Провёл день с «Москвичом-6», и даже не ради тест-драйва: машина вышла прошлой осенью и её обзоры вы наверняка читали. Меня же интриговало другое: почему она так провалилась в продажах?
Дела «Москвича» идут со скрипом: в прошлом году план не был выполнен, складские запасы на январь 2024 года превысили годовые продажи, а в этом году даже после радикального снижения цены ситуация лишь немногим лучше. Но если «Москвич-3» ещё худо-бедно продаётся, то «шестёрка» так и не может поймать волну: с января по июль продано 11 тысяч «Москвичей», из которых на лифтбэк пришлось лишь чуть более тысячи.
Изначально я ждал от «шестёрки» большего. Мне нравится её дизайн и формат: это лифтбэк по типу Skoda Octavia, но чуть крупнее. Кроме того, JAC J7, который и лёг в основу «Москвича-6», пользуется относительно неплохим спросом. Марку JAC в России почти не знают, дилерская сеть скромна, но в прошлом году J7 стал лидером сегмента С+. Так в чём проблема «Москвича»? Вот мои соображения после тест-драйва.
1. Машина сама по себе не безнадёжная, но садишься за руль и сразу понимаешь: нет, это не «Октавия». От эргономики до алгоритмов работы роботизированной коробки передач это автомобиль бюджетный, и это правда — в Китае он стоит от 85 тысяч юаней (1 млн рублей). Если бы в России удалось сохранить цену ниже среднего по рынку, он мог бы пользоваться спросом, но...
2. Но с ценой сразу надерзили: в прошлом году он вышел с прайсом от 2,626 млн рублей, что было дороже всех конкурентов, кроме Changan Uni-V. Не знаю, на что рассчитывал «Москвич»: на лавры «Октавии»? В итоге к весне скинули полмиллиона рублей, но было поздно, осадочек уже остался. Обычно марки делают по-другому: сначала назначают цену пониже, чтобы сформировать имидж доступной модели, а уже потом накручивают её пропорционально спросу.
3. Модель не адаптирована для России. Оцинковки кузова нет, просвет 140 мм (а под защитой картера ещё меньше), вместо запаски — докатка, зимнего пакета нет. Плюс к этому множество китаизмов: выходишь из заведённой машины, она орет клаксоном (беда многих чайнакаров). Её нужно подгонять под российские предпочтения, а пока она выглядит наспех взятым китайцев, не самым передовым и не самым доступным.
4. Не хватает бюджетных версий. Скажем, силовые агрегаты — только 1,5-литровые с наддувом, коробки — или вариатор, или робот. Оба, подозреваю, проблемные. Я бы предпочёл версию с механикой и атмосферным мотором, без псевдокожаного салона и, возможно, без монитора с неудобным управлением климатом. Что-то очень простое, но за 1,5-1,8 млн рублей. Может быть, у «Москвича» есть обязательство не залезать на территорию Lada Vesta?
5. У автомобиля вялый маркетинг. Прокатившись, я понял, что у него есть сильные стороны: например, по практичности — это плюс-минус та же Octavia. У него неплохая настройка подвески, хорошая комплектация, здравая управляемость. Но кто об этом знает? Бренд «Москвич» хоть и знаком россиянам, но особенного лоска не несёт, а значит, нужно заниматься агрессивным имиджмейкингом, которого, как я понимаю, пока не хватает.
Но я не говорю, что проект уже провалился, нет. «Москвич» вкладывается в локализацию автомобиля, играет с ценой, запускает новую модель — «восьмёрку». Так что шансы наверняка есть. Просто пока выход на рынок выглядит несколько суетливым. Что и понятно: делали-то всё впопыхах.