Кыл-кубыз – это один из древнейших в мире струнно-смычковых инструментов. Возник в кочевой среде тюркских народов в IX—X веках нашей эры. И звук этого инструмента, а также его необычная конструкция остались общим достоянием всех потомков кочевников.
Создание кыл-кубыза приписывается Коркыту – великому тюрку. Эта легендарная личность, вокруг которого сложилось очень много мифов и легенд. Если обращаться к сухой истории, то Коркыт – это поэт, музыкант и философ, родившийся в степях вдоль берегов реки Сырдарья. Если же верить всем сказаниям, то перед тем, как стать владыкой Нижних вод, Коркыт Ата прожил на земле 300 лет, подарил людям огонь, стал первым на земле шаманом и, конечно же, сделал первый в мире кыл-кубыз.
С древних времён кыл-кубыз вырезали из цельного куска дерева, считалось что тогда у него будет душа. Кыл-кубызы нередко украшались перьями, разными металлическими пластинами, которые звенели в такт музыке. В резонаторном отверстии могли крепиться колокольчики и зеркала. Большая часть истории исполнительства на кыл-кубызе связана с религиозно-магическими ритуалами шаманов, баксы, эулия - священнослужителями древней тенгрианской религии. Самая первая функция инструмента - роль посредника между двух миров – людей и богов. Так, к примеру, неслучайно использование зеркала внутри корпуса и металлической подвески. Народ считал инструмент священным и воспринимал как живое, одухотворённое существо, способное уносить хозяина в мир духов, чтобы изменять погодные условия, вылечивать больных, предсказывать будущее, влиять на судьбу человека, его семьи и рода. Считалось, что трогать инструмент мог только его хозяин-исполнитель, именно поэтому запрещалось продавать и передаривать инструмент. Возможно, это послужило причиной того, что инструмент не сохранился до наших дней в первоначальном виде. Как правило, кыл-кубызы подвергались уничтожению или закапывались перед смертью самими музыкантами.
Ҡыл – со всех тюрксих языков переводится как конский волос, использовавшийся как материал для струн. Схожее происхождение имеет и якутский смычковый инстрмуент ҡылысах (ҡыл – волос, сах – удар вскользь). В связи с этим, вероятно, приставку кыл стали использовать в качестве указания материала струны, а позднее этот термин закрепился за самими инструментами, несмотря на то, что струны некоторых из них стали изготавливаться из других материалов.
Аналогичным образом произошла и замена корня кобыз на кубыз, оно связано с первоначальным вариантом названий материалов: ҡабыҡ– древесная кора, ҡауыҡ – дупло, пустота, пустой.
В древности на кыл-кубызе играли дугообразным смычком, чем служил небольшой лук.
Кроме необычной формы инструмента первое, что бросилось бы в глаза любому скрипачу – это отсутствие грифа. На кыл-кубызе звукоизвлечение флажолетное, исполнитель лишь касается струны ногтём, меняя тем самым высоту ноты. Это архаичный способ игры.
История кыл-кубыза насчитывает более тысячи лет. Одно из первых упоминаний о кыл-кубызе у башкир встречается в эпосе «Заятуляк и Хыухылу», а также в героическом эпосе огузов «Kitabi Dada Qorqud». Однако точное время изобретения инструмента неизвестно.
После распространения ислама на территории Башкирии, игра на кыл-кубызе стала редкостью из-за того, что владели инструментом шаманы, эулия или баксы. К началу XX века инструмент окончательно потерял популярность среди башкирского народа.
Основательно кыл-кубыз в республике начали изучать только в последние годы. Выяснилось, что башкирский вариант инструмента имеет сходства с казахским. Историки считают, что было две разновидности — двухструнный южный и трёхструнный северный. Схожим, помимо внешнего вида, является и название инструмента: у казахов он называется – кобыз, у башкир – кыл-кубыз.
Основная работа над возрождением кыл-кубыза в Республике Башкортостан началась на кафедра Традиционного музыкального исполнительства, созданного в 1989 году, организацией экспериментальной мастерской по реставрации и производству башкирских музыкальных инструментов при Уфимском государственном институте искусств под руководством композитора Айрата Миниахметовича Кубагушева – заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан (1995) и члена Союза композиторов СССР и России (1989). В мастерской были созданы несколько оркестровых версии кыл-кубыза.
Эксперимент продолжался многие годы мастером Ришатом Галимовым. Сейчас дело всей его жизни и мастерская находится в надёжных творческих руках его дочери - Гульнур Рашитовны Галимовой. За время экспериментов мастерами были усовершенствованы звук и тембр кыл-кубыза, корпус приобрел красивый и удобный вид, исчезли лады, расширился диапазон, появились новые виды кыл-кубыза.
Новые мастеровые инструменты – альтовый, скрипичный и басовый кыл-кубызы прекрасно вошли в музыкальную жизнь Республики Башкортостан.
В 1994 году в Уфимском училище искусств открылся класс кыл-кубыза и преподавали там именно на альтовых инструментах. Альтовый кыл-кубыз использовался в начальном звене обучения, ансамблях и оркестрах.
Следует отметить, что у казахов прима кобыз сохранил флажолетный способ игры, но реконструкторы башкирского кыл-кубыза сочли его не самым технически удобным и решили добавить скрипичный гриф, сохранив способ игры на классических инструментах – пальцевым зажатием струны. И чтобы окончательно закрыть вопрос о необходимости для оркестров академического кыл-кубыза, Гульнур Галимова в экспериментальной мастерской в 2015 году изготовила новый вариант кыл-кубыза с грифом, с полностью скрипичным строем.
Познакомлю вас с самыми яркими коллективами Республики Башкортостан, в состав которых входит традиционный кыл-кубыз.
Этно-проект «HAZINA», целью которой является популяризация не только фольклора в современной обработке, но и самих народных инструментов: традиционный кыл-кубыз – Залия Ганиатуллина; академический кыл-кубыз - Наиля Биктимирова; курай и горловое пение- Земфира Рашитова; башкирская думбыра - Гульназ Нафикова; кубыз и народный вокал - Залия Нурлы.
Фольклорный ансамбль песни и танца «Мирас», где кыл-кубыз демонстрируется зрителям как солирующий инструмент благодаря Заслуженной артистке Республики Башкортостан Залие Ганиатуллиной.
Этно-группа «Йатаган», где на традиционном кыл-кубызе и виолончели играет артист Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, Заслуженный артист РБ – Аяз Нухов. Благодаря его мастерству кыл-кубыз играет важную роль в создании звуковых образов.
Пропаганде башкирского народного инструмента кыл-кубыз, так же содействует Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан под руководством Рината Мухаметзянова. В НОНИ РБ группа кыл-кубызов представлена и традиционным, и академическими разновидностями. Их концертная программа содержит оригинальные сочинения башкирских композиторов, виртуозные обработки народных песен и танцев, а также переложения произведений мировой и отечественной классики. Так, к примеру, «Интродукция и Рондо-каприччозо» К. Сен-Санса, «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди, «Румынские танцы» Б. Бартока, «Цыганские напевы» П. Сарасате, «Русский танец» П.И. Чайковского, предполагающие солирующее исполнение на скрипке, звучат на академическом кыл-кубызе в сопровождении оркестра.
Свой рассказ хочу завершить небольшой фразой, которую мне всегда говорил мой учитель – не важно, где ты и какой твой статус, главное помни о своих корнях, кто ты и кто твои предки.
Для меня кыл-кубыз даёт эту самую возможность соединения с предками, я чувствую силу и уверенность в своей нужности миру.
Спасибо за внимание❤️