Найти тему
Не боюсь ЕГЭ

Решение 20 задания на ЕГЭ по истории



20 задание на ЕГЭ по истории требует от участников экзамена умения сравнивать исторические периоды, находя между ними сходства или различия, и обосновывать свои выводы конкретными историческими фактами. Это задание вызывает определённые трудности, так как требует не только знаний, но и умения логически рассуждать и чётко формулировать свои мысли.

С вами учитель, репетитор, активно готовящий к ЕГЭ по обществознанию и истории много лет. Эксперт по проверке второй части более 10 лет.
Знаю об ЕГЭ изнутри


Главная задача — сформулировать тезис, который представляет собой обобщённое оценочное суждение. Например, вас могут попросить указать сходства в положении дворянства в периоды правлений Петра I и Екатерины II. Важно, чтобы тезис был достаточно конкретным, но не чрезмерно узким, и чтобы он позволял привести убедительные исторические факты в качестве обоснования.

Какие же сложности могут возникнуть?
Во-первых, это выбор корректного тезиса. Иногда сложно найти баланс между слишком общим и слишком узким тезисом. Например, утверждение «Положение дворянства в период правления Петра I и Екатерины II имело общие черты» слишком расплывчато. Тезис должен быть более конкретным, чтобы обоснования не были спорными.
Во-вторых, ошибки в приведенных фактах. Важно не допускать фактических ошибок. Например, если вы укажете, что Екатерина II учредила дворянские коллегии, это будет фактической ошибкой, так как правильное учреждение — это дворянские собрания. Фактические ошибки снижают оценку.
В-третьих, трудности с обоснованием. Иногда учащиеся путают тезис с обоснованием или приводят слишком общие обоснования. Например, утверждение «Екатерина II увеличила привилегии дворянства» слишком общее и может не быть засчитано.

Что же делать, чтобы набрать за 20 задание максимальный балл?
Использовать алгоритм. Своим ученикам я предлагаю следующий.
1. Внимательно прочитайте задание. Определите, требуется ли указать сходства или различия, и к какому периоду относится задание.
2. Составьте таблицу фактов. На черновике выпишите факты, относящиеся к каждому из сравниваемых периодов. Например, для сравнения положений дворянства при Петре I и Екатерине II можно использовать такие факты, как «создание Табели о рангах» и «издание Жалованной грамоты дворянству».
3. Сформулируйте обоснование. Выберите из таблицы два факта, которые должны быть логичными и точно показывать сходство или различие.
4. Составьте вывод-тезис. Опирайтесь на факты, которые вы можете привести в обоснование. Тезис должен быть обобщённым, но достаточно конкретным, чтобы его можно было доказать.
5. Проверьте свой ответ. Убедитесь, что тезис и обоснования соответствуют друг другу и не содержат фактических ошибок. Если есть незначительная неточность, исправьте её, чтобы не исказить суть ответа.

Обратите внимание на то, что выполнение 20 задания я предлагаю ученикам начать не с формулировки тезиса, а с подбора аргументов. Считаю, что именно такой способ позволяет учащимся правильно сформулировать тезис. Составив сравнительную таблицу фактов, выпускник увидит те соответствия или противоположности, которые ему необходимы. На их основе сможет сформулировать обоснование. Имея обосновании, выпускник сформулирует вывод о сходствах или различиях, что и будет являться тезисом.
Выполнение 20 задания требует внимательности, логики и хороших знаний по истории. Следуя предложенному алгоритму, выпускники смогут избежать типичных ошибок и получить высокую оценку за это задание.

Еще больше информации и материалов по истории и обществознанию в группе ВК «Не боюсь ЕГЭ»