Знакомьтесь: Лондон, 1851-й год.
The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations.
Знаменитая Всемирная выставка достижений науки, производств и искусств, которую за полгода посетило свыше 6 млн человек. По картинкам заметно, насколько грандиозный размах носило это мероприятие. Также можно представить, как жаждали туда все попасть.
Все, кроме Уильяма Морриса.
|||
Посетив эту выставку в 16 лет, всю оставшуюся жизнь он держал её в голове как антагониста своему личному миру дизайна и искусств.
Несмотря на всю показанную на выставке роскошь, Моррис видел в ней в большинстве своём состряпанные наспех вульгарные вещи низкого качества.
|||
Прежде всего, ему не нравилось активное желание продавать там товары любой ценой — для чего на все вазы, ковры и кресла цепляли как можно больше вензелей, исторических орнаментов и чего только в голову взбредёт.
Да, на первый взгляд это смотрелось мило, сентиментально и псевдо-романтично. Но для Морриса же это означало лишь циничную иллюзию красоты, задизайненную специально для доверчивого покупателя, который за всем этим обилием налепленных со всех сторон заводских артефактов не заметил бы отсутствия в вещах целостности и качества.
|||
Во-вторых, Моррису не нравилось, что за таким ослепительно красивым показным производством скрывалось отжимание английских сельскохозяйственных и природных земель лёгкой наживы ради. Строя на с/х землях заводы, собственники максимально занижали свои затраты, потому что брали туда работать неквалифицированную рабочую силу. Рабочие получали гроши, а взяли их на работу с тех самых отжатых с/х земель. И они туда, конечно же, шли. А как иначе, ведь им нужно было кормить семьи, а другой работы в округе больше не было.
|||
Моррис считал, что искусство — это отражение общества, которое производит это самое искусство.
Поэтому если производство делает показную красоту, которая на самом деле оказывается некачественной работой, да ещё и пускает всё это дело в оборот, — то искусство тем самым деградирует и бьёт по всем ремесленникам и творцам.
Именно с этим Моррис боролся всю жизнь.
Именно ради этого создавал свои паттерны и другие предметы искусства.
Так что спасибо Всемирной выставке 1851 за такую мощную профессиональную мотивацию.
#дизайн #английский дизайн #искусство #история искусств #моррис #уильямморрис