Найти тему
ОСК | Северная верфь

«Неустрашимый» проекта 41|Отказ от серийной постройки

Перед разговором о еще одной значимой серии кораблей в истории отечественного судостроения, кораблях проекта 56, которые стали последними торпедно-артиллерийскими кораблями своего класса в ВМФ СССР, мы немного расскажем о проекте 41.

ЭМ «Неустрашимый».
ЭМ «Неустрашимый».

Тем более, что на стадии проектирования в документах 56 проект обозначался как «модернизированный проект 41».

Новый, послевоенный проект должен был максимально учитывать опыт Великой Отечественной войны. Планировалось сначала построить головной корабль и уже после его испытаний запускать серию. Всего планировалось построить 110 единиц.

Корабль проекта 41 должен был иметь мощное вооружение, способность развивать высокую скорость, иметь большую дальность плавания, отличную мореходность и живучесть.

Сам проект был утвержден осенью 1949 года (разработкой занималось ЦКБ-53 под руководством В. А. Никитина), и 5 июля 1950 года на заводе им. А. А. Жданова (сейчас судостроительный завод «Северная верфь») был заложен головной корабль проекта 41 «Неустрашимый». В том же году началось строительство установочной серии и на других заводах. В этом корабле были применены многие конструктивные и технические новшества, впоследствии внедренные при постройке других кораблей. Однако от строительства серии отказались.

ЭМ «Неустрашимый».
ЭМ «Неустрашимый».

Корпус корабля был гладкопалубным, размеры всех палубных надстроек сводились к минимуму. Подобная архитектура корабля была новой для отечественного кораблестроения (первыми стали сторожевые корабли проекта 42).

  • Корпус состоял из 14 водонепроницаемых отсеков, при этом пройти по кораблю можно было без выхода на верхнюю палубу. Остойчивость и непотопляемость была гораздо выше, чем у кораблей проекта 30бис.
  • Новшество заключалось и в главной энергетической установке (ГЭУ) с двумя автоматизированными котлами, вырабатывавшими пар повышенных параметров. Расположение ГЭУ было эшелонным, в двух раздельных отделениях, в каждом отделении — главный турбозубчатый агрегат и два котла.

Новшества были и в плане вооружения:

  • Две спаренные универсальные 130-мм стабилизированные полуавтоматические палубно-башенные артиллерийские установки СМ-2-1 с собственными радиолокационными дальномерами «Штаг-Б» и оптическими прицелами АМО-3, 45-мм СМ-16 и 25-мм автоматы 4М-120. Теперь радиолокационное управление стрельбой было предусмотрено не только для 130-мм артиллерии, но и для 45-мм автоматов.
  • Торпедное и противолодочное вооружение практически не отличалось от 30-бис, была заменена только гидроакустическая станция (ГАС), а позднее вместо бомбометов БМБ-1 были установлены две реактивные бомбометные установки РБУ-2500.
  • Штурманское вооружение состояло из трех магнитных компасов КП-М1 и КП-М3, гирокомпаса «Курс-4», эхолота НЭЛ-4СУ, лага «Гаусс-50», автопрокладчика «Путь-1» и радиопеленгатора РПН-47-01.
  • И еще из нововведений: для улучшения маневренных качеств на корабле были установлены 2 руля, расположенных за гребными винтами, также была установлена система воздушного отопления помещений.

СЕРИИ НЕ БУДЕТ

Результаты заводских испытаний в 1952 году выявили ряд проблем, главным образом, с ходовыми качествами корабля: скорость полного хода не дотягивала до проектной, как и дальность плавания.

Водоизмещение корабля оценивали как неприемлемо большое для столь масштабной серии. Конструкторами вносились изменения в проект (до отказа от серии), в основном для уменьшения водоизмещения, что при этом давало существенное уменьшение дальности плавания и автономности корабля.

Вообще, претензии к избыточному водоизмещению высказывались еще до самих испытаний, и было принято решение отказаться от сери. Хотя проектом и предусматривался значительный запас для модернизации.

2 июня 1951 года Постановлением Совета Министров СССР приостановлена серийная постройка ЭМ проекта 41.

Теперь уже «Неустрашимый» достраивался как опытный корабль.

После многочисленных доработок и изменений, корабль завершил испытания и был сдан флоту 31 января 1955 года.

ЭМ «Неустрашимый».
ЭМ «Неустрашимый».

Комиссия государственной приемки отмечала, что мореходные качества, средства противовоздушной и противолодочной обороны, условия обитаемости корабля существенно улучшены по сравнению с кораблями проекта 30бис. Также отмечалась экономичность и надежность ГЭУ по сравнению с теми же 30бис.

Одновременно с этим заводу предписывалось выполнить следующие мероприятия:

Довести скорость полного хода корабля до первоначальной проектной величины, путем перепроектирования винтов, замены двух рулей одним и установки обтекателей на гребные валы.
Устранить повышенную вибрацию корабля путем замены 3-лопастных винтов 4-лопастными.
Четыре спаренных 45-мм зенитных автомата в установках СМ-16 заменить на четыре счетверенных зенитных автомата в установках СМ-20-ЗИФ.
Количество боезапаса главного калибра довести до не менее чем до 250 выстрелов на ствол.
Опытную систему управления зенитным огнем «Фут-Б» заменить на серийную систему, отрабатываемую на кораблях проекта 56.
Устранить повышенное брызгообразование в носовой части корабля.
В боевом информационном посту существующий стол обстановки и автопрокладчика заменить единым столом типа «Планшет», принятым на вооружение по опыту эксплуатации на корабле проекта 30бис.

В 1957 году модернизация корабля была завершена.

  • Полное водоизмещение корабля увеличилось до 3966 т, а скорость уменьшилась до 33,37 уз.
  • Вместо четырех спаренных 45-мм артустановок СМ-16 установили четыре 45-мм 4-ствольных автомата СМ-20-ЗИФ.
  • Сняли бомбометы БМБ-1, два подпалубных бомбосбрасывателя и ликвидировали погреба для глубинных бомб.
  • Был установлен радиопеленгатор АРП-50.
  • Была установлена более современная ГАС «Пегас-2М».
  • Была установлена станция обнаружения излучений радиоэлектронных сигналов «Мачта-П4», аппаратура ночного совместного плавания «Огонь-50», цепной охранитель корабля от подрыва на якорных контактных минах ЦОК-2У, акустический охранитель корабля БОКА-ДУ.

«Неустрашимый» служил штабным кораблем Балтийского флота, позже использовался как учебный для подготовки экипажей строящихся кораблей. А в 1975 году был разобран на металл.

Источники:
Источники: Доценко В. Д. Корабли и суда Военно-Морского Флота, построенные на Судостроительном заводе «Северная верфь» СПб, 2007., Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. СПб, 2003., Апальков Ю.В. Эскадренные миноносцы проекта 56. Монография.-«Галея Принт», 2006.