Найти в Дзене
Пульс экологии

Зеленый кодекс: юридические секреты экологического благополучия

Оглавление

К сожалению, нарушения в области экологии не прекращаются… Каждый год мы становимся свидетелями разрушительных последствий человеческой деятельности

Вам встречались новости о борьбе с незаконной вырубке лесов или о попытках очистить реки от отходов? Эти примеры, как и многие другие, относятся к действиям, которые регулируются именно экологическими законами.

Они охватывают широкий спектр вопросов: от охраны природных ресурсов и обеспечения контроля за загрязнениями, до защиты исчезающих видов и создания заповедников. Они определяют, какие виды деятельности безопасны для экосистем, а какие могут нанести вред. Например, позволяют контролировать уровень загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу. Кроме того, экологическое законодательство также способствует развитию новых технологий и инициатив, направленных на минимизацию негативного воздействия на природу.

Устойчивое развитие становится важным приоритетом, и законы помогают направить усилия общества в этом направлении.

24 июня 2022 года Президиум Верховного Суда утвердил Обзор практики применения положений главы 26 Уголовного кодекса, касающихся экологических преступлений (статьи 246–262). Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде, доля дел об экологических преступлениях составляет примерно 1,3%.

Виды наказаний включали:

• обязательные работы

• штрафы

• исправительные работы

• условное лишение свободы

• лишение свободы с реальным отбыванием

Основные источники экологического законодательства: путь к устойчивому будущему

Когда речь заходит об охране окружающей среды, невозможно обойтись без изучения основополагающих источников экологического законодательства. Мы попробуем объяснить это как можно проще!

  • Конституция РФ —важнейший документ, который закрепляет право каждого гражданина на здоровую и благоприятную окружающую среду.
  • Федеральные законы (ФЗ): детализируют правила и механизмы защиты природы. Эти законы охватывают разные аспекты экологии, от обращения с отходами до охраны биоразнообразия и играют ключевую роль в формировании правовых рамок для государственной и частной деятельности.
  • Постановления Правительства (ПП) и Распоряжения Правительства: конкретизируют и адаптируют уже существующие законы под реальные условия. Эти акты позволяют гибко реагировать на изменяющиеся экологические вызовы и эффективно внедрять новые технологии и методы охраны природы.
  • Нормативные акты регионов: не стоит забывать о том, что Россия — это многонациональная страна с разнообразными климатическими и экологическими условиями. Региональные органы власти разрабатывают свои собственные нормативные акты, учитывающие местные экосистемы и специфику.

Основным законом, который гарантирует гражданам России право на здоровую и экологически чистую окружающую среду, а также на экологическую безопасность, является Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Ранее применялся закон РСФСР 1991 года «Об охране окружающей природной среды».

Данный Федеральный закон регулирует взаимодействие общества и природы, возникающее в процессе хозяйственной и иной деятельности, которая влияет на окружающую среду — основополагающий элемент жизни на планете.

Основной задачей государственных органов, таких как министерства экологии и природных ресурсов, является не только контроль, но и профилактика экологических правонарушений. Они реализуют программы по образованию и информированию населения, а также проводят консультации для бизнеса, помогая им лучше понять требования законодательства.

В рамках нормативно-правовой базы разрабатываются основные требования и стандарты, которые должны соблюдаться как юридическими, так и физическими лицами. Эти стандарты включают в себя предельно допустимые нормы загрязняющих веществ, правила обращения с отходами, требования к проведению экологической экспертизы и многое другое. Кроме того, важным инструментом в руках государственных органов является мониторинг экологической ситуации. Регулярные отчеты о состоянии окружающей среды, данные о загрязнении и другие аналитические материалы позволяют не только выявлять проблемные области, но и разрабатывать эффективные меры по их решению.

-2

Один из ярких примеров законодательного регулирования мониторинга экологической ситуации - Постановление Правительства РФ от 13 марта 2019 года N262. Оно гласит об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ. В соответствии с пунктом 9 статьи 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации.

Система автоматического контроля создается в целях обеспечения автоматического измерения и учета показателей выбросов и (или) сбросов, фиксации и передачи информации об указанных показателях в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Стоит подчеркнуть, что соблюдение экологического законодательства не просто вопрос юридической ответственности — это, прежде всего, наша общая забота о нашем здоровом наследии.

А мы призываем вас, дорогие читатели, быть активными и бдительными. Знайте свои обязанности. Давайте быть не просто свидетелями происходящего, а активными участниками в сохранении экологии, ведь именно от нас зависит, каким будет завтрашний день.