Найти в Дзене
СВОИ ДЕНЬГИ

Варианты действий с акциями Полиметалла (Solidcore) и их риски.

Первый вариант, на котором настаивает эмитент и который широко обсуждается – это перевод акций с Московской биржи в Астану. На сайте компании есть информация об обмене акций, где подробно описывается данная процедура. Кроме того, есть документы, пресс-релизы об обмене и делистинге акций, а также ответы на часто задаваемые вопросы. При изучении этих документов, сразу же бросается в глаза мутная схема обмена акций. Согласно ей владельцам акций, которые обращаются на Московской бирже и которые являются настоящими акциями компании Solidcore, предлагается обменять их на замещающие акции.
Порядок обмена такой: компания как бы выкупает у инвесторов настоящие акции по предложенной цене, которые будут храниться на счёте компании, то есть они становятся казначейскими. Вместо выкупленных акций на брокерский счёт инвестора, участвующего в обмене, компания зачислит замещающие акции, которые она выпустит.
При этом никак не объясняется, что такое замещающие акции, какой у них юридический статус

Первый вариант, на котором настаивает эмитент и который широко обсуждается – это перевод акций с Московской биржи в Астану. На сайте компании есть информация об обмене акций, где подробно описывается данная процедура. Кроме того, есть документы, пресс-релизы об обмене и делистинге акций, а также ответы на часто задаваемые вопросы.

При изучении этих документов, сразу же бросается в глаза мутная схема обмена акций. Согласно ей владельцам акций, которые обращаются на Московской бирже и которые являются настоящими акциями компании Solidcore, предлагается обменять их на замещающие акции.

Порядок обмена такой: компания как бы выкупает у инвесторов настоящие акции по предложенной цене, которые будут храниться на счёте компании, то есть они становятся казначейскими. Вместо выкупленных акций на брокерский счёт инвестора, участвующего в обмене, компания зачислит замещающие акции, которые она выпустит.

При этом никак не объясняется, что такое замещающие акции, какой у них юридический статус, какие права они дают, а также ничего не говориться о том, каким образом будут осуществляться торги этими акциями. Об этом можно только догадываться, потому что вряд ли замещающие акции будут торговаться. Скорее всего, они будут служить распиской о том, что инвестор владеет определённым количеством настоящих акций компании. Нужна эта расписка брокеру, который будет производить расчёты по сделкам. Например, если вы захотите продать акции на бирже в Астане, брокер произведёт расчёт и покупателю зачислятся настоящие акции, которые хранятся в компании, а на ваш счёт поступят деньги. Но это только предположение, потому что нигде Solidcore данную процедуру не описал.

В общем, многое в этом обмене остаётся неясным. При этом основной упор делается на то, что обмен восстановит права акционеров и они смогут получать дивиденды. Хотя тут же сообщается, что дивиденды компания не собирается платить как минимум до 2028 года, а вывод денег из Астаны может быть ограничен, поэтому эмитент предлагает инвесторам проконсультироваться со специалистом. Добавим к этому налоговые последствия в иностранной юрисдикции, которые также остаются не ясным вопросом.

В дополнение к этому под текстом каждого официального документа, который находится на сайте компании, об обмене и делистинге акций имеется заявление, смысл которого сводится к тому, что за всю изложенную в документе информацию компания ответственности не несёт, потому что обстоятельства могут измениться и всё, что предполагали и хотели может, на самом деле, не случиться. То есть по сути дела, на всё, что написано у них в документах полностью полагаться нельзя, потому что завтра может всё поменяться. Это касается и даты завершения обмена 30 сентября 2024 года, которая тоже может быть перенесена на другой срок.

Теперь о делистинге акций Solidcore с Московской биржи.
В конце июня компания сообщила, что подала заявление на Московскую биржу о делистинге. Однако, текст самого заявления не публиковался и о каком именно делистинге идёт речь – неизвестно.

Дело в том, что существует два вида делистинга.
Первый – это когда акции компании исключаются из котировальных списков первого или
второго уровня и переводятся в некотировальный список третьего уровня. При этом они продолжают торговаться на бирже. То, что акции компании перевели в некотировальный список биржи не означает, что компания или её акции – плохие. Это означает только то, что она перестала соответствовать критериям, которые просто технически не позволяют ей оставаться в котировальных списках. Например, она может не подавать отчётность в том, виде в котором требуется для компаний первого или второго уровня. Именно такой вид делистинга уже произошёл с акциями Solidcore в феврале этого года, когда их перевели в третий уровень, некотировальную часть списка.

Второй вид делистинга может состоять в прекращении торгов акциями компании на бирже. Похоже, что именно этого и добивается руководство Solidcore. Однако биржа до сих пор сохраняет молчание и никакого ответа на заявление компании не даёт, хотя именно от биржи зависит окончательное решение.

Такое затягивание с ответом может быть связано с тем, что на Московской бирже обращается огромное количество акций Solidcore, более полумиллиарда.

В то время как с начала обмена акций, объявленного с 23 ноября 2023 года компанией было обменяно только 16 млн акций или 3,5% от находящихся в обращении (эти цифры есть на сайте компании), а до конца обмена, то есть до 30 сентября 2024 года остаётся немного больше месяца, то становится понятным, что около 2/3 обращающихся на Мосбирже акций остаются без обмена. Выкупать их Solidcore не собирается, о чём он прямо сообщает в Циркуляре, поэтому весьма вероятно, что Мосбиржа может и отказать заявителю в делистинге, потому что в случае положительного решения по делистингу весь объём, который находится на бирже, то есть полмиллиарда акций перейдут на внебиржевой рынок и объём внебиржевого рынка акций Solidcore в Москве превысит их биржевой объём в Астане! Скорее всего из-за этого Мосбиржа и молчит. Но в любом случае окончательное решение остаётся за ней.

Поэтому, если вы принимаете предложение эмитента об обмене, то необходимо понимать, что это ставит вас в абсолютно неопределённое положение со множеством возникающих при этом рисков, когда вы оказываетесь беззащитным инвестором на иностранной бирже.

Второй вариант - это продажа акций, пока они торгуются на Московской бирже. Если это повлечёт убыток, то не страшно, потому что его можно сальдировать с полученной на бирже прибылью и вернуть часть удержанного брокером налога. Причём делать это можно в течение нескольких лет.

И третий вариант – это ничего не делать, дождаться решения биржи и стать участником внебиржевого рынка этих акций в случае, если биржа удовлетворит заявление Solidcore о делистинге.

Внебиржевой рынок – это организованная Мосбиржей инфраструктура, которая предоставляет возможность покупать и продавать акции компаний, которые не торгуются на бирже. Да, ликвидность там не такая высокая как на бирже, но она вовсе не нулевая. А учитывая огромное количество акций Solidcore, торговля ими поведётся скорее всего активно. При этом, покупать акции на внебиржевом рынке могут только квалифицированные инвесторы, а продавать любые владельцы акций.

Даже находясь на внебиржевом рынке, руководствуясь фундаментальными факторами, влияющими на перспективы компании Solidcore, можно обоснованно рассчитывать на рост её акций, потому что компания сильная и цена золота также продолжает расти.