Слова "металл", металлический" сразу вызывает восприятие чего-то тяжёлого, неподъёмного и громоздкого. У большинства людей эти слова не будут ассоциироваться с чем-то изящным и воздушным. Но творчеству людей, их мастерству и фантазии нет пределов. Есть мастера своего дела, которые делают из различного металла изящные изделия, которые можно отнести к видам художественного искусства.
Существует множество художественных промыслов из металла. Назову самые известные из них.
Художественная ковка - способ механической обработки металлов при высокой температуре, при которой заготовка деформируется под ударами кузнечного молота.
Литье - способ изготовления изделий с помощью заливки расплавленного металла в специальные формы.
Финифть - роспись яркими эмалевыми красками по металлической основе.
Чернение (чернь) - создание на серебряных и золотых изделиях узоров с помощью смеси сульфидов серебра, свинца и меди.
Чеканка - выбивание рельефа на металле.
Гравировка - нанесение рисунка на металл методом вырезания или выжигания.
Скань (филигрань) - плетение ювелирных ажурных узоров из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки.
Сегодня мы подробнее рассмотрим работы художественной ковки, постараемся изучить особенности этого искусства, связанные с различными архитектурными стилями, так как каждая архитектурная эпоха рождала свои особенности художественной ковки, возникновение которых было тесно связано как раз с архитектурой.
Сделаем небольшой экскурс в историю зарождения и развития художественной ковки.
Официально считается, что зародилась ковка как ремесло в VI веке до нашей эры. Именно тогда уже возникла необходимость создавать, топоры, шлемы и другие предметы, связанные, в основном, с производством холодного оружия.
Но самые ранние изделия именно художественной ковки, которые сохранились до наших дней, датируются только XII веком. И это речь идёт о так называемой функциональной ковке. К ней можно отнести оконные и разделительные решётки, двери и ворота с украшениями, ограждения лестниц и балконов, уличные фонари и т.п. Если кратко резюмировать, то всё это - своеобразное украшение зданий, улиц, которые дополняли архитектуру, придавая ей определённый колорит.
Расцвет ковки пришелся на ХVIII век. В конце этого века каждый владелец дома имел хотя бы один кованый предмет, который украшал здание и радовал своей красотой. Развитие ковки всегда шло бок о бок с архитектурой, они прекрасно дополняли друг друга и подчёркивали достоинства каждого искусства. Кузнецы часто копировали орнаменты и приёмы дизайна в камне, одновременно отражая особенности эпохи своего времени.
Основным элементом в ковке является пруток. Он может быть различным по сечению – плоский, круглый, квадратный. Так, в ранней готике в основном использовались узкие и частично широкие прутья. В поздней готике использовались круглые прутья. В Италии введены были квадратные прутья, позже у них использование таких прутьев переняли французские кузнецы. Количество прутьев варьировалось.
https://www.livemaster.ru/topic/250993-epohi-rastsveta-hudozhestvennoj-kovki
В ХIХ веке развитие технологий привело к тому, что ручную ковку потеснили литьё и штамповка. Но в ХХ веке ручная работа в художественной ковке смогла доказать свое превосходство и вернула себе устойчивую позицию.
Сегодня кованые изделия можно с уверенностью считать произведениями искусства. Современные мастера научились изготавливать кованые предметы любого дизайна, формы, размера.
Исторические исследования показали, что первоначально художественная ковка разделилась на структурно-архитектурную и художественную, декоративную. Оба эти направления были нацелены на формирование и оформление пространства и связанных с ним поверхностей. Позднее к этим направлениям присоединилось третье, которое в себя включало объём и орнаменты.
Каждый народ вносил в развитие этого вида художества в металле свои особенности, представления о красоте, национальный колорит. А каждая эпоха отражалась в этом искусстве через архитектурный стиль, который предъявлял определённые требования к кованым изделиям.
Для классицизма художественная ковка должна была обладать сдержанностью и точностью пропорций. Элементы классицизма: разнообразные цветки и лозы винограда, копья, меандры, венки, изящно изогнутые листки и розетки.
Для стиля готики характерны строгость и некоторая чопорность. Готика выделяется высокой сложностью узоров и чёткой симметрией, применением сложных по форме прутков, которые почти всегда имеют стрельчатое завершение.
Стиль барокко - это показное великолепие. Для него характерны скульптурность, рельефность и пышность форм, применение объёмных элементов — масок, корон, гербов, ваз, птиц и т.п.
Ренессанс характеризуется нежностью и изысканностью. Изящный круглый пруток – основная черта этого стиля. Из такого прутка получаются различные спирали и разветвления, которые заканчивались изящными цветками и листьями. Прутки переплетались при помощи просечек, что давало возможность делать узоры в виде восьмёрок. Благодаря ренессансу стали изготавливаться прочные и относительно лёгкие решётки. Отличительными элементами стиля стали завитки, саблевидные листья, спирали, плетёнка. Они часто дополнялись штампованными и литыми бюстами, цветками, различными фигурами.
Стиль рококо характеризуется радостным легкомыслием, обаянием. В то же время отличается сложными и замысловатыми узорами, а также обилием необычных форм. В этом стиле приемлемы асимметрия, изделия визуально кажутся лёгкими, так как присутствует утончённость в работе.
Можно добавить, что в стиле рококо завитки выполняются изломанными и растянутыми, крупные элементы практически не применяются, а узоры из листьев и цветов занимают максимум свободного пространства.
Стиль модерн в любых своих проявлениях характеризуется смелостью и оригинальностью. Художественная ковка - не исключение.
Мастера этого стиля избегают жестких геометрических линий и используют элементы, имитирующие природные формы, такие как ветви, цветы, листья и водные потоки. Элементы живой природы принимают стилизованные формы и трансформируются в абстрактные и изящные узоры, которые дополняются кривыми и волнообразными линиями. Всё это создаёт оригинальность восприятия.
Многие кузнецы-модернисты часто комбинируют материалы для своих изделий, умело сочетая металл со стеклом, камнем, керамикой или редкими металлами.
Мы рассмотрели основные стили художественной ковки и их главные особенности.
А теперь пройдёмся по некоторым городам и посмотрим, как представлена в них художественная ковка, которая сохранилась до наших дней.
В Петербурге есть уникальная художественная ковка. Вот лишь один из примеров.
В Москве сохранились на некоторых улицах кованые ограды.
В ГУМе много художественных изделий из металла. Некоторые из них представляют сочетание художественной ковки и литья.
Перила переходных мостиков ГУМа, которые видны на фото выше, сочетаются по стилю с торшером и в них использовано также сочетание ковки и литья.
Посмотрим некоторые шедевры зарубежных городов.
Город Лион, Франция.
Город Фертёд, Венгрия.
Меня очень заинтересовал кованый памятный знак в честь победы Александра Невского в битве на Чудском озере в 1242 году. Он сделан мастерами Пскова. Автор композиции Всеволод Петрович Смирнов. Под его руководством старые псковские кузнецы восстанавливали кованые детали и декоративные архитектурные элементы в Псковском Кремле.
Вот описание этого памятного знака:
- Большой прямоугольный щит в виде воинского знамени — прапора. На нём представлен план города Пскова и изображён барс с псковского герба.
- В круглых медальонах ниже прапора размещены гербы городов, принимавших участие в битве: Пскова, Новгорода, Владимира, Твери и Переславля-Залесского.
- На витой ленте размещены небольшие колокола, напоминающие о вечевом колоколе Псковской республики и тревожном звоне набата.
- Кованый меч — символ ратной славы псковичей, знаменует боевое прошлое города. (https://unesco.pskov.ru/publication/4/)
Памятный знак был установлен в 1972 году на крепостной стене Довмонтова города - второго пояса оборонительных стен псковской крепости. Этот пример показывает, что художественная ковка имеет ценность не только как вид искусства, но и в современное время помогает восстанавливать историческую память народа, почитать и знать героев своей земли. Это очень важно.
Хочу закончить свою статью строчками из стихотворения Сергея Есенина "Кузнец", так как вся красота, ценность всех аспектов ковки, в том числе и художественной ковки, - это дело рук человека, профессия которого - кузнец:
"...К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей...
Куй, кузнец, рази ударом,
Пусть с лица струится пот.
Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод!
Закали свои порывы,
Преврати порывы в сталь
И лети мечтой игривой
Ты в заоблачную даль..." (1914 год)
Благодарю всех, кто дочитал эту статью до конца, оценил труд, поставив "класс", поделившись информацией, или подписался.
О деревянном зодчестве "Самое ажурное зодчество Руси" можете узнать по ссылке: https://dzen.ru/a/Y4iqElS05R9xJnAh