Образ русалки активно используется в различных преданиях и сказках по всему миру. В том числе ее можно увидеть в качестве главной героини любимого диснеевского мультфильма «Русалочка» («The Little Mermaid»). Секрет ее популярности достаточно прост — этот мифический персонаж близок миру людей, но при этом сохраняет загадочное происхождение. Мы решили разобраться, откуда же «растут ноги» у этой красавицы, которую многие до сих пор мечтали бы встретить вживую.
Жертва любви
В восточнославянском фольклоре русалка совершенно далека от привычной нам по мультфильму студии Уолта Диснея красноволосой Ариэль, которая наслаждается неспешным существованием и дружит с морскими обитателями. Изначально считалось, что русалками становились незамужние девушки, которые утонули или утопились из-за любви. Также подобный исход, по поверьям, ждал тех, кто был обречен на «неправильную смерть». К таким случаям относились: самоубийство, смерть некрещеной девушки в результате несчастного случая, гибель девушки, проклятой родителями, либо имеющей какие-либо отношения с нечистью.
В белом и с цветами
Описанные русалки имели ряд типичных внешних признаков. Нет, никакого рыбьего хвоста и красных волос. Подобные персонажи были одеты в белые одежды (которые на Руси считались траурными), имели длинные распущенные волосы зеленого оттенка осоки, растущей на водоемах. Еще один отличительный признак — цветочный венок на голове. Так было принято хоронить незамужних девушек.
Восточнославянская русалка описывалась как красивая девушка с бледным лицом, практически прозрачной кожей, закрытыми глазами и ледяными руками, характерными для усопшего. Местом обитания русалок считалось дно различных водоемов — начиная болотами, реками, озерами и заканчивая колодцами.
Несущая смерть
Люди боялись русалок, так как ставили их в один ряд с другой нечистой силой — кикиморами, упырями и тому подобному. Так, считалось, что русалка может кусать, щипать, душить или даже защекотать до смерти. В последнем случае, по поверьям, человек сам становился русалкой и был обречен на вечное существование между миром живых и мертвых.
Как видим, русалка в старорусских преданиях далека от очаровательного образа, который известен нам по милому диснеевскому мультику.