Найти тему
ART FLASH Magazine

Искусство от застройщиков: как кураторы и художники находят общий язык с девелопером и кому это выгодно

Оглавление

Александра Сучкова

Сегодня искусство может попасть в ваш район далеко не только по личной инициативе: об этом также заботятся застройщики. Но в чем заключается особенность для художника и куратора в сотрудничестве с девелопером? По каким критериям отбирается искусство? Каково будущее таких коллабораций? Мы обратились к организаторам паблик-арт проекта «Быть здесь» и узнали мнения разных участников.

«Быть здесь» — это необычный проект. Он расположился на пограничной территории: с одной стороны находится ЖК «Южная долина», с другой — музей-заповедник «Горки Ленинские». Работы художников можно найти на трех площадках: в недостроенной галерее, относящейся к ЖК, в лесу и в парке на территории музея.

Источник: архив пресс-службы
Источник: архив пресс-службы

Этот проект далеко не первый среди тех, кто стремится наладить связь между художниками и застройщиком. К другим примерам можно отнести стрит-арт росписи строительных баннеров или архитектурные экскурсии по району от девелоперов. Способов взаимодействия, как и случаев подобных коллабораций, все больше, и редакция ART FLASH погрузилась в один из них.

Вера Ершова, куратор паблик-арт проекта «Быть здесь»

-2

Как вам пришла идея задействовать территорию ЖК?

Все очень просто. Я сама здесь живу. И уже 5 лет езжу мимо этого здания. Сначала мне понравилась именно архитектура в духе американских минималистов: высокие потолки, огромные окна и красивый бетон, потом я узнала, что здание было задумано как культурный центр. И моя идея сделать там выставку превратилась в масштабный арт-проект. К тому же, здание само похоже на арт-объект.

Расскажите про подобный опыт сотрудничества с застройщиком RDI с точки зрения куратора: были ли сложности и особенности, которые стоило учесть? Юридические или практические.

Главная сложность — объяснить застройщику, зачем ему это надо. Нам повезло, владелец RDI Дмитрий Юрьевич Аксенов прекрасно ориентируется в среде современного искусства. И поэтому он не только поддержал наш авантюрный проект, но и дал кураторам и художникам полную свободу. Никаких ограничений или требований со стороны девелопера не было. Для меня очень важно, чтобы проект был некоммерческим и независимым.

Расскажите, что сделать куратору, чтобы организовать экспозицию в такой локации?

«Безумие и отвага» — таким должен быть ваш девиз. Кроме кураторской работы с художниками, еще был огромный пул задач по подготовке здания к выставке. Локация требовала серьезных улучшений: электричество, освещение, дорожки, перила. Мы постарались сделать ее комфортной и безопасной, но сохранить дух «заброшки».

Работы так и останутся в заброшенной выставочной галерее, или их куда-то перевезут?

Те работы, которые можно сохранить и выставить на улице, мы перенесем на территорию ЖК Южная Долина. У нас есть несколько скверов, которые мы разбили за 5 лет существования объединения жителей.

Как вы относитесь к выходу искусства на сцену недвижимости?

Мне кажется очень органичным, что девелоперы поддерживают паблик-арт проекты, так как это связано с формированием идентичности территории и способствует созданию новой среды.

Дмитрий Чуйко, художник паблик-арт проекта «Быть здесь»

-3

Есть ли что-то, что отличает работу с девелопером от остальных коллабораций?

Работа с девелопером предполагает интеграцию художественной идеи в концепцию застройки жилых комплексов или коммерческой недвижимости. Застройщики, в большинстве своем, накладывают ряд ограничений. Художественный замысел должен быть органично вписан в ландшафт и пространство и составлять одно целое с прикладной частью комплексов (улицей и дворами, холлами и пр.).

Расскажите про опыт работы на территории застройщика. Повлиял ли он на ваше творчество? Как тематически, так и организационно?

У меня есть ограниченный опыт работы с одним из застройщиков на территории подмосковного комплекса. На сегодняшний день совместно с ним реализовано несколько общественных пространств в виде скверов и прогулочных зон. Как раз в текущем году планируется интеграция в эти пространства нескольких художественных работ различных авторов (site specific объекты).

Как вы относитесь к выходу искусства на сцену недвижимости?

Искусство неизбежно прорывается на поверхность и заполняет пространство внутриквартальных территорий. Сначала арт-объекты находили место в элитных комплексах (например, ЖК Barkli Gallery, ЖК Nabokov). Постепенно арт-сцена распространяется на жилые кварталы бизнес-класса и комфорт-класса.

Так что, все это становится нормой.

Зачем художнику сотрудничать с застройщиками?

Мотивация художника многогранная. А) Решать нетривиальную задачу по реализации художественной идеи в концепции ЖК, находя знаменатель «объект недвижимости с объектом искусства». Б) Окультуривать пространство, неся эстетику для тысяч жителей, которые могут соприкасаться с искусством ежедневно, быть ближе к нему. В) В некоторых случаях застройщики готовы выделять хороший бюджет, и это дает возможность заработка.

Дмитрий Хлебников, Заместитель ГД по коммерции/Коммерческий директор RDI Group

-4

Зачем застройщику искусство в своих проектах?

Искусство в первую очередь добавляет визуальную ценность и уникальность проекту, что делает его более привлекательным для потенциальных покупателей.

Благодаря искусству возможно создать идентичность проекта. Уникальный имидж выделяет его среди конкурентов и создает запоминающийся бренд.

Кроме этого, застройщики часто интегрируют в планы работы местных художников — это отличная возможность поддержать локальные культурные инициативы, что способствует развитию местного сообщества.

Таким образом, искусство является важным инструментом, который влияет на лояльность клиентов, вносит вклад в преображение и эстетическую трансформацию существующих форм и пространств, а также способствует повышению качества жизни резидентов.

Как только мы обращаемся к оригинальному искусству, не репродукциям, пространство музеефицируется, требования к нему растут. Есть ли в строительной компании человек, который отвечает за интеграцию арта в проекты?

Конечно, в нашей компании есть отдел культуры, который занимается разработкой и утверждением проектов, связанных с искусством, и проведением специальных мероприятий, подтверждающих компетенцию организаторов.

Какие еще форматы взаимодействия с застройщиком возможны (экскурсии, стройбаннеры, пр.)?

Взаимодействие с застройщиком может происходить разными способами. Один из наиболее известных и эффективных — это туры на объект.

Во время экскурсии проще сформировать собственное представление о проекте. Уже на подходе потенциальный покупатель может оценить состояние территории, близость к основным объектам инфраструктуры и не только. Клиенту важно понимать, что процесс строительства находится в активной стадии и он в скором времени сможет увидеть готовый к сдаче проект.

Стройплощадка — это не только место, где происходит строительство объекта, она также является важным имиджевым и продающим инструментом. У застройщиков, которые следуют современным тенденциям, стиль прослеживается практически во всем: от навигации до формы рабочих. Таким образом, каждая деталь передает дух компании и заботу о будущих жильцах.

Экскурсии возможны не только в очном формате, но и в виртуальном. 3D-туры сейчас очень популярны, они стали обязательным инструментом на сайте проекта. Клиент может посмотреть планировку, дизайн, отделку и вид из окна будущей квартиры, не выходя из дома.

Кроме этого, взаимодействие застройщика и потенциальных клиентов возможно благодаря использованию следующих инструментов:

— Партнерство с местными организациями

— Благотворительные мероприятия

— Социальные сети и онлайн-платформы

— Информационные рассылки, обратная связь и опросы

Источник: архив пресс-службы
Источник: архив пресс-службы

Применяете ли вы искусство в других строительных проектах?

Да, мы стараемся интегрировать искусство во все наши проекты, потому что оно не только улучшает эстетическое восприятие пространства, но и способствует созданию идентичности и уникального культурного кода.

Какое искусство вы хотели бы видеть в своем районе и у себя в квартире?

В своем районе я хотел бы видеть благоустроенные парки с современными скульптурами и инсталляциями малоизвестных авторов, оживленные общественные площади с уличным искусством, отражающим культурное разнообразие территории.

Что касается квартиры, то здесь я придерживаюсь стиля «минимализм». Абстрактные картины малоизвестных современных художников, которые добавляют глубину и индивидуальность пространству, скульптуры из природных материалов простых геометрических форм и нейтральных цветов.

Предположим, вы хотите включить искусство в проект нового ЖК. Каковы ваши критерии?

1)Тематика и стиль: предметы искусства, которые будут находиться на территории жилого комплекса, должны соответствовать общей архитектурной концепции проекта, гармонично вписываться в стиль здания и пространство вокруг, создавая единую визуальную картинку

2)Вовлеченность: важно учитывать мнение жителей и местного сообщества. Участие резидентов в выборе или создании художественных элементов может повысить их лояльность к проекту

3)Искусство должно быть доступно для всех жителей и гостей комплекса. Открытые пространства с инсталляциями или выставками могут способствовать общественному взаимодействию и созданию сообществ местных жителей

4)Познавательная/образовательная ценность

5)Качество и уникальность

Как думаете, коллаборации застройщиков с художниками будут развиваться в ближайшее время?

Сегодня застройщики активно взаимодействуют с художниками. Они создают жилые комплексы, где гармонично сочетаются архитектурная эстетика, произведения современного искусства, благоустроенное пространства и комфортные условия проживания.

Коллаборации с современными художниками — это неотъемлемая часть стратегии развития и ДНК проекта. Этот тренд позволяет сформировать новый подход не только к строительству жилья, но и к благоустройству общественных пространств.

Таким образом, уже в ближайшие 10 лет мы сможем увидеть множество прекрасных интеграций известных художников и деятелей искусства с застройщиками.

С учетом актуальных тенденций, направленных на создание качественной и привлекательной городской среды, можно ожидать, что такие сотрудничества будут становиться все более популярными и разнообразными.

Текст подготовила Александра Сучкова.