Найти в Дзене

Искусство австралийских аборигенов

Австралийские аборигены считаются одной из самых древних культур на планете. Так, согласно разным оценкам, старейшим образцам наскального искусства в регионе Пилбара Западной Австралии и районе Олари в Южной Австралии — около 40 000 лет. Примечательно, что слово "абориген" от лат. Aboriginum, от ab origine значит "от начала". Значения слова "абориген":
1) население какой-либо страны, местности в момент её открытия европейцами, потомки такого населения;
2) коренное население Австралии. В Древнем Риме аборигинами называли жителей Лацио до прихода туда троянцев. Термин содержит отчетливо распознаваемые коннотации идеологии колониализма, отсылая к первичности, изначальности, исконности, природности и экзотичности. Искусство австралийских аборигенов по-настоящему колоритно: природные мотивы, "точечная" манера и "стиль рентгеновских снимков". Для цветовой гаммы характерны оттенки охры, а также красные, желтые и черные. Эти цвета можно получить из натуральных красителей. Рентгеновский сти
Оглавление

Австралийские аборигены считаются одной из самых древних культур на планете. Так, согласно разным оценкам, старейшим образцам наскального искусства в регионе Пилбара Западной Австралии и районе Олари в Южной Австралии около 40 000 лет.

Примечательно, что слово "абориген" от лат. Aboriginum, от ab origine значит "от начала".
Значения слова "абориген":
1) население какой-либо страны, местности в момент её открытия европейцами, потомки такого населения;
2) коренное население Австралии. В Древнем Риме аборигинами называли жителей Лацио до прихода туда троянцев. Термин содержит отчетливо распознаваемые коннотации идеологии колониализма, отсылая к первичности, изначальности, исконности, природности и экзотичности.

Искусство австралийских аборигенов по-настоящему колоритно: природные мотивы, "точечная" манера и "стиль рентгеновских снимков". Для цветовой гаммы характерны оттенки охры, а также красные, желтые и черные. Эти цвета можно получить из натуральных красителей.

Рентгеновский стиль — доисторическая форма искусства, в которой животные и люди изображаются путем рисования скелета и внутренних органов. Этот стиль может датироваться примерно 8000 годом до н.э. в наскальном искусстве северной Европы. Однако он также был обнаружен в охотничьих культурах Северной Испании, Сибири, за полярным кругом, Северной Америки, западной части Новой Гвинеи, Новой Ирландии, Индии и Малайзии. (Источник)

Существует несколько видов данного искусства: наскальная живопись, точечная живопись, наскальные рисунки, роспись по коре, резьба, скульптура, ткачество и струнное искусство. Искусство австралийских аборигенов старейшая непрерывная художественная традиция в мире.

Искусство аборигенов наполнено своим, глубоким языком. В нем отражены сюжеты мифологического периода, известного как время сновидений (dreamtime). Термином "время сновидений" называют характерные для различных коренных народов Австралии верования, или, как принято говорить, "мифы". Они составляют понятие о своеобразном сакральном времени, об эпохе творения, населённой культурными героями и метафизическими сущностями.

"Время сновидений" и трудности перевода

Пытаясь разобраться в том, почему период назван "временем сновидений", я столкнулась с некоторым непониманием. Как часто случается, причиной тому стали "трудности перевода".

На самом деле, термин "время сновидений" был предложен Фрэнсисом Гилленом и популяризирован А. П. Элкином, который позже пересмотрел свои взгляды. Считается, что это неточный перевод от оригинального арантского слова alcheringa — оно означает «вечный», «нетварный».

Лингвист Дэвид Кэмпбелл Мур критически отнесся к такому переводу, заключая, что "Dreamtime" было неправильным переводом, основанным на этимологической связи между "сном" и "Алтджирой". Он считал, что между "Алтджирой" и "сном" существовала некоторая семантическая связь, но считать, что последнее отражает суть "Алтджиры", - неверно. (Источник)

"Время сновидений» также именуется «временем Байяме» (верховного бога-творца, небесного отца). По мнению немецкого этнографа К. Штрелова, «алтьира» означает не столько сновидения, сколько мифических предков, «вечных людей». (Источник)

Картина народа Воннаруа, изображающая Байаме, недалеко от Милбродейла
Картина народа Воннаруа, изображающая Байаме, недалеко от Милбродейла

Во времена «сновидений» происходило сотворение мира, когда герои культуры путешествовали по бесформенной земле, создавая священные места и значимые достопримечательности. Некоторые из предков и духовных существ, населяющих Время Сновидений, становились единым целым с частями ландшафта, скалами и деревьями.

Так, несмотря на неточный перевод, сновидением называют тотемистический рисунок или произведение искусства, которое может принадлежать племенной группе или отдельному лицу. В сновидениях заложена память предков этих народов, которая существует вне времени. Через познание этого искусства можно изучить их понимание жизни на Земле.

"Истории сновидений различаются по всей Австралии, с вариациями на одну и ту же тему. Значение определенных мест и существ связано с их происхождением во сне, и определенные места обладают особой силой или сновидениями. Например, история о том, как было создано солнце, отличается в Новом Южном Уэльсе и в Западной Австралии. Истории охватывают множество тем, так как есть истории о создании священных мест, земли, людей, животных и растений, законов и обычаев. В Перте Нунгар верят, что Скарп Дарлинг это тело Вагила – змеиного существа, которое извивалось по земле, создавая реки, водные пути и озера, и которое создало Реку Суон. В другом примере, Гагуджу народ Арнемленд, в честь которого назван Национальный парк Какаду , считают, что откос из песчаника, доминирующий над ландшафтом парка, был создан во времена Сновидений, когда Джинга (человек-крокодил) сильно обгорел во время церемонии и прыгнул в воду, чтобы спастись." (Источник)

Современные полотна художников-коренных австралийцев

Одним из самых известных художников "точечного" направления стал Клиффорд Поссум Тьяпалтьярри. Его картина "Варлугулонг" была приобретена Национальной галереей Австралии.

Картина описывает историю предка по имени Лунгката, разжигающего первый лесной пожар. На ней изображены элементы девяти различных сновидений, центральным мотивом которых является рассказ Лунгкаты. Лунгката был Человеком-ящерицей, фигурой, ответственной за разжигание лесных пожаров. На картине изображены результаты пожара, вызванного Лунгкатой, чтобы наказать двух своих сыновей, которые не поделились со своим отцом кенгуру, которого они поймали. Скелеты сыновей находятся в правой части изображения на фоне дыма и пепла. (Источник)

Ngarlu, Red Hill. Поссум Клиффорд Тьяпалтьярри
Ngarlu, Red Hill. Поссум Клиффорд Тьяпалтьярри
Frog Dreaming.Поссум Клиффорд Тьяпалтьярри
Frog Dreaming.Поссум Клиффорд Тьяпалтьярри

Не менее динамичные работы художника Каапа Тямпитджинпа:

Wana and Puliaba. Каапа Тямпитджинпа
Wana and Puliaba. Каапа Тямпитджинпа
Bushfire Dreaming. Каапа Тямпитджинпа
Bushfire Dreaming. Каапа Тямпитджинпа
Children's DreamingКаапа Тямпитджинпа
Children's DreamingКаапа Тямпитджинпа

Ниже представлены работы художницы Глории Петьярре, которая стала первой женщиной-художницей-аборигенкой, получившей главную награду Галереи Нового Южного Уэльса. Здесь изображены лекарственные листья кустарника...

Глория Петьярре. "Лекарственные листья кустарника"
Глория Петьярре. "Лекарственные листья кустарника"

Глория Петьярре. "Лекарственные листья кустарника"
Глория Петьярре. "Лекарственные листья кустарника"
Глория Петьярре. "Лекарственные листья кустарника"
Глория Петьярре. "Лекарственные листья кустарника"
Глория Петьярре. "Лекарственные листья кустарника"
Глория Петьярре. "Лекарственные листья кустарника"
Глория Петьярре. "Лекарственные листья кустарника"
Глория Петьярре. "Лекарственные листья кустарника"
Глория Петьярре. "Лекарственные листья кустарника"
Глория Петьярре. "Лекарственные листья кустарника"

Еще одна известная австралийская художница Эмили Нгваррей начала рисовать только в возрасте семидесяти лет. Впоследствии она стала одной из самых выдающихся и успешных художниц в истории Искусства коренных народов Австралии.

Эмили Нгваррей
Эмили Нгваррей

В 1992 году Нгваррей стала соединять свои точки в линии, создавая разноцветные параллельные горизонтальные и вертикальные полосы, которые напоминали реки и пустынную местность. (Источник)

Kame, Summer Awelye II. Эмили Нгваррей
Kame, Summer Awelye II. Эмили Нгваррей
Alalgura, My Country in Bloom 1992. Эмили Нгваррей
Alalgura, My Country in Bloom 1992. Эмили Нгваррей
Alhalkere, My Country. Эмили Нгваррей
Alhalkere, My Country. Эмили Нгваррей
Awelye. Эмили Нгваррей
Awelye. Эмили Нгваррей

Body Painting Series. Эмили Нгваррей
Body Painting Series. Эмили Нгваррей

. . .

Работы коренных австралийских художников впечатляют. Динамика, фактура, самость. Да ... думаю, самость — наиболее подходящее слово, чтобы описать мои впечатления от данных работ.