Игорь Иванович Бондаренко со школьной скамьи так сильно хотел стать десантником, что еще до призыва 6 раз прыгал с парашютом и тренировался.
Учебная дивизия воздушно-десантных войск тогда находилась в Литве. Туда, в город Гайджунай, и попал наш герой, мечтая о карьере разведчика. Но по распределению попал в медсанбат. Именно туда с 1983 г отправляли служить самых спортивных ребят, и тренировали не хуже, чем в разведке.
Там Игорь Иванович научился оказывать первую помощь при различных ранениях: накладывать жгуты и шины, делать уколы и перевязки.
Конечно, инструкторы учили и укладывать парашюты, и прыгать из ИЛ-76, предварительно пробежав 10 км марш-бросок. И это было совсем не то же самое, что первые доармейские прыжки в ДОСААФ с «кукурузников».
«Нас выручало средство, которое есть в сумке каждого санинструктора- но за него могли серьезно спросить!»
После учебных подразделений в 1983 г новобранцев собрали и отправили самолетом в Афганистан. Там уже в Кабуле распределяли пополнение по воздушно-десантным частям.
Прием был «горячим». Был как раз канун 7 ноября, и враг по традиции «поздравил» советских ребят обстрелом колонны.
БМП и БТРы, всегда сопровождающие колонны в том районе, подавили огонь противника ответным огнем по отработанной схеме. Грузовики же на полном ходу уже к вечеру того же дня добрались до Баграма, самого большого афганского аэропорта, где располагался 345-й полк.
Полк состоял из трех батальонов, один из которых постоянно находился на заставах в Панджшерском ущелье. Служба там в горах была монотонной и скучной, поэтому туда отправляли провинившихся. Остальные два батальона же регулярно участвовали в операциях.
Новеньких санинструкторов сначала проверяли службой в полевом медпункте, его еще называли ПМП. Уже потом направляли в полки. Тут-то Бондаренко повезло. Его назначили в разведывательный взвод.
Уже через месяц Игорь Иванович со взводом выехал на свое первое задание, тогда говорили «на войну». Недалеко от города Хост была проведена операция «Магистраль». Группы полка, сидя на высоте, корректировали огонь артиллерии, помогая знаменитой 9-й роте отбиться от наступления противника.
«Орудия располагались в низине, а наши ребята на горах, были глазами артиллерии, обеспечивая ее данными о точном расположении «духов». Если бы не эта поддержка, из 9-й роты бы не выжил никто.» – вспоминает наш герой.
Ветеран рассказывает, что выручало средство, которое есть в сумке каждого санинструктора- но за него могли серьезно спросить! Дело в том, что в сумке каждого санинструктора помимо обычных перевязочных материалов, антисептиков, шин и жгутов всегда был набор с промедолом в шприц-тюбиках. Та самая оранжевая коробочка, за которую особо спрашивали. По ее содержанию велась отчетность: когда, на кого и сколько было израсходовано.
Также у санинструкторов всегда были таблетки энергетика – сиднокарб. Несмотря на то, что этот препарат считался психотропным, такой отчетности по нему не велось. Действие его было поистине волшебным: в любой ситуации возвращалась бодрость и энергия.
Несколько раз за время проведения операции «Магистраль» приходилось оборудовать место для лагеря, более месяца спать в палатках, немного согретыми походными печами-трубами на солярке.
Попал в ловушку моджахедов не заметив лески
В марте-апреле 1988 операции по борьбе с группировками прекратились. Стало понятно, что дело идет к выводу войск. Поэтому основными задачами стали только сбор разведанных и занятие высот для обеспечения безопасности на пути следования колонн.
Душманы иногда совершали обстрел лагеря. Но прицельно бить не могли, т.к. орудия того не позволяли. Однако и бомбежка наугад приносила массу неприятностей. Игорь Иванович не может забыть сослуживца, которому осколком перерезало артерию, и его не смогли спасти.
Однажды во время такого обстрела реактивный снаряд попал в грузовик с боеприпасами. Если бы он сдетонировал, на воздух взлетело бы пол лагеря. Один парень не задумываясь прыгнул за руль и вывез машину подальше. Хорошо, что взрыва не произошло. Но поступок того бойца поистине геройский.
Однако эти обстрелы приносили меньше вреда, чем растяжки и мины. Как-то и Бондаренко чуть не попался. Растяжки видно не было, он только почувствовал небольшое натяжение лески на ноге.
«Бежал от туда, что называется «не видя своих ног». Наверняка побил все рекорды скорости за те 30 м. При этом ни на секунду не задумался, что могли быть и другие ловушки. Только одна мысль была – убраться с того места.» – из рассказа Бондаренко.
Мины, как правило, не убивали, а только калечили человека. Но и перспектива остаться инвалидом никого не радовала. В другой раз духи посадили на БТР связистов мину-липучку. Тогда одним взрывом унесло жизни сразу семи бойцов.
Бесценный трофей
Еще вспоминается ценная находка. В одном доме заброшенного кишлака помимо небольшого склада медикаментов нашли целую фотолабораторию со всем, что нужно для проявления и печати снимков.
В 1988 г видимо в связи с перестройкой, а может из-за грядущего завершения войны и вывода войск, политработники стали спокойней относиться к фотографиям. И бойцы на ночных дежурствах спокойно печатали снимки.
Из трофейных медикаментов только сладкие витаминные сиропчики выпили, т.к. этикетки понятные были. Больше ничего не использовали.
Со слов Игоря Ивановича в Афганистане осталось немало советского военного имущества, в том числе орудий и техники. Считается, что это все передано афганской армии, но на деле просто брошено на местах дислокации частей.
Духи провожали 345-й полк обстрелом. На родине торжеств по случаю возвращения не было. Через Термез без остановок дошли до указанного места, от куда самолетами прибыли в Азербайджан.
Всем, конечно, хотелось домой. Но не отпустили даже дембелей. Всех вернувшихся десантников в Кировобаде отправили на переподготовку «допрыгивать» с парашютом положенное количество раз. Вот так прием!
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Войну прошли, только покалечиться с парашютом, который может не раскрыться, еще не хватало.
Двадцатилетие Бондаренко отметил в 1989м в Тбилиси, куда их перекинули для подавления беспорядков. Оружие им дали, а патронов нет. Боеприпасы везли отдельно в запломбированных ящиках. Так и ехали с пустыми автоматами в руках, в надежде не быть убитыми камнем по башке на родине.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍
А как Вы считаете, какие трофеи больше всего ценились в Афгане?