Найти тему
Народ Востока

Как относились к евреям в Палестине во времена Османской империи?

Османская империя захватила Палестину в 1516-м году и владела ей до 1918-го года. Здесь на тот момент проживало незначительное еврейское население, оставшееся еще с древности и уцелевшее в крестовых походах. В дальнейшем один из султанов пригласил в свои владения беженцев из Испании и Португалии. Но лишь меньшая их часть решила вернуться на историческую родину. Большинство предпочло обосноваться более культурных местах.

В османском государстве тогда действовала система миллетов, предусматривающая значительную степень автономии для немусульманских общин. Свои миллеты, гарантирующие внутреннее самоуправление, имелись у армянских христиан, иудеев и православных. Их главой являлись религиозные лидеры, которые несли за своих людей ответственность перед государственными чиновниками, обеспечивали стабильность и выполняли некоторые поручения.

Таким образом, до тех пор, пока евреи не уступали во взаимодействие с мусульманами, вся их жизнь протекала по собственным законам и под собственным руководством. Им было дозволено свободно исповедовать свою религию, иметь необходимые для них организации, такие, как синагоги и духовные школы. Им была гарантирована свобода передвижения.

Вместе с тем, как и другие немусульманские конфессии, дети Сиона входили в категорию зимми. Это означало, что по отношению с правоверными они были несколько ограничены в правах и несли определенные обязательства. У последних были некоторые судебные привилегии, зато евреи уплачивали специальный дополнительный налог под названием джизья. Он был известен еще со времен Арабского халифата и был платой за освобождение от военной службы для иудеев, зороастрийцев и православных. Так что, это можно рассматривать и как плюс – в зависимости, с какой стороны посмотреть.

-2

В целом можно сказать, что империя не сильно выделяла евреев из общего ряда подданных. Для нее они являлись лишь одним из многих меньшинств, пусть очень образованным и компетентным, но все же, все же. Главное, что и особых притеснений не было, и этот факт в 16-18-е веках привлек в страну многих европейских евреев.

Все изменилось в конце 19-го столетия, который отметился всемерным ростом европейского антисемитизма. Австрийский еврей Теодор Герцль основал движение сионистов с целью побудить всех евреев вернуться на родину и в далеком будущем восстановить собственное государство.

Тогдашний султан Абдул-Хамид IIотверг эту идею и отказался от предложения выкупить Палестину. Он ответил, что эта земля принадлежит всей исламской умме и добавил, что если османское государство падет, то они и бесплатно смогут ее забрать – как видел!

Тем не менее, он разрешил евреям возвращаться и покупать там участки с целью основать колонии. Он даже сдерживал тихое до поры, до времени недовольство арабского населения, которое было готово терпеть немногочисленных местных евреев, но не испытывало восторгов от наплыва европейцев.

-3

В целом, в османскую эпоху сионисты в Палестине были юридически и физически защищены и процветали под правлением империи. Правда, в то же самое время случилось несколько мелких и крупных бунтов, самые заметные были в 1834-м и 1916-м годах, но на тот момент турки не имели возможности ситуацию как-либо контролировать.

С ростом турецкого национализма евреи в Палестине казались Стамбулу даже более предпочтительными, чем арабы, ведь среди последних распространились опасные для империи идеи независимости. Это привело к попыткам провести тюркизацию, что вызвало еще большее недовольство властями.

В итоге из оппозиции державе Османов и недовольства еврейскими эмигрантами арабы во время Первой мировой поддержали британцев, которые не сумели решить, но смогли временно заморозить проблему. В итоге прием новых сионистов был приостановлен, но были те, кто пробирался сюда нелегально.

-4

Тем не менее, в экономическом и административном плане англичане были вынуждены опираться на образованных и трудолюбивых евреев. Фактически, в межвоенное время они сумели упрочить свое положение в Палестине и подготовить восстановление независимости.