Найти в Дзене
ТЭК Спецраз

Новый приказ Минтранса №361 для негабарита

С 1 сентября 2024 года вступает в силу Приказ Минтранса № 361 "Об установлении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства". С этой даты он заменит Приказ №343. Разберемся в статье, что поменяется для перевозчиков негабарита с началом осени. Начать с того, что строго говоря, изменения коснулись не самого приказа, а Требований к организации движения негабарита. Сам текст этих Требований сократился - в старой версии было 33 пункта в 4х разделах, а в новой версии отказались от разделов и оставили 23 пункта. Хотя в целом, смысловая структура Требований осталась прежней. Они описывают: Самым основательным изменениям подвергли как раз последний раздел - требования к ПОДД. Пункт 3 про необходимость соответствия ТС требованиям технического регламента Таможенного союза. Пункты 4 и 5 объединили - там про то, что для перевозки негабарита можно использовать только ТС, предназначенные для такой перевозки, что должно подт
Оглавление

С 1 сентября 2024 года вступает в силу Приказ Минтранса № 361 "Об установлении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства". С этой даты он заменит Приказ №343. Разберемся в статье, что поменяется для перевозчиков негабарита с началом осени.

Иллюстрация Shutterstock
Иллюстрация Shutterstock

Общий обзор изменений

Начать с того, что строго говоря, изменения коснулись не самого приказа, а Требований к организации движения негабарита. Сам текст этих Требований сократился - в старой версии было 33 пункта в 4х разделах, а в новой версии отказались от разделов и оставили 23 пункта. Хотя в целом, смысловая структура Требований осталась прежней. Они описывают:

  • общие условия движения негабарита по автодороге;
  • оборудование транспортного средства, перевозящего негабарит;
  • условия, при которых необходимы автомобили прикрытия и как они должны быть оборудованы;
  • требования к разработке проектов организации дорожного движения (ПОДД).

Самым основательным изменениям подвергли как раз последний раздел - требования к ПОДД.

Что убрали

Пункт 3 про необходимость соответствия ТС требованиям технического регламента Таможенного союза.

Пункты 4 и 5 объединили - там про то, что для перевозки негабарита можно использовать только ТС, предназначенные для такой перевозки, что должно подтверждаться документально.

Совсем убрали пункт 7 про обязательное наличие системы аварийного торможения и противооткатных упоров.

Изъяли пункт 11 про наличие не менее двух зеркал заднего вида с обеих сторон.

Ушел пункт 12 о том, что собственник ТС не должен допускать неисправное транспортное средство к перевозке - это дублирующее требование из ПДД.

Также убрали пункт 13 о том, что размещение и крепление груза должно соответствовать схеме, разработанной согласно законодательству.

Из пункта про список запретов для водителя КГТС совсем убрали текст о том, что ему запрещено "останавливаться для отдыха вне специально обозначенных стоянок, расположенных за пределами проезжей части". Интересно. Часто мы сталкивались с тем, что в ПОДД запрещали водителям останавливаться для отдыха на территории АЗС или рядом с кафе/мотелями, если отсутствовал знак "Парковка". Возможно, теперь это разрешено.

Совсем убрали текст про то, что сопровождение негабарита патрульными экипажами ДПС определяется подразделением Госавтоинспекции при согласовании маршрута движения. В новых Требованиях про сопровождение ГИБДД вообще ничего нет. Тоже интересно - теперь вообще не нужно будет прописывать ДПС в проектах?

Изъят пункт про то, как должен быть оформлен проект ОДД:

Проект организации дорожного движения должен быть оформлен в бумажном виде, сброшюрован...

Привет ФКУ "Центравтомагистраль" - единственному ведомству, которое последние годы требовало приносить им проекты в бумажном виде. Теперь, по всей видимости, следуя букве закона, и им должно быть достаточно скан-копии проекта, внесенного через систему выдачи разрешений.

Ну и гвоздь программы, касающийся разработки ПОДД - совсем убрали пункт 22:

Сведения, изложенные в проекте организации дорожного движения, должны быть подтверждены фотоматериалами, отражающими фактическое состояние объектов дорожной инфраструктуры на момент разработки проекта организации дорожного движения после подачи заявления на получение специального разрешения.

Фото с маршрута больше не нужны! Про это упрощение жизни всем перевозчикам негабарита подробнее расскажу ниже.

Что осталось без изменений

Требования к наличию автомобилей прикрытия немного переформулировали, но по сути они остались прежними:

Габариты автопоезда, при которых нужны автомобили прикрытия (пилоты)
Габариты автопоезда, при которых нужны автомобили прикрытия (пилоты)

Также не поменялись требования к оборудованию самого транспортного средства в части наличия и расположения знаков "Крупногабаритный груз", фонарей и проблесковых маячков. Знакомые картинки остались прежними:

Обозначение знаками и сигналами габаритов транспортного средства для ширины не более 4,0 м (сзади)
Обозначение знаками и сигналами габаритов транспортного средства для ширины не более 4,0 м (сзади)

Требования к оборудованию автомобилей прикрытия тоже не претерпели никаких изменений - если не считать неграмотной формулировки части 2 пункта 15 (смотрите подробности в комментариях к статье):

Окраска автомобиля прикрытия. Рекомендуемый образец.
Окраска автомобиля прикрытия. Рекомендуемый образец.

Что добавили

Во-первых, добавили всякого-разного текста в требования к разработке проектов организации дорожного движения. Разберемся в этим подробнее ниже.

Плюс к тому - очень любопытный пункт появился. Процитирую его полностью:

20. Владелец автомобильной дороги (участка автомобильной дороги, улично-дорожной сети) направляет заявителю в соответствии с утвержденной им схемой движения транспортных средств на автомобильной дороге (участке автомобильной дороги, улично-дорожной сети):
1) наименование автомобильной дороги (участка автомобильной дороги, улично-дорожной сети) с указанием километража начальной и конечной точки;
2) информацию о категории автомобильной дороги (участка автомобильной дороги);
3) информацию о количестве полос движения автомобильной дороги (участка автомобильной дороги, улично-дорожной сети);
4) информацию о ширине проезжей части автомобильной дороги (участка автомобильной дороги, улично-дорожной сети);
5) информацию о ширине полосы для движения транспортного средства;
6) информацию о ширине обочины автомобильной дороги (участка автомобильной дороги, улично-дорожной сети) и ее состояние (укреплена, не укреплена);
7) существующую схему организации дорожного движения на маршруте движения или участке маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства между пунктом отправления и пунктом назначения транспортного средства, для которого разрабатывается проект организации дорожного движения;
8) информацию о наличии на автомобильной дороге (участке автомобильной дороги, улично-дорожной сети) искусственных сооружений (мостов, путепроводов), железнодорожных переездов в одном уровне с указанием километража начальной и конечной точки;
9) информацию о месте для стоянки транспортных средств (при наличии);
10) разрешенное время движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (дни и часы);
11) информацию об интенсивности дорожного движения на автомобильной дороге (участке автомобильной дороги, улично-дорожной сети).

Вот это совсем новое. Теперь вместе с требованием ПОДД в систему должна приходить вся эта информация. В каком виде она будет приходить? Все ли владельцы дорог готовы ее предоставлять в автоматическом режиме? Это все покажет только практика после 1 сентября.

Вряд ли разработчики системы выдачи разрешений и владельцы дорог порадуют перевозчиков какой-то единой структурой предоставления этих данных. Скорее всего, к требованию будет прикрепляться или даваться ссылка на какой-нибудь многостраничный PDF с дислокациями по дороге и кучей другой информации, среди которой при разработке ПОДД нужно будет находить и вычленять то, что потребуется для вставки в проект.

Представитель одного согласующего ведомства в разговоре по телефону говорил мне о том, что они вообще не понимают пока, каким образом и в каком объеме предоставлять эту информацию - тем более, что некоторые пункты вообще представляют собой гостайну и не подлежат распространению.

В любом случае, Требования с 1 сентября вступают в силу, эти данные должны каким-то образом оказаться в системе выдачи разрешений, а нам с вами придется их использовать при разработке ПОДД. Посмотрим, как это будет выглядеть, проанализируем, попробуем - и я обязательно рассажу вам об этом в следующей сентябрьской статье.

Новые требования к ПОДД

У нас с Минтрансом для вас две новости...

Фотоматериалы больше не нужны

Сначала о хорошем. Они действительно больше не будут самой частой причиной отказа в согласовании ПОДД.

Фотоматериалы для проектов организации дорожного движения больше не требуются
Фотоматериалы для проектов организации дорожного движения больше не требуются

Приказ №361 был опубликован еще в октябре прошлого года, он не остался незамеченным, и на пункт про отмену требований к фото я обратил внимание еще давно. "Нет ли здесь какого-то подвоха?" - подумали мы с командой Спецраза, и в мае этого года я решил отправить запрос в Минтранс по этому поводу. Вот текст запроса:

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ФОТОМАТЕРИАЛОВ В ПРОЕКТАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С 1 СЕНТЯБРЯ 2024 Г.

С 1 сентября 2024 года вступит в силу Приказ Министерства транспорта РФ от 31 октября 2023 г. №361 "Об установлении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства" (далее по тексту Приказ №361).

Приказ №361 отменяет действие одноименного Приказа Минтранса РФ от 31 августа 2020г. №343 (далее по тексту Приказ №343).

В Приказе №343, который теряет силу с 1 сентября 2024 года, присутствует пункт 22, требующий, чтобы сведения, изложенные в проекте организации дорожного движения, должны быть подтверждены фотоматериалами, отражающими фактическое состояние объектов дорожной инфраструктуры на момент разработки проекта организации дорожного движения после подачи заявления на получение специального разрешения.

В Приказе №361, вступающем в силу 1 сентября 2024 года, отсутствует подобный пункт. В закрытом перечне сведений (п.21 Приказа №361) также отсутствует указание на необходимость предоставления фотоматериалов, отражающих фактическое состояние объектов дорожной инфраструктуры.

Пункт 23 Приказа №361 регламентирует, что проект организации дорожного движения подлежит согласованию в порядке, установленном частью 19 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации". В тексте указанного Федерального закона также
отсутствуют какие-либо требования о предоставлении фотоматериалов в проектах организации дорожного движения.

Процедура разработки и согласования проектов организации дорожного движения в настоящее время включает зачастую большой объем работ по фотосъемке участков маршрута для разработки проектов организации дорожного движения. При этом именно качество фотоматериалов в настоящее время является основной причиной отказов владельцев автодорог в согласовании проектов. Таким образом, вопрос о предоставлении фотоматериалов является существенным при организации перевозок крупногабаритного транспорта.

В связи с этим, прошу Вас предоставить разъяснения по следующим вопросам:
1. Действительно ли Приказ №361, вступающий в силу 1 сентября 2024 года отменит требование о предоставлении фотоматериалов при согласовании проектов организации дорожного движения?
2. Вправе ли будут владельцы автодорог требовать предоставления фотоматериалов для согласования проектов организации дорожного движения с 1 сентября 2024 года? В случае, если все же такое требование поступит от владельца автодороги после 1 сентября 2024 г., можно ли будет считать такое требование неправомерным?
3. Будет ли являться отсутствие требования о предоставлении фотоматериалов в Приказе №361 достаточным основанием для владельца автодороги для согласования проекта организации дорожного движения без включения в него фотоматериалов?
4. Планируется ли дополнительно регламентировать какими-то нормативно-правовыми актами процедуру разработки и согласования проектов организации дорожного движения для перевозки крупногабаритных транспортных средств?

Минтранс не стал вдаваться в подробности и развернуто отвечать на все поставленные вопросы. Однако, отсутствие требований к фотографиям маршрута все же подтвердил, хоть и в своей специфической манере:

Забирайте копию письма себе по ссылке spcrz.ru/nofoto.pdf, чтобы можно было отправлять его в ответ тем ведомствам, что продолжат требовать фотографии с маршрута.

Вторая новость

Теперь о грустном. Основательно переработали требования к содержанию ПОДД. Если учесть, что некоторые согласующие прямо-таки требуют, чтобы структура проекта один-в-один соответствовала той структуре, что описана в Приказе, то похоже, нас с вами ждут некоторые сложности при разработке проектов.

Речь пойдет о пункте 21 новых Требований:

21. Внесенный в систему выдачи специального разрешения в соответствии с пунктом 22 Требований проект организации дорожного движения должен содержать следующие сведения:

В чем сложности?

Во-первых, подпункт 4:

4) схему и описание маршрута движения или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства между пунктом отправления и пунктом назначения транспортного средства, для которого разрабатывается проект организации дорожного движения, с указанием направленной в соответствии с пунктом 20 Требований заявителю информации владельца автомобильной дороги (участка автомобильной дороги, улично-дорожной сети), сформированные автоматически системой выдачи специального разрешения при подаче заявления на выдачу специального разрешения;

Это как раз то, о чем я писал выше - нужно будет взять присланный ведомством материал, его проанализировать, вычленить оттуда нужные данные и вставить в проект. Тут очень многое будет зависеть от формата, в котором ведомство будет предоставлять данную информацию.

Хорошо, если это будет структурированный в системе текст - как сейчас, например, титулы дорог по маршруту и основания для предоставления перечня мер или ПОДД. Тогда с этим будет работать проще.

Хуже, если это будет многостраничный скан плохого качества - и придется вручную перепечатывать оттуда данные в проект.

Дальше поехали. Подпункт 9:

9) схемы изменения организации дорожного движения для маршрута или участка маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с обозначением технических средств организации дорожного движения, инженерных сооружений, автомобилей прикрытия (при необходимости), протяженности участка автомобильной дороги, ширины проезжей части, ширины полосы для движения транспортного средства, количества полос движения, оформленные в масштабе не менее 1:500;

Как будет трактоваться ведомствами эта норма? Остается пока только надеяться, что нас с вами не заставят в ПОДД для перевозки негабарита предоставлять вот такое:

Это - тоже часть проекта организации дорожного движения. Только выполенного для производства строительных работ
Это - тоже часть проекта организации дорожного движения. Только выполенного для производства строительных работ

Ну и вишенка на торте, подпункт 12:

12) о необходимости полного или частичного перекрытия движения на участках автомобильной дороги (в том числе об ответственных за перекрытие должностных лицах).

Перекрытие требуется довольно часто в проектах. Кого указывать лицом, ответственным за перекрытие? Требования не разъясняют. Будет ли достаточным указать водителя ТС? Или лицом, ответственным за перекрытие может быть только регулировщик в терминах ПДД - и как тогда быть?

"Регулировщик" - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности...

Как много вопросов и как мало пока ответов. Ну, до 1 сентября осталось недолго - будем смотреть, что будет приходить в системе и как будут ведомства реагировать на обновленные ПОДД от перевозчиков.

Резюме

В целом видно, что новые Требования, утвержденные Приказом №361, последовательно продолжают реформирование процедуры выдачи спецразрешений на перевозку негабарита по России. Даже видно, что изменения вносились осознанно и вдумчиво - дублирующие нормы из других законов убрали, стало меньше "воды".

Также видно, что разработке ПОДД для перевозки КТГ стали уделять больше внимания - во-первых, закрепили необходимость разработки проектов на уровне Федерального закона (до марта 2024 в 257-ФЗ не было понятия ПОДД); во-вторых, вот эти вот новые Требования ввели.

То есть понятно, что сами проекты еще долго никуда не денутся и у Спецраза еще долго будет много работы по разработке этих проектов для наших уважаемых заказчиков. У меня лично создалось впечатление, что вообще этот новый Приказ №361 был сочинен в большей степени именно ради изменения норм про проекты ОДД.

При этом проекты остаются как и прежде, чисто бюрократической формальностью, необходимой только либо при проектных перевозках очень большого и тяжелого, либо только для того, чтобы владелец автодороги был прикрыт бумажкой, когда согласует ширину больше 3,0. По факту, основным ответственным лицом за безопасность перевозки негабарита как был, так и остается водитель автопоезда.

Уже хорошо, что хотя бы данные для проекта обязали предоставлять владельцев дорог. Но ведь могли бы и дальше пойти - обязать владельцев и ПОДД разработать для своих участков. Кому как не им, лучше знать - каким образом нужно обеспечить безопасность движения для автопоездов с разными габаритами. А перевозчикам скидывать не просто информацию о дороге, а разработанный ПОДД, с требованием выполнять его условия. Вот это было бы "регулирование здорового человека".

В общем, ждем 1 сентября и наблюдаем, как это все будет развиваться. Будем надеяться, что вступление в силу нового Приказа не очень надолго парализует работу системы выдачи разрешений (как это обычно бывает после внедрения новых законопроектов).

Удачи на дорогах!
Всегда ваш спец по перевозкам негабарита,
ТЭК Спецраз

Коммерческое предложение по оформлению спецразрешений от ТЭК Спецраз
Коммерческое предложение по оформлению спецразрешений от ТЭК Спецраз

👆 Узнайте подробности в WhatsApp / Telegram прямо сейчас - ответим сразу.