Разработка стратегии развития организации и ее внедрение — важнейшая часть работы собственника бизнеса или наемного топ-менеджмента, однако значительная часть компаний испытывает сложности с этим процессом и спустя некоторое время начинаются сомнения «так ли это нужно?» и «все это не работает!».
Одна из причин такой ситуации – подмена внедрения всей системы стратегического управления использованием отдельных ее инструментов — проведением стратегических сессий или разработкой «рамочного» основного документа развития, как правило, для отчета.
Стратегическое управление как система — цикличный механизм, включенный в ежедневную деятельность всех подразделений и каждого сотрудника организации, состоящий из следующих этапов:
1. Стратегический анализ
2. Разработка и выбор стратегии
3. Внедрение и реализация
4. Анализ и корректировка
На каждом из этих этапов свои задачи, результаты и подводные камни. При этом, игнорирование какого-либо этапа приводит к отсутствию ожидаемого от стратегии эффекта.
ЭТАП 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Проводится на уровнях микро-, меза-, макро и мегасреды и включает в себя:
Анализ внутренней среды организации — с применением инструментов профиля экспертности управления, SNW-анализа и др.
Анализ внешней среды — классический метод - PEST(EL)-анализ, включающий оценку политических, экономических, социальных и технологических (в расширенном варианте юридических и экологических) факторов внешней среды, оказывающих воздействие на развитие организации.
Отраслевой и конкурентный анализ — положение организации в отрасли, оценка конкурентной диспозиции.
Отраслевое и общеэкономическое прогнозирование.
Результаты этапа:
Понимание сильных и слабых сторон организации, ее конкурентных преимуществ, точек и ресурсов роста.
Возможности и угрозы внешней среды на всех уровнях.
Сценарное поле развития отрасли и экономики.
ЭТАП 2. РАЗРАБОТКА И ВЫБОР СТРАТЕГИИ.
На данном этапе на основании данных стратегического анализа проводятся:
Формулирование миссии организации (зачем мы существуем и развиваемся?)
Разработка и выбор стратегических приоритетов развития
Декомпозиция приоритетов по целям и задачам
Результат этапа - разработка корпоративной (генеральной) и функциональных стратегий организации, их декомпозиция на уровень операционного управления с распределением ресурсов, обязанностей и ответственности исполнителей.
ЭТАП 3. ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ.
Основные задачи:
Внедрение стратегических изменений — внесение необходимых для реализации стратегии изменений в оргструктуру, систему управления и стиль руководства, корректировка или внедрение новых бизнес-процессов.
Управление реализацией,внедрение стратегического контроля — разработка критериев и показателей обратной связи по реализации стратегии, доведение их до сотрудников и непосредственно измерение (сбор данных).
На данном этапе возникает, как правило, большое количество сложностей, поскольку система сопротивляется изменениям за счет наличия конфликта с каждодневными тактическими действиями. Именно здесь проявляется искусство и профессионализм управленцев, способных его нивелировать и компетентность консультантов, которые готовы взяться не только за анализ и советы, но и за внедрение.
ЭТАП 4. АНАЛИЗ И КОРРЕКТИРОВКА СТРАТЕГИИ.
Стратегия — это живой документ, не самоцель, а инструмент управления, который в зависимости от обратной связи может и должен претерпевать своевременные корректировки. На данном этапе, на основании данных показателей стратегического контроля, изменений конкурентной среды или экономической обстановки производится уточнение или пересмотр стратегических приоритетов и целей организации, изменение или совершенствование системы и процессов управления, т.е. по сути дела возврат к этапу стратегического анализа.
Таким образом, стратегическое управление — непрерывное своевременное движение по кругу стратегического цикла и чем выше неопределенность внешней среды — тем выше скорость этого движения. А стратегия – реализация всех четырех этапов, а не формальное создание документа развития.