Найти в Дзене
Свободная Пресса

Интересно, Путин знает? Почему РЖД в погоне за импортом и экспортом - забыла про людей и взвинтила цены до небес.

Оглавление

Летний отдых стал в этом году для многих недоступной роскошью не из-за стоимости отелей, а из-за проблем с билетами. Они подорожали и на самолеты, и на поезда.

  • Так, по прогнозу эксперта Международного консультативного агентства «Безопасность полетов», основателя сервиса Run Avia Андрея Патракова, рост стоимости авиабилетов в России в этом году составит от 20 до 40%. Причины очевидны: подорожавшие запчасти для самолетов, сокращение авиапарка, рост цен на авиационное топливо, который недавно достиг максимума.

Но если с самолетами все более-менее объяснимо, то ситуация с железнодорожными билетами на южных направлениях напоминает сейчас нечто среднее между фантастикой и фильмом ужасов.

Понятно, что из соображений безопасности в Крым в этом году решились поехать очень немногие. В итоге остался Краснодарский край. Отдых в Сочи не всем по карману, а вот Анапа, тем более для отдыха с детьми, — вполне подходящий вариант.

Но возвращение с Черноморского побережья для туристов, которые сразу не купили обратный билет, превратилось в нерешаемую проблему: на многих направлениях билеты по адекватным ценам исчезли, зато в продаже остались предложения по 84 тысячи рублей за место, а то и еще дороже.
И несмотря на неумолимо приближающееся начало нового учебного года, билетов на сайтах транспортных компаний фактически нет.

Так, на 30 августа в направлении Адлер — Москва теоретически можно было бы купить плацкарт по цене от 3241 рубля, купе — от 3600 рублей, но на сайтах на этот счет написано: «мест нет».

  • Впрочем, среди предложений РЖД на маршруте «Анапа-Москва» мы обнаружили один плацкартный билет по цене 6840 рублей. Но ведь многие едут на юг с семьей, так что это плацкартное место так и остается пока еще невостребованным.
  • Единственным доступным для брони вариантом оказался раздельный билет из Адлера по феерической цене — 86 920 рублей за поездку на двух поездах с пересадкой в Ростове-на-Дону. Но и его приобрести оказалось невозможно. Дело в том, что купить по действующим условиям продаж РЖД отдельный билет за такие деньги запрещено — только все купе целиком…
  • Справедливости ради надо сказать: проблема с железнодорожными билетами на российские курорты существовала всегда, но в последние два года она превратилась в невыполнимую миссию из-за закрытия южных аэропортов.

Интересно, что в канун сезона отпусков компания «РЖД» официально сообщала, что этим летом добавит к 53-м постоянным парам поездов на юг России еще 82 сезонных, что позволит выполнить 30 тысяч рейсов дополнительно и перевезти на отдых более 11 млн пассажиров.

Почему этого не произошло?

В пресс-службе Федеральной пассажирской компании (ФПК), дочки РЖД, пояснили: цены, которые отображаются на сайте, соответствуют стоимости билетов с пересадками в вагоны СВ и люкс.

Там особо подчеркнули, что цена соответствует классу обслуживания. Кроме того, тарифы в купе, вагонах СВ и люкс, а также стоимость сидячих мест в скоростных поездах не подпадают под регулирование Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Но это объяснение, увы, не отражает всей глубины проблемы.

Дело в том, что прибыль РЖД получает в основном за счет грузоперевозок. Пассажирские перевозки для компании — зачастую в убыток. Судя по всему, в этом году расходы по пассажирским перевозкам были еще больше сокращены.

Хотя, по действующим на 2023 год правилам недискриминационного доступа к инфраструктуре в РЖД установили приоритет специальных, ремонтных, пассажирских, почтовых и международных перевозок над грузовыми. При этом грузовые были разделены на категории по значимости — от специальных, включая перевозки в регионы, пострадавшие от чрезвычайных происшествий, до транспортировки скоропортящейся продукции и сырьевых энергетических грузов.

Но все пошло против правил. На фоне международных санкций против России объем железнодорожных грузоперевозок на Восток (80 млн т) впервые в истории превысил перевозки на Запад (76 млн т). Компании пришлось перестраивать все процессы, поскольку более 700 предприятий с Запада «поехало на Восток».

Сыграло роль и то, что часть пассажирских поездов в последние дни перекинули на Курск после обострения ситуации в приграничье. И это отчасти подтверждается сообщениями РЖД.

Но при этом о прибыли в РЖД никто не забыл, и компания просто начала использовать ситуацию для получения дивидендов с пассажиров.

  • «По идее, антимонопольные ведомства типа ФАС должны были проследить за ситуацией и заставить монополиста в лице РЖД снизить цены на билеты. Но тут сработал классический закон олигархического капитализма.
  • Монополист РЖД повышает цены для получения прибыли, ссылаясь на высокий сезон и высокий спрос при полном молчании ФАС. Ни в какой другой капиталистической стране это было бы, скорее всего, невозможно», — считает кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев.

Сыграло роль и то, что приоритет все же был отдан грузоперевозкам. Почему так произошло в нынешнем году? С этим вопросом мы обратились к кандидату экономических наук, аналитику Николаю Кульбаке.

  • — Сейчас железные дороги России забиты грузами. Основная их часть предназначена для нужд СВО. Другую значительную часть грузов везут к Черному морю для экспорта в Турцию или через нее.
  • Потому что каналы параллельного импорта сужаются. То есть «железка» забита сейчас «под завязку». А раз забита — помочь вам, уважаемые пассажиры, ничем не можем. Вывод: железнодорожные пути сейчас превратились в территорию экспорта, импорта и нужд СВО. Пассажиры — на последнем месте.

«СП»: Пассажирских поездов мало, это понятно. Но почему так выросли цены?

  • — Если официально не поднимать цену на железнодорожный билет — возникнет коррупционная составляющая: деньги понесут мимо кассы.
  • Я не исключаю, кстати, что и сейчас железнодорожные билеты нередко уходят «налево» по космическим ценам. Ничего не поделаешь: рынок…

«СП»: Как вы считаете, в будущем ситуация изменится?

  • — Если цена на что-то поднялась, она едва ли потом снизится. А вообще, я бы поставил вопрос о транспортном коллапсе в стране. Часть аэропортов закрыта, железная дорога становится фактически недоступной, значит, срочно надо продумывать варианты.
  • Например, автобусные маршруты. Но если хотите мое личное мнение, ехать на Юг без обратного билета, полагаясь на авось, — это безумие, — резюмировал Николай Кульбака.

Материал подготовлен редакцией "Свободная Пресса"

Подпишитесь на наш канал, чтобы следить за актуальными новостями и мнением аналитиков