дух, душа, тело) Помимо этих двух взглядов на сущность человеческой природы существует еще один – монизм.
Монизм – это представление о человеке как о единой сущности, которая не может существовать вне тела. После смерти тела человек прекращает свое существование и может возобновить его лишь после воскресения. С точки зрения монистов слова «душа» и «дух» – это просто другие названия человека. Этот взгляд является заблуждением, так как множество текстов Библии говорит, что дух (или душа) человека продолжает жить после смерти физического тела. Вот один из примеров: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6:9).
Отвергнув монизм как явное заблуждение, нам необходимо рассмотреть дихотомизм и трихотомизм.
1. Дихотомия
Большинство консервативных евангельских богословов придерживаются учения о двухсоставности человека. Человек состоит из двух частей: духовной и материальной, а «дух» и «душа» обозначают одну и ту же нематериальную составляющую.
Аргументы в пользу этого учения
Слова «душа» и «дух» используются в Библии в одном и том же значении. Иоанн и Лука использовали эти слова, не различая их между собой: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин. 12:27). «Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Ин. 13:21). «И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем…» (Лк. 1:46–47).
Люди, которые умерли, в Библии называются либо «духами», либо «душами», эти слова взаимозаменяемы. «…К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства…» (Евр. 12:23). «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6:9). «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр. 20:4).
Скорее всего, мы имеем дело с параллелизмом, литературным приемом, который состоит в том, что одна и та же мысль выражается с помощью синонимичных слов. «Душа» и «дух» обозначают одно и то же. Когда речь идет о смерти, Библия использует слова как «дух», так и «душа», говоря, что отходит его «дух» или отходит его «душа». О смерти Рахили сказано: «И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином» (Быт. 35:18). Илия молился о том, чтобы душа ребенка вновь вернулась в тело: «И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!» (3 Цар. 17:21).
Иисус определял смерть, как расставание тела с душой: «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20). Писание называет смерть, как расставание духа с телом: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Стефан перед смертью молился: «…Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7:59а). Мы видим здесь, что библейские авторы используют слова «душа» и «дух» как взаимозаменяемые и указывающие на отделение духовной составляющей человека от физической в момент физической смерти.
Человек характеризуется словами как «душа», так и «дух». «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Душа – нематериальная составляющая, которая существует после физической смерти. Душа обозначает здесь всю нематериальную сущность. Тело – материальная составляющая. «…Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 5:5). Здесь Павел говорит о спасении духа, но это не значит, что он просто забыл о душе, скорее всего, это значит, что он использует слово «дух» для обозначения всей нематериальной части человека. Нематериальная составляющая человека определяется двумя взаимозаменяемыми и обозначающими одно и то же словами «душа» и «дух».
На основании изложенного можно сделать вывод, что слова «душа» и «дух» в Библии обозначают одно и то же, и это является серьезным аргументом в пользу дихотомии.
Замечание
Говоря о двухсоставности человека, нельзя думать, будто мы совершаем какие-то действия только телом, а какие-то – только душой. Например, поклоняемся Богу душой, а грешим телом. Бог сотворил нас в единстве тела и души, и каждое наше действие мы совершаем как единая личность. Мы поклоняемся Богу и душой, и телом; мозг активно участвует в размышлении о Боге; и грешим мы так же, как единая личность.
2. Трихотомия
Это учение о трехсоставности человека – дух, душа и тело. При этом дух – мертв у неверующего, жив – у верующего, а душа – это интеллект, эмоции и воля. Считается, что дух выше души, а душа и дух выше тела. Дух человека считается уникальной составляющей, которая поклоняется Богу.
Аргументы в пользу этого учения
Некоторые говорят, что человек трехсоставен, потому что Бог един в трех Лицах. Бог Триедин, и человек триедин. А также одно время были популярны сравнения человека с Иерусалимским храмом: дух – святое святых, душа – святое, тело – вся остальная территория храма. Все эти сравнения могут быть интересными, но не имеют библейского обоснования и, конечно, не могут быть использованы в богословии для доказательства трихотомии. Основной текст, на который ссылается трихотомия: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23). Сторонники трихотомии считают, что этот текст говорит в пользу трехсоставности человека.
Приведем опровержение этих рассуждений. Выражение «дух и душа и тело» не дает оснований для каких-либо окончательных выводов. Скорее всего, Павел здесь просто наращивает количество синонимов для того, чтобы придать тексту эмоциональный характер. То же самое делает Иисус в Мк. 12:30: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею…». Сердце, душа, разумение и крепость – это не описание четырехсоставности человека (точно так же, как слова «дух и душа и тело» не говорят в пользу трехсоставности). Иисус, как и Павел, просто увеличивает количество близких по значению слов, чтобы эмоционально выделить мысль, что нам следует любить Бога всем нашим естеством.
Еще один текст, который используется для подтверждения трихотомии: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).
Опровержением такого понимания является следующее. Автор не учит здесь доктрине о сущности человека, он просто объясняет силу воздействия Слова Божьего, выявляющую любое неповиновение.
Еще один текст в подтверждение трихотомии: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:14–15).
Опровержением неправильного понимания данного текста является следующее. Он не говорит о внутренней составляющей нематериальной природы человека. Здесь не говорится о том, что своей душой мы не понимаем Божье Слово, а духом – понимаем. Здесь речь идет о двух разных людях. Душевный человек – это неверующий, который не понимает Слово Божье, духовный – верующий, который понимает.
Следовательно, можно сделать вывод, что учение о трехсоставности человека является менее соответствующим Библии, а более библейски обоснованным является учение о двухсоставности человека. (По мнению некоторых богословов, ошибочное учение о трехсоставности восходит к Аристотелю и другим греческим философам и перекочевало в христианство именно оттуда).
3. Практическое значение
Вопрос двухсоставности или трехсоставности человека имеет большое практическое значение, так как трихотомизм ведет к заблуждениям.
Первое заблуждение, основанное на трихотомии: занижение роли эмоций и интеллекта в общении с Богом. Сторонники трихотомии, считая, что дух является отдельной составляющей нашей нематериальной сущности, отводят ему особую роль в общении с Богом. Душа же считается менее значимой, чем дух. Душе приписывают интеллект и эмоции. Так как дух имеет более близкое общение с Богом, то значение интеллекта и эмоций, присущих, якобы, душе, уменьшается. Антиинтеллектуализм и борьба с эмоциями в поклонении Богу – вот, к чему приводила трихотомия некоторых своих крайних сторонников: «Зачем познавать Бога при помощи разума, когда я общаюсь с Богом духом? Можно ли радоваться Богу?»
Второе заблуждение, основанное на трихотомии: неверный взгляд на возрождение. До возрождения дух мертв, (тело и душа живы), в момент возрождения дух воскресает. Библия говорит не так. Весь человек духовно мертв, отделен от Бога. В момент возрождения весь человек получает новую природу и возможность общаться с Богом. Это очень важно.
Третье заблуждение, основанное на трихотомии: неверный подход к душепопечению. Трихотомисты считают, что у человека три вида проблем: духовные, душевные и физические. Дихотомисты считают, что существуют два вида проблем: духовные и физические.
В этой таблице отражены взгляды сторонников трихотомии.
Эти доводы ведут к серьезным заблуждениям, атакуют Библию, делают ее недостаточной для душепопечения. Дихотомия делает душепопечение очень ясным и обоснованным: духовные проблемы решаются на основании Слова Божья (это отражено в следующей таблице).
Таким образом, мы видим, что трихотомия ведет к христианской психологии, которая противоречит Библии. Поэтому важно понимать, что человек двухсоставен (духовная и физическая составляющие) и все духовные проблемы решает Библия. Нет ни одной проблемы, влияющей на освящение верующего, которую Библия не могла бы разрешить.