Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Магия театра. Сцена: что такое трюм, планшет и карманы

Успешный спектакль — это не только работа режиссера и актеров: над каждой постановкой трудятся множество работников театра. Читайте в нашем материале, как придумывают костюмы и декорации, создают старинное оружие и украшения, подбирают музыку и освещение. А еще узнайте, как устроена сцена: зрители видят лишь небольшую ее часть. Главная часть любого театра — сцена — располагается на возвышении перед зрительным залом. Она состоит из нескольких частей. Верхняя включает в себя несколько ярусов — галерей с лестницами и мостиками. По ним передвигаются работники театра, здесь крепят навесные декорации, устанавливают оборудование и осветительные приборы. На средней игровой сцене происходит само действо. Пол из деревянных щитов в театре называют планшетом. Иногда он снабжен поворотным кругом — конструкцией, которая позволяет быстро менять декорации и не прерывать из-за этого постановку. В спектакле «Денискины рассказы» Молодежного театра на поворотном круге разместили сразу несколько мест дей

Успешный спектакль — это не только работа режиссера и актеров: над каждой постановкой трудятся множество работников театра. Читайте в нашем материале, как придумывают костюмы и декорации, создают старинное оружие и украшения, подбирают музыку и освещение. А еще узнайте, как устроена сцена: зрители видят лишь небольшую ее часть.

Д.Н. Мовшин. Макет декорации к спектаклю «Нахлебник». Академический театр драмы им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, 1968 год. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Д.Н. Мовшин. Макет декорации к спектаклю «Нахлебник». Академический театр драмы им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, 1968 год. Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

Главная часть любого театра — сцена — располагается на возвышении перед зрительным залом. Она состоит из нескольких частей. Верхняя включает в себя несколько ярусов — галерей с лестницами и мостиками. По ним передвигаются работники театра, здесь крепят навесные декорации, устанавливают оборудование и осветительные приборы.

Суфлер в суфлерской будке. 1904–1905 годы. Фотография: Ростовский областной музей краеведения, Ростов-на-Дону
Суфлер в суфлерской будке. 1904–1905 годы. Фотография: Ростовский областной музей краеведения, Ростов-на-Дону

На средней игровой сцене происходит само действо. Пол из деревянных щитов в театре называют планшетом. Иногда он снабжен поворотным кругом — конструкцией, которая позволяет быстро менять декорации и не прерывать из-за этого постановку. В спектакле «Денискины рассказы» Молодежного театра на поворотном круге разместили сразу несколько мест действия: комнату с обеденным столом, школу и двор, где героя ждут друзья и приключения.

Интерьер Драматического театра им. М. Горького. Волгоград, 1950-е годы. Фотография: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
Интерьер Драматического театра им. М. Горького. Волгоград, 1950-е годы. Фотография: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

Нижняя сцена — трюм — расположена под планшетом. Она тоже может состоять из нескольких ярусов. В таком случае верхний ярус называют первым трюмом, а остальные — вторым и третьим. В нижней сцене находится люк: его используют, если во время представления актеры должны неожиданно и быстро появляться или исчезать. Проем в полу закрывает щит, а под ним спрятан подъемный механизм. В нижней сцене размещается суфлерская будка. Суфлер следит по тексту за ходом пьесы и, если нужно, незаметно подсказывает актерам реплики. В современных театрах отводится больше времени на репетиции, чем прежде, и суфлеры встречаются все реже. Эта должность сохранилась в некоторых московских театрах, например в Большом и Малом.

Андрей Маркин. В театре (фрагмент). 1999. Музейно-выставочный центр «Путевой дворец», Солнечногорск, Московская область
Андрей Маркин. В театре (фрагмент). 1999. Музейно-выставочный центр «Путевой дворец», Солнечногорск, Московская область

Иногда сцена располагается в центре зала, тогда зрители сидят вокруг нее. Но чаще встречаются портальные конструкции, так называемые сценические коробки. Даже с поднятым занавесом публика видит только часть такой коробки, остальные пространства скрыты. Авансцена — самая близкая к зрителю — выступает в зал. В драматических театрах режиссеры используют это пространство для небольших спектаклей перед закрытым занавесом. Следом идет средняя игровая сцена с кулисами. А по сторонам от нее находятся помещения, в которых хранят собранные декорации, — карманы.

В некоторых театрах предусмотрена и глубинная арьерсцена, она располагается за фоном. Если режиссерам нужна большая глубина пространства, то ее используют как основную, но обычно здесь устанавливают аппаратуру.

Автор: Маргарита Ковынева