Найти тему

Об особенностях автобусной системы Крыма на лето 2024 года

В этой статье не будет много фотографий, это информация для людей, которым необходимо автобусы для передвижения по Крымскому полуострову.

Начну я с онлайн разводов пассажиров. Вот мой личный пример. Нужен был автобус из Симферополя в Старый Крым, ездил во вторник, и накануне в понедельник зашёл на Билетик, где нашёл нужный рейс. Билетик указал, что свободны 28 мест, и я могу любой купить за 603 рубля. Ну я зашёл только посмотреть, а вдруг нестыковка будет. Мне нужно было успеть на первый троллейбус в 4:24 (ходит только в рабочие дни, в выходные идти пешком 1,5 часа), затем сесть на электричку в 5 утра, и успеть на автобус в 7:25. Вот, приезжаю я в Симферополь, а там в кассе автостанции продали мне билет за... 270 рублей! А-а-а! Билетик меня хотел надурить на 333 рубля! Комиссия онлайн площадки больше 100%! Я в шоке. Не ведитесь на Билетик, то есть, если вы турист, и у вас по какой-то причине нет выбора, то ладно, как хотите, это ваш выбор, но я предупредил.

Вот сделал скриншот на 15 августа, на завтра, цены такие же.

Также на этом скриншоте видна деградация маршрута, похоже, только у Крымтроллейбуса автобусы, у остальных "Спринтеры", то есть много ходит и больших, дальних, но часто официально у них нет остановки в Старом Крыму, поэтому никак, то есть, например, если идёт автобус Донецк - Севастополь, то он может тормознуть в Старом Крыму и взять желающих, а вот с московскими никак, не хотят.

Когда-то все местные перевозчики делали основную ставку на "Мальвину", это практичный автобус появился очень вовремя. Но прошло много времени и такие автобусы постепенно уходят в историю, И тут началось самое интересное - большинство перевозчиков Крыма не могут обновиться, и поэтому вместо "Мальвин" вылезают "Спринтеры" и даже старые "Газели" и "Транзиты". Это всё деградация транспорта.

Перевозчиков на межгороде, которые уважают пассажиров, стараются держать старые автобусы в нормальном состоянии, обновляя постепенно парк, можно перечислить небольшим списком. Это ИП Кочкоров (Бахчисарай), "Крымтроллейбус" (Симферополь, есть автоколонны по Крыму), "Магистраль-Юг" (Севастополь), "Трасса" (Евпатория, есть автоколонны по Крыму, куда сплавляют самое старое, но есть надежда на лучшее) и ЯТК-14328 (Ялта) Может и ещё есть. Не знаю всех перевозчиков в Восточном Крыму, Джанкое и Симферополе, линию на Черноморское тоже почти не знаю. А названные перевозчики для обновления в основном покупают или КАвЗ-4238 "Аврора", или СимАЗ-2258.

Самое интересное, что наша севастопольская "Магистраль-Юг" действительно следит за качеством межгорода, а вот улучшить городские и пригородные перевозки они не хотят. Впрочем, у "Трассы" в Евпатории такая же история.

По ценам. На скриншоте выше вы видели разницу. Дело в том, что в Крыму и Севастополе не регулируют цены на автобусные перевозки по межгороду, устанавливаются только городские и пригородные тарифы, плюс в Севастополе на автобусах существует негласная наценка до 100% на пересечение административной границы с Крымом. К примеру, электричка из Севастополя в Симферополь стоит 156 рублей, из них до Бахчисарая 90 рублей. При этом из Бахчисарая в Симферополь на любых автобусе или маршрутке до автостанции Западная проезд будет 69 рублей, а вот в Севастополь, на автостанцию Северная 150-155 рублей, насколько я помню, а до автовокзала дороже.

Цены на межгород в Крыму устанавливают сами перевозчики, так от Старого Крыма до Симферополя на автобусе "Крымтроллейбуса" можно добраться, как я уже писал, за 270 рублей. На маршрутке Кировское - Симферополь я с водителем договорился на обратной дороге за 350 рублей, а вот маршрутки из Феодосии и Коктебеля дешевле 400 рублей не поедут (там официально билет 432 рубля).

На линии Севастополь - Ялта этим летом сложилось ну очень "весёлая" история. Главный виновник - "Севэлектроавтотранс", которые захотел освоить маршрут Севастополь - Орлиное - Ласпи (поворот) - Форос. Изначально цена была 260 рублей, затем 330. При этом с начала лета проезд от поворота на Форос до Севастополь был всего 150 рублей. Но туристы клюнули на приманку СЭАТ, который под это дело вытащил из-под забора один "Бравис", и ялтинские водители подняли ставку от 150 до 200 рублей. А недавно ЯТК-14328 подняла официально тариф на 12%, с 382 до 428 рублей, это из Ялты в Севастополь, остальные брали 364 рубля, но что теперь, не знаю, ЯТК-14328 это основной перевозчик на маршруте, и он лучший, потому что конкуренты - или наша севастопольская "Ника-Тур" со старыми душными евробусами без форточек и без работающих кондиционеров, или симферопольские "Спринтеры" (на кольцевом маршруте), и всё. Но конкуренты берут дешевле. В общем, тут местные пострадали из-за жадности одного перевозчика (СЭАТ) и недалёких туристов.

Кстати, конкуренция троллейбусам на маршруте Симферополь - Алушта - Ялта очень слабая, почти нет. В основном одни "Спринтеры". Есть немного автобусов, например, маршрут Ялта - Советский, который обслуживает тот же "Крымтроллейбус".

Красотка "Аврора" на маршруте. Фотография 2021 года. Вот так выглядит уважение к пассажирам.
Красотка "Аврора" на маршруте. Фотография 2021 года. Вот так выглядит уважение к пассажирам.

Да, а те кто не может обновляться, или тянуть с надеждой на лучшее свою кончину с помощью микроавтобусов, те уходят, и уже, скорее всего, насовсем.

Маленький пример по автовокзалу Севастополя. Сейчас в сторону Феодосии самый первый автобус, точнее маршрутка "Спринтер", идёт в 7:27, рейс до Щёлкино. А раньше были автобусы в 6:20 на Керчь и 7:00 на Феодосию. Вместо последнего и появился щёлкинский. Также у нас пропали рейсы в 5:30 на Джанкой и 13:00 на Феодосию. На Симферополь стало меньше, и часто это микроавтобусы, даже на Керчь пускают микроавтобусы. В общем дела не самые лучшие, но есть надежда, всегда должна быть надежда.

И ещё. Весной узнавал, билет до Москвы на автобусе стоит 3000-3300 рублей, а плацкарт на поезде от 4500 рублей. Знаете что я выбрал? Поезд. В автобусе нет туалета, и автобус не станет ждать пассажира, когда ему приспичит, если пассажир не успел по нужде на остановке. Можно потерпеть, но не целые же сутки! Плюс поезда спокойно проходят Крымский мост, а в автобусах все пассажиры обязаны выйти и пройти досмотр ещё раз, хоть на автовокзале это уже было. Так что я выбрал поезд.

С уважением к читателям, автор канала Александр Рыжов.